При движении автомобиля под уклон или в гору скоростной режим может изменяться.
Схема размещения основных управляющих компонентов темпостата
1 — Исполнительное устройство (сервопривод) 2 — Датчик-выключатель разрешения запуска (модели с АТ) 3 — Управляющий переключатель темпостата 4 — Главный выключатель темпостата
5 — Датчик-выключатель сцепления (модели с РКПП) 6 — Датчик-выключатель стоп-сигналов/торможения 7 — Модуль управления темпостата
При активации темпостата, модуль управления системы начинает сравнивать данные, выдаваемые датчиком скорости (модели с РКПП)/TCM (модели с АТ) с выбранными водителем при активации темпостата уками. На основании результатов сравнения модуль вырабатывает корректирующие команды, передаваемые на установленное в двигательном отсеке исполнительное устройство темпостата, непосредственно управляющее приводом дроссельной заслонки. Схема расположения основных управляющих компонентов темпостата показана на иллюстрации.
Принцип функционирования
Функциональная схема системы управления скоростью представлена на иллюстрации.
Временный сброс скорости за счет торможения двигателем производится путем удерживания управляющего переключателя отжатым в положение «SET/COAST» (с возвратом к выбранной крейсерской скорости при отпускании переключателя).
При снижении скорости движения автомобиля ниже 32 км/ч (20 миль/ч) темпостат должен отключаться автоматически.
Возврат к выбранным ранее установкам после временного отключения темпостата
Возврат к выбранным ранее установкам крейсерского скоростного режима после временного отключения темпостата производится путем отжимания управляющего переключателя в положение «RESUME/ACCEL».
Текущая скорость движения автомобиля в момент вызова установок должна составлять не менее 32 км/ч (20 миль/ч).
Следует помнить, что перевод главного выключателя темпостата в положение «OFF», равно как и выключение зажигания приводит к стиранию ранее введенных в память модуля управления темпостата установок.
Отключение темпостата
Деактивация темпостата может быть произведена любым из перечисленных ниже способов:
При непроизвольном сокращении скоростного режима (например, при движении в гору) более чем на 8 км/ч (5 миль/ч) относительно установочного значения требуемая корректировка производится за счет активации муфты сцепления исполнительного устройства.
При получении соответствующего сигнала от модуля управления производится включение муфты сцепления исполнительного устройства, обеспечивающее активацию шагового сервомотора, непосредственно связанного с дроссельной заслонкой. Конструкция исполнительного устройства представлена на иллюстрации.
При помощи главного выключателя производится управление подачей питания на модуль управления темпостата. Выключатель оснащен встроенной контрольной лампой и лампой подсветки.
Отключение зажигания приводит к автоматическому переводу главного выключателя темпостата в положение «OFF» (Выкл).
Комбинированный управляющий переключатель
Комбинированный управляющий переключатель имеет самовозвратную рычажную конструкцию и помещается на сборке рулевого колеса, что позволяет водителю осуществлять требуемые переключения не отрываясь от управления автомобилем. Соответствующие контакты переключателя остаются в замкнутом состоянии до тех пор, пока рычаг удерживается отжатым в любом из рабочих положений, при отпускании рычага переключатель автоматически возвращается в базовую позицию. Оттягивание рычага переключателя на водителя приводит к переводу его в положение «CANCEL», когда сигналы «RESUME/ACCEL» и «SET/COAST» высылаются на модуль управления одновременно.
Датчик скорости движения (VSS)
VSS установлен на картере трансмиссии и (на моделях с РКПП) обеспечивает модуль управления темпостата информацией о текущей скорости движения транспортного средства.
Привод дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка оборудована двумя приводными кулачками, к одному из которых крепится трос газа, соединенный с педалью акселератора, в то время как второй служит для подсоединения приводного троса исполнительного устройства темпостата.
1 — Трос газа 2 — Трос темпостата 3 — Кулачок
Оба кулачка функционируют независимо друг от друга, иными словами, перемещение одного не обязательно влечет за собой перемещение второго.
Модуль управления темпостата помещается в нижней части правой передней стойки и обеспечивает полный контроль функционирования системы управления скоростью, основываясь анализе данных, поступающих от соответствующих информационных датчиков и датчиков-выключателей.
Функция аварийного отключения
Повторная деактивация темпостата после его аварийного отключения по любой из причин может быть осуществлена спустя не менее 2 ÷ 20 минут с момент выявления нарушения.
Аварийное отключение темпостата происходит в перечисленных ниже ситуациях.
Конфликт между сигналами управляющих переключателей и датчиков-выключателей деактивации системы управления скоростью
Автоматическое аварийное отключение темпостата производит при переводе управляющего переключателя в любое из рабочих положений (SET/COAST, RESUME/ACCEL или CANCEL) при одновременной выработке какого-либо из деактивирующих сигналов (торможение, срабатывание датчика-выключателя стоп-сигналов, сцепления или разрешения запуска).
Еще одной причиной автоматического отключения темпостата является перевод главного выключателя в положение «ON» при отжатом в любое из рабочих положений управляющем переключателе.
Повторная активация темпостата после его аварийного отключения может быть произведена только после перевода главного выключателя в положение «OFF».
Нарушения в цепи электрических соединений
К аварийному отключению темпостата могут приводить следующие электрические нарушения:
a) Заземление или отсоединение клеммы шагового сервомотора/размыкание цепи привода мотора в результате короткого замыкания; b) Короткое замыкание в цепи муфты сцепления сервомотора; c) Вариации сигнала скорости с амплитудой ± 10 км/ч и периодом 350 мс; d) Пригорание во встроенном реле во время деактивации темпостата; e) Нарушение исправности функционирования модуля управления темпостата; f) Расхождение между значениями, записанными в ОЗУ модуля управления; g) Выявление системой самодиагностики каких-либо нарушений темпостата при включении зажигания.
Нарушение исправности функционирования шагового сервомотора
Отказы шагового мотора исполнительного устройства, а также слишком частые и чрезмерно долгие его включения также могут приводить к аварийной деактивации темпостата.
Как работает система поддержания заданной скорости (темпостат, круиз-контроль)
Как работает система поддержания заданной скорости (темпостат, круиз-контроль).
Темпостат позволяет запоминать и автоматически поддерживать требуемую скорость на уровне не ниже 30 км/ч.
Для поздних моделей с кнопкой I/0 темпостат может быть включен уже после поворота ключа зажигания в положение 1. Нажмите кнопку 4. При этом на приборной доске загорится контрольная лампа. Вы можете пользоваться темпостатом.
Для ранних моделей (например с ЭБУ 65 71 8 375 497 HW07 SW04) система может быть включена уже после поворота ключа зажигания в положение 1 нажатием клавиши, показанной стрелкой. При этом на приборном щитке загорается контрольная лампа. При повторном нажатии клавиши система выключается.
Движение с заданной скоростью, запоминание скорости и разгон
Нажмите кнопку 1. В память темпостата вводится фактическая скорость движения, которая будет поддерживаться постоянной. Каждым последующим нажатием кнопки скорость будет увеличиваться на 1 км/ч.
Если удерживать кнопку 1 в нажатом положении, то автомобиль будет разгоняться без воздействия на педаль акселератора. Если отпустить кнопку, достигнутая к этому моменту скорость останется в памяти и будет поддерживаться на этом уровне.
Если до этого движение уже происходило в режиме поддержания заданной скорости, то при каждом нажатии кнопки скорость будет уменьшаться на 1 км/ч.
Если удерживать кнопку 2 в нажатом положении, то при движении в режиме поддержания заданной скорости степень открытия дроссельной заслонки автоматически уменьшится и движение замедлится. Если отпустить кнопку, то достигнутая к этому моменту скорость останется в памяти и будет поддерживаться на этом уровне.
Прерывание работы темпостата
Для поздних моделей с кнопкой I/0 при включенном темпостате нажмите кнопку 4. Контрольная лампа продолжает гореть. При необходимости Вы можете снова воспользоваться темпостатом. Для ранних моделей с кнопкой I нажмите кнопку 4 и автоматика поддержания заданной скорости сразу же выключится.
Кроме того, работа темпостата автоматически прерывается в следующих случаях:
— При торможении. — При выключении сцепления или при переводе рычага селектора АТ из положения D в положение N. — Если заданная скорость превышается на протяжении более 30 с и более чем на 16 км/ч. — Для дизельных моторов если заданная скорость превышается на протяжении более 30 с и более чем на 16 км/ч или уменьшается более чем на 20 км/ч.
Вызов скорости из памяти
Произойдет вызов последнего из введенных значений скорости, до которого она сначала будет доведена, а затем станет поддерживаться на заданном уровне. С поворотом ключа зажигания в положение 0 темпостат выключится, а введенное значение скорости будет стерто.
Для поздних моделей с кнопкой I/0 прервав работу темпостата, еще раз нажмите кнопку 4. Контрольная лампа погаснет, а сохраненное в памяти значение скорости будет стерто.
Пользоваться темпостатом нельзя, если трасса изобилует поворотами или если повышенная интенсивность движения не позволяет двигаться равномерно, а также на скользкой (из-за снега, дождя, гололеда) дороге или слабом (гравий, песок) грунте.
Если при движении под уклон тормозного эффекта двигателя недостаточно, то заданная скорость может быть превышена. На подъемах возможно ее уменьшение, если мощности двигателя не хватает.
Так сложилось, что часто езжу в сторону кооператива «Озеро», и дорога там стала совсем невыносимая. Топишь и топишь подолгу — где ровно 109км/ч, а где 129км/ч. И так трасса прямая, так ещё и правая нога устаёт от одного положения )
Короче, решил заапгрейдить тачку круиз-контролем. Соответствующие комплектации были. Осталось вычислить разницу в детальках с моей.
Гашетки у нас самая настоящая — не электронная, поэтому понадобиться ещё:
Ещё в этом деле замешаны датчики на педали сцепления, которой у меня нет, на педали тормоза и на переключателе АКПП. Всё имелось.
И самое непонятное — проводка. Как это всё подсоединять. Схема в букваре есть, но изобретать велосипед не хотелось.
Разъём под главную кнопку включения оказался под заглушкой. Штекер, куда воткнуть третий провод от улитки, тоже присутствовал в подрулевом пространстве. Непонятно, что за разъём у самого подкапотного блока.
На разборке мне попалась самая богатая. Есть повод ставить ABS )
На дроссельной заслонке дополнительная пимпочка присутствует.
Если пофантазировать, то для пущей экономичности было бы здорово добавить логику, чтобы автомат на низшую передачу на подъёмах не перескакивал, ценой замедления.
Темпостат обеспечивает автоматического удержания крейсерской скорости движения автомобиля на выбранном водителем уровне.
При движении автомобиля под уклон или в гору скоростной режим может изменяться.
Функциональная схема системы управления скоростью представлена на иллюстрации.
Удерживание выбранного крейсерского скоростного режима
При снижении скорости движения автомобиля ниже 32 км/ч (20 миль/ч) темпостат должен отключаться автоматически.
Возврат к выбранным ранее установкам после временного отключения темпостата
Возврат к выбранным ранее установкам крейсерского скоростного режима после временного отключения темпостата производится путем отжимания управляющего переключателя в положение «RESUME/ACCEL».
Текущая скорость движения автомобиля в момент вызова установок должна составлять не менее 32 км/ч (20 миль/ч).
При получении соответствующего сигнала от модуля управления производится включение муфты сцепления исполнительного устройства, обеспечивающее активацию шагового сервомотора, непосредственно связанного с дроссельной заслонкой. Конструкция исполнительного устройства представлена на иллюстрации.
При помощи главного выключателя производится управление подачей питания на модуль управления темпостата. Выключатель оснащен встроенной контрольной лампой и лампой подсветки.
Отключение зажигания приводит к автоматическому переводу главного выключателя темпостата в положение «OFF» (Выкл).
Комбинированный управляющий переключатель
Комбинированный управляющий переключатель имеет самовозвратную рычажную конструкцию и помещается на сборке рулевого колеса, что позволяет водителю осуществлять требуемые переключения не отрываясь от управления автомобилем. Соответствующие контакты переключателя остаются в замкнутом состоянии до тех пор, пока рычаг удерживается отжатым в любом из рабочих положений, при отпускании рычага переключатель автоматически возвращается в базовую позицию. Оттягивание рычага переключателя на водителя приводит к переводу его в положение «CANCEL», когда сигналы «RESUME/ACCEL» и «SET/COAST» высылаются на модуль управления одновременно. Датчик скорости движения (VSS) VSS установлен на картере трансмиссии и (на моделях с РКПП) обеспечивает модуль управления темпостата информацией о текущей скорости движения транспортного средства.
Привод дроссельной заслонки
Оба кулачка функционируют независимо друг от друга, иными словами, перемещение одного не обязательно влечет за собой перемещение второго. Модуль управления
Модуль управления темпостата помещается в нижней части правой передней стойки и обеспечивает полный контроль функционирования системы управления скоростью, основываясь анализе данных, поступающих от соответствующих информационных датчиков и датчиков-выключателей.
Функция аварийного отключения
Повторная деактивация темпостата после его аварийного отключения по любой из причин может быть осуществлена спустя не менее 2 ÷ 20 минут с момент выявления нарушения.
Аварийное отключение темпостата происходит в перечисленных ниже ситуациях.
Конфликт между сигналами управляющих переключателей и датчиков-выключателей деактивации системы управления скоростью
Автоматическое аварийное отключение темпостата производит при переводе управляющего переключателя в любое из рабочих положений (SET/COAST, RESUME/ACCEL или CANCEL) при одновременной выработке какого-либо из деактивирующих сигналов (торможение, срабатывание датчика-выключателя стоп-сигналов, сцепления или разрешения запуска). Еще одной причиной автоматического отключения темпостата является перевод главного выключателя в положение «ON» при отжатом в любое из рабочих положений управляющем переключателе. Повторная активация темпостата после его аварийного отключения может быть произведена только после перевода главного выключателя в положение «OFF». Нарушения в цепи электрических соединений К аварийному отключению темпостата могут приводить следующие электрические нарушения: a) Заземление или отсоединение клеммы шагового сервомотора/размыкание цепи привода мотора в результате короткого замыкания; b) Короткое замыкание в цепи муфты сцепления сервомотора; c) Вариации сигнала скорости с амплитудой ± 10 км/ч и периодом 350 мс; d) Пригорание во встроенном реле во время деактивации темпостата; e) Нарушение исправности функционирования модуля управления темпостата; f) Расхождение между значениями, записанными в ОЗУ модуля управления; g) Выявление системой самодиагностики каких-либо нарушений темпостата при включении зажигания.
Нарушение исправности функционирования шагового сервомотора
Отказы шагового мотора исполнительного устройства, а также слишком частые и чрезмерно долгие его включения также могут приводить к аварийной деактивации темпостата.
Система охлаждения двигателя. Устройство и принцип работы Subaru Forester P0500 (Постоянно работает вентилятор охлаждения) часть1 Как пользоваться круиз контролем
Вот в этой своей записи в БЖ, хотел бы осветить такую удобную, функциональную, а под час и не заменимую вещь как … ТЕМПОСТАТ, он же круиз-контроль — как сейчас принято называть.
Для затравки сразу хотел бы отметить два таких момента: Первый это история со мной случившаяся через буквально неделю после приобретения мною своего автомобиля Lorinser. Собственно еду по улице, и перед поворотом на лево включаю указатель поворота естественно заблаговременно… притормаживаю, и начинаю поворачивать… все отлично, реле указателя привычно отщелкивается, я выправляю кузов и начинаю ускоряться. На дворе осень — бабье лето. Тепло, сухо. Все понимают, что погода такая будет не долго и скоро дожди, а то и гололед, и снег. Особо не по-гоняешь. И следовательно пытаются «надышаться последний раз в жизни» 🙂 Ну, я хоть не любитель гонять… Так вот, но тоже даю газку, ускоряюсь, все супер… и тут раз машина и тупит. Не клюет! Когда выпадает несколько цилиндров. А именно тупит и теряет скорость… а разогнался я до скорости ориентировочно 32…35 км/ч. Я газу… еще и еще. А скорость падает. И машина начинает ехать накатом 30 км/ч. Быстро включаю аварийную сигнализацию. Ну, еще разок — газу…
И собственно Второй момент, это то что, проездив практически чуть более 3 лет… только сейчас начал использовать переключатель для УВЕЛИЧЕНИЯ/УМЕНЬШЕНИЯ скорости с помощью переключателя ТЕМПОСТАТА. А все дело в том что я боялся честно нажимать рычаг переключателя в низ — т.е. активируя режим limit 30 км/ч. Представьте: едите по трассе 110 км/ч, включаете «круиз» и решили убавить скорость — рычаг вниз, и у вас раз и лимит в 30 км включается… Каково? Ну вот тут буквально… перечитав руководство решил попробовать и о чудо — машина, электроника все знает и понимает. Ничего не активировалось, а просто скорость убавилась на 1 км/ч. Это дискретность одного касания..
Теперь можно переходить собственно к матчасти.
Вариантов всего три: темпостат стандартной конструкции, темпостат с ограничением скорости, и система Speedtronic — так что посмотрите что установлено у вас и может быть подчерпнете что-то новенькое.
ВАРИАНТ 1. Темпостат стандартной конструкции
Функционал 1 — Ввод текущего значения скорости в память системы (кратковременно отжать рычаг)/повышение скорости (удерживать рычаг отжатым) 2 — Ввод текущего значения скорости в память системы (кратковременно отжать рычаг)/снижение скорости (удерживать рычаг отжатым) 3 — Выключение (крейсерское значение скорости остается в памяти системы) 4 — Вызов значения крейсерской скорости из памяти системы
Конструкция переключателя темпостата позволяет ввести в память системы как крейсерскую любую текущую скорость автомобиля, если она превышает значение в 40 км/ч, — достаточно кратковременно отжать рычаг вверх или вниз. После ввода крейсерской скорости отпустите педаль газа.
Повышение и понижение значения крейсерской скорости производится путем отжимания рычага вверх/вниз соответственно.
Кратковременное ускорение автомобиля, например при совершении обгона, может быть произведено путем выжимания педали газа, — после отпускания педали скорость автоматически снизится до внесенного в память темпостата крейсерского значения.
После разгона автомобиля до скорости выше 40 км/ч внесенная в память темпостата крейсерская скорость может быть вызвана путем кратковременного оттягивания рычага на себя.
Активируйте вызов крейсерской скорости из памяти системы только если знаете ее значение и готовы к движению с нею.
При движении с включенным темпостатом под уклон и в гору могут происходить отклонения от заданного крейсерского значения скорости.
При поворачивании ключа в замке зажигания в положение 1 или 0 происходит сброс внесенного в память темпостата крейсерского значения.
ВАРИАНТ 2. Темпостат c ограничителем скорости
Принцип функционирования темпостата в нормальном режиме аналогичен описанному выше для стандартных систем.
При текущей скорости движения ниже 35 км/ч конструкция темпостата позволяет ввести ограничение скоростного режима с вводом в память темпостата значения предельной допустимой скорости в 30 км/ч. Для активации ограничителя скорости следует также оттянуть рычаг переключателя вниз, — на экране дисплея высвечивается значение 30 км/ч.
При движении под уклон текущая скорость может несколько превышать предельное допустимое значение (30 км/ч).
Функционал 1 — Активация ограничителя скорости/повышение значения крейсерской скорости с шагом в 10 км/ч 2 — Активация ограничителя скорости/понижение значения крейсерской скорости с шагом в 10 км/ч 3 — Выключение ограничителя скорости 4 — Вызов занесенного в память значения ограничения скорости/тонкая регулировка скорости с шагом в 1 км/ч 5 — Переключение режимов темпостат/Speedtronic
Система Speedtronic представляет из себя темпостат с переменным и постоянным ограничителями скорости. Подрулевой переключатель управления позволяет переключаться из режима темпостата в режим ограничения скоростей с изменением собственных функций. Переключение производится путем нажатия на торцевую часть рукоятки рычага переключателя. В режиме темпостата правила пользования переключателем аналогичны описанным выше для стандартных систем.
Переменный ограничитель скорости Переменный ограничитель скорости позволяет за счет ограничения оборотов двигателя не превышать некоторый порог скорости, например, при необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Активация режима переменного ограничения скоростного режима производится путем нажатия на торцевую часть рукоятки рычага переключателя темпостата и сопровождается срабатыванием желтого индикатора LIM на рукоятке, аналогичная надпись высвечивается на экране дисплея.
Ограничитель активируется только при условии, что текущая скорость движения автомобиля отличается от занесенного в память системы предельного значения не более чем на 30 км/ч.
Изменение значения предельной скорости производится путем отжимания рычага переключателя вверх или вниз. Выбранное значение выводится на экран информационного дисплея. При работающем двигателе возможен ввод любого ограничения скоростного режима, начиная со значения 30 км/ч.
Установленный предел скорости может быть превышен только при выжимании педали газа до упора (включение режима kickdown).
Выход из режима ограничения может быть произведен путем кратковременного отжимания рычага от себя, либо нажатием на торец его рукоятки, — индикация LIM должна исчезнуть с экрана дисплея. Автоматическое отключение ограничителя происходит при разгоне автомобиля в режиме kickdown до скорости, превышающей предельное значение более чем на 20 км/ч.
Если ограничитель не справляется с поставленной задачей, например, при движении под гору, активируется сигнальный зуммер, а надпись LIM на экране информационного дисплея начинает мигать.
В силу конструктивных особенностей показания спидометра могут незначительно отличаться от установок ограничителя скорости.
В отличие от режима темпостата выжимание педали ножного тормоза не приводит к отключению ограничителя скорости.
Постоянный ограничитель скорости
При помощи постоянного ограничителя может быть лимитирована максимальная скорость движения автомобиля, например, при эксплуатации его с зимними шинами.
Ограничение может быть установлено в диапазоне от 190 км/ч до предельной возможной скорости движения автомобиля. Установленное постоянное ограничение скорости продолжает действовать и в случае активации переменного ограничения.
При приближении текущей скорости движения автомобиля к установленному предельному значению последнее выводится на экран информационного дисплей в сочетании с пометкой LIM.
Кратковременная индикация в проблесковом режиме введенного в память устройства предельного значения скорости происходит также при включении зажигания.
Если ограничитель не справляется с поставленной задачей, например, при движении под гору, активируется сигнальный зуммер, а надпись LIM на экране информационного дисплея начинает мигать.
В силу конструктивных особенностей показания спидометра могут незначительно отличаться от установок ограничителя скорости. (часть текста и эскизы скопированы из руководства по эксплуатации)