Топ 10 сабвуферов в авто 10 дюймов
Большой тест восьми 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего». ЧАСТЬ 1
Этот большой тест задумывался давно, но собрать участников в одно время и в одном месте оказалось непросто. Да и в этот раз кое-кого пришлось пропустить. Но детально разобрать и попробовать восемь сабвуферных динамиков – тоже немало, к тому же на тест ушёл далеко не один день. Впрочем, буду откровенен, получил удовольствие от хорошей техники. Итак, готовьтесь, сейчас будет много букв. А кому не терпится – переходите сразу к выводам во второй части отчёта.
Первым делом, выражаю благодарность компаниям за предоставленные на изучение сабвуферы: «Алком» (Eton), «Бонанза» (Alpine), «ММС» (Morel, DLS, Ground Zero), «Мобильные Медиа Системы» (RS Audio) и «Чернов Аудио» (JL Audio, Hertz). Список участников сформировался следующим образом. Для ориентира сразу же указываю рекомендованные цены на момент теста.
Alpine X-W10D4 (23390 руб.)
Morel Ultimo Titanium SC 104 (24990 руб.)
JL Audio 10W3v3-4 (26650 руб.)
Hertz MP 250 D2.3 (26800 руб.)
RS Audio Spirit 10 SVC (26900 руб.)
ETON Force F10 (29000 руб.)
DLS Nordica 10i (34990 руб.)
Ground Zero GZPW 10SQ (34990 руб.)
Как и при прошлом тестировании, я не ставил задачи выявить «хороших» и «плохих». Потому что один покупает саб показывать «резы», другому добротный бас-расколбас нужен, третий тонкие аудиофильские флюиды собирается ловить. А четвёртый и вовсе не знает, чего хочет. В общем, главная задача – определить, что и для чего подойдёт лучше.
КАК ТЕСТИРОВАЛОСЬ И ЧТО ИЗМЕРЯЛОСЬ
Первое – это параметры Тиля-Смолла. Их снимал после разминки сабвуферов (аккуратный «мануальный» массаж центрирующей шайбы до устранения характерного хруста и несколько часов разминки на свип-тоне 20-80 Гц с амплитудой около сантиметра или чуть больше). Обычно этого достаточно, чтобы параметры начинали стабилизироваться, их можно было сравнивать с заявленными и приступать к оценке на слух. Если чувствовал, что сабвуфер в целом соответствует заявке, но требует более длительной разминки, дальнейший расчёт проводил по заявленным параметрам или продолжал разминать динамики дальше.
Второе – собственные АЧХ и ФЧХ динамиков (без учёта оформления). Их снимал для понимания резонансов в подвижных системах. В пределах рабочего диапазона обычно всё хорошо, а вот выше по частоте часто бывают всплески, которые могут придавать басу «окрашенность» и усложнять настройку. Графики гармонических искажений в этот раз постарался привести к более наглядному виду.
Третье – моделирование работы сабвуферов в автомобиле. Как обычно, использовал усреднённую характеристику для салонов, выведенную в 1996 году Томом Ньюзеном (американский журнал Car Stereo Review) и подтверждённую экспериментально в начале 2000-х журналом «Автозвук». Практика показала, что методика вполне рабочая.
Четвёртое – прослушивание. Динамики ставились в ЗЯ, объём подгонялся по результатам расчётов. Предварительная оценка возможностей проводилась в лаборатории, для частотного раздела с акустическими системами использовался процессор (артикуляцию и контроль самого саба так вполне можно оценить, подобная методика использовалась ещё в «бумажном» журнале Car&Music). Потом всё это проверялось ещё и в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд, в подлокотник заднего сиденья.
Динамик брутальный, за его минимальной глубиной тут явно не гнались. Плюс имеется осевой канал в магнитной системе, который перекрывать не рекомендуется, так что, прикидывая глубину корпуса, накиньте к высоте динамика ещё пару сантиметров. Защитный гриль идёт в комплекте, его крепление имеет собственное название Twist Lock – нужно прижать кольцо и немного повернуть. Фиксируется крепко, сетка не звенит, всё добротно и надёжно.
Композитный материал конуса диффузора в описании указан как Kevlar Rohacell, центральный колпачок – полипропилен. Многоволновый сантопреновый подвес H.A.M.R. (High Amplitude Multi Roll), как заявлено, имеет высокую линейность механических характеристик при большом смещении диффузора. А линейный ход здесь, кстати, огромный – по 24 мм в каждую сторону, т. е. солидные 48 мм от края до края. Механический, разумеется, ещё больше. При больших ходах есть лёгкие струйные шумы от вентиляционных отверстий под центрирующей шайбой, но с лицевой стороны ничего лишнего. Нижний подвес состоит из двух центрирующих шайб с прогрессивным профилем. Звуковая катушка имеет диаметр 65 мм (2,6 дюйма). В магнитной системе использован короткозамкнутый виток. Судя по картинкам в описании, одна из его задач – корректировать магнитный поток в зазоре, чтобы получить максимальную симметрию (для длинноходных сабвуферов это непростая задача).
Конструктивные особенности Alpine X-W10D4:
Номинальный импеданс – 4+4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 65 мм (2,6 дюйма)
Высота магнитного зазора – н. д.
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 24 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 650-900 Вт на 2 Ом
Динамик можно отнести к «тяжеловесам» – подвижная система одна из самых увесистых в этом тесте. Но и мотор ни разу ни хлюпик. В итоге получается сабвуфер с могучим и напористым характером. Он требует чуть более длительной разминки, чем обычно, так что если вначале заиграет не так, как ожидалось, не торопитесь с выводами. Главное, что при стабилизации параметры идут к заявленным значениям, и корпус можно рассчитывать, смело ориентируясь на описание.
Заявленные / фактические параметры Alpine X-W10D4:
Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 35 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 20 л / 17 л
Qms (механическая добротность) – 4,78 / 6,05
Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,58
Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,54
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 175 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 + 3,0 Ом / 1,5 (3,0 + 3,0) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,0 дБ / 82,9 дБ
Уровень искажений сам по себе средний, но для длинноходного сабвуфера их, пожалуй, можно назвать низкими. В рабочем диапазоне преобладает третья гармоника. Явно выраженные резонансы в подвесах отсутствуют.
Производитель советует оптимальный ЗЯ с «чистым» объёмом (без учёта динамика) 16 литров и ФИ объёмом 41 литр с портом на 35 Гц. Ни прибавить, ни убавить. В музыкальном плане ЗЯ получается достаточно универсальным, а ФИ больше понравится любителям «мяса» и массажа печёнки.
По характеру звучания Alpine X-W10D4 – могучий басовый молот, но при этом, как ни странно, не лишённый музыкальности – очень редкое сочетание. Создаётся впечатление, что у него вообще нет никаких пределов, умеет работать с пугающе большими ходами, не впадая в истеричное трепыхание диффузором. В ЗЯ лоялен к настройке ФНЧ. В фазоинверторном корпусе ФНЧ лучше настраивать не выше 55-60 Гц – этот вариант лучше использовать лишь с достаточно басовитой фронтальной акустикой. Для раскрытия возможностей сабвуфер нужно хорошенько «кормить» ваттами. Производитель рекомендует в пару моноблок Alpine X-A90M, выдающий 900 Вт номинальной мощности на 2 Ом, что выглядит логичным сочетанием.
2. Morel Ultimo Titanium SC 104
Ещё один участник с защитным грилем в комплекте. Диффузор – жёсткий слоёный сэндвич из прессованной целлюлозы и лицевого слоя из плетёного углеволокна. Диффузор цельный – центральный колпак выполнен не отдельным элементом, а отформован как единый элемент с самим конусом. Верхний подвес имеет профиль с плавным переходом от подвижной части к конусу.
Магнитная система обращённая, неодимовый магнит расположен внутри огромной звуковой катушки. Диаметр катушки – 130 мм (5,1 дюймов). Её каркас – титановый, что нашло отражение в названии серии. Намотка – алюминиевым проводом в два слоя. Высота магнитного зазора 12 мм при общей длине намотки 31 мм. Нехитрыми вычислениями получаем линейный ход по 9,5 мм в каждую сторону – для SQ-сабвуфера более чем достаточно. Зато контроль при таких пропорциях получается просто отменный. Большой осевой канал магнитной системы защищён сеткой (вернее, это отверстия в цельной корзине, охватывающей всю магнитную систему). При разминке динамика обнаружились небольшие аэродинамические шумы от неё, и ещё немного шумновато «дует» от боковых отверстий в каркасе катушки. С лицевой стороны, понятное дело, тишина полная.
Конструктивные особенности Morel Ultimo Titanium SC 104:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 130 мм (5,1 дюймов)
Высота магнитного зазора – 12 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 9,5 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.
По правде говоря, когда-то к Morel были вопросы насчёт повторяемости параметров, но, судя по результатам измерений, это время прошло. Или мне просто повезло (что вряд ли, поскольку это не демонстрационный образец, динамик брался из обычной коммерческой партии). По крайней мере, у экземпляра, попавшего в лабораторию, с попаданием в заявку никаких проблем. Разве что мотор чуть посильнее обещанного, но и то в рамках допустимого разброса. Подвижная система – не пушинка, но всё же достаточно лёгкая, особенно учитывая размер катушки. Подвесы мягкие. Учитывая, что и геометрия намотки здесь весьма интересная (высокое соотношение рабочей длины намотки к её общей длине), всё вместе это обещает хорошую артикуляцию и проработку деталей в НЧ диапазоне.
Заявленные / фактические параметры Morel Ultimo Titanium SC 104:
Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 29 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 55 л / 44 л
Qms (механическая добротность) – 4,58 / 5,22
Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,48
Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,44
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 111 г / 118 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,0 Тл м / 12,1 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 85,5 дБ
Уровень искажений умеренный. АЧХ простирается достаточно высоко для сабвуфера, что можно рассмотреть двояко. С одной стороны, это хорошо, говорит об отзывчивости сабвуфера. С другой – это придётся учитывать при настройке. Ярко выраженных резонансов в подвижной системе нет.
Производитель рекомендует ЗЯ объёмом от 13 до 30 литров (принцип – «ставьте куда хотите»). По результатам расчётов и прослушиваний я бы делал корпус ближе к 25 литрам. Для ФИ рекомендация более конкретная – 29 литров с портом, настроенным в районе 30-32 Гц, по нему вопросов никаких.
Вот не люблю я словосочетание «быстрый бас», но тут оно хорошо описывает субъективные ощущения. Контролируемость усилителем и, соответственно, разборчивость и артикуляция действительно отличные. Понравилось, что сабвуфер нормально прорабатывает нюансы на небольшой громкости (тяжёлые и тугие сабы обычно «просыпаются» лишь с повышением громкости). По характеру что-то среднее между аудиофильской сухостью и басом с «мясцом». Хотя, пожалуй, к первому всё же ближе.
3. JL Audio 10W3v3-4
«Третья» серия JL Audio – практически классика сабвуферных динамиков, середина модельного ряда, и к тому же Built in USA. Это уже третье поколение, о чём говорит «v3» в названии. В данном случае в лаборатории оказалась 4-омная модель, но есть ещё 2-омная и 8-омная. Динамик построен на стальной штампованной корзине, но отнюдь не дешёвой, это чувствуется, когда берёшь динамик в руки. За счёт формы и качественного толстого металла она абсолютно лишена резонансов, получилось не хуже литья. Диффузор – составной, со сферическим лицевым элементом. Материал диффузора – полипропилен.
Подводящие проводники от клемм к звуковой катушке выполнены обычными поводками, но диффузора не касаются даже при большом ходе. Длина выверена точно, да и вообще динамик сделан с вниманием к мелочам (как-то давно я рассказывал о производстве JL Audio, подход к мелочам тут действительно редкий, куча патентованных решений). Катушка крепится к нижней части диффузора через переходное кольцо. Её диаметр – 50 мм (2 дюйма). Высота магнитного зазора – 8 мм, линейный ход диффузора – по 14 мм в каждую сторону. Магнитная система без осевого отверстия, так что корпус можно делать неглубоким и упереть динамик мотором в заднюю стенку. Удивительно, но при такой конструкции даже при большом ходе абсолютно не возникает струйных шумов, хотя из окон под фланцем центрирующей шайбы при разминке динамика дуло неслабо (к слову, на принцип вентиляции мотора тут тоже имеется патент).
Конструктивные особенности JL Audio 10W3v3-4:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 8 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 14 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 150-500 Вт на 4 Ом
После «мануального массажа» центрирующей шайбы и пары часов разминки на свип-тоне 20-80 Гц измеренные параметры совпали с заявленными до неприличия точно. Не знаю, то ли производителя похвалить, то ли самому похвалиться этим, но такую предсказуемость, определённо, можно считать плюсом. Подвижка не самая тяжёлая в этом тесте, подвесы мягкие. Рекомендация использовать усилители с мощностью 150-500 Вт (на 4 Ом, естественно) выглядит логичной.
Заявленные / фактические параметры JL Audio 10W3v3-4:
Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 32 л / 32 л
Qms (механическая добротность) – 7,02 / 6,94
Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,50
Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,46
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 128 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,4 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ / 84,8 дБ
Гармонические искажения в рабочей области частот невысокие, более-менее заметный рост наблюдается лишь ниже 40 Гц, но и то в умеренных пределах. На АЧХ есть небольшой горб в районе 800 Гц (возможно, особенность составной конструкции полипропиленового диффузора, но утверждать не берусь), но это уже за пределами рабочего диапазона сабвуфера.
Производитель рекомендует ЗЯ 18 литров и ФИ 32 литра с портом на 32 Гц. Что касается ЗЯ, то жёстко вымерять объём нет необходимости, динамик будет отлично работать, если сделать корпус чуть меньше или больше. А вот с ФИ немного интереснее. По расчётам весь пар должен уйти ниже 40 Гц, что не всегда можно считать плюсом. Но если сделать корпус по рекомендациям, с узким и длинным щелевым портом, то на деле получится что-то среднее между ЗЯ и ФИ – бас получится достаточно глубоким для 10-дюймового калибра, но при этом не превратится в гуделку, а сохранит музыкальность и жанровую универсальность.
4. Hertz MP 250 D2.3
Сабвуфер принадлежит к «предтоповой» серии Mille Pro. Поставляется без защитного гриля, но в каталоге предлагаются опциональные Hertz MPG 250 (с парой дуг) и Hertz MP 250.3 (сетка). Диффузор имеет фирменный профиль V-Cone. Материал – жёсткий целлюлозный композит с минеральными добавками и полимерным покрытием лицевой стороны.
По внешнему виду центрирующей шайбы можно предположить, что звуковая катушка здесь огромная. Но нет диффузор и каркас катушки соединяются через переходное пластиковое кольцо, и диаметр катушки здесь составляет 65 мм (2,6 дюйма). В принципе, тоже немало. Высота магнитного зазора (а вместе с ним и рабочая длина звуковой катушки) большая – 12 мм. Впрочем, общая длина катушки тоже немалая – 46 мм, и линейный ход диффузора составляет по 17 мм в каждую сторону. Резиновый пятак на торце мотора – специально для тех, кто любит делать корпуса с минимальной глубиной. Даже если динамик упрётся этим пятаком в заднюю стенку, вентиляционные отверстия останутся открытыми и работоспособными. При большом ходе есть лёгкие струйные шумы в районе фланца центрирующей шайбы, но некритичные, при установке в корпус на работу саба не влияют.
Конструктивные особенности Hertz MP 250 D2.3:
Номинальный импеданс – 2+2 Ом
Диаметр звуковой катушки – 65 мм (2,6 дюйма)
Высота магнитного зазора – 12 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 17 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.
Ещё один участник, у которого механические параметры попали в заявку с высокой точностью. Электрические немного ушли, но, во-первых, в разумных пределах, а во-вторых, в лучшую сторону. Если коротко, то во многом концепция Hertz MP 250 сопоставима с другим участником – JL Audio 10W3 – мягкий подвес, сильный мотор, да и остальные сопоставления наводят на такие мысли. Разве что подвижная система немного тяжелее, из-за чего резонанс оказался ниже. Такое ощущение, что саб Mille Pro делали именно с оглядкой на «третью» серию JL Audio, но постарались, чтобы он лучше забирался в самый глубокий бас. Во всяком случае, если учесть, что Elettromedia во многих моделях действительно ориентируется на американский рынок, это многое бы объяснило.
Заявленные / фактические параметры Hertz MP 250 D2.3:
Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 26 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 31 л / 33 л
Qms (механическая добротность) – 5,80 / 5,47
Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,47
Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,43
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 187 г / 184 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,5 Тл м / 15,2 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 1,8 + 1,8 Ом / 3,6 (1,8 + 1,8) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ / 83,1 дБ
Характеристики у Hertz примечательные – крайне низкие искажения и отсутствие явно выраженных резонансов (лёгкий перепад фазовой характеристики в области 500 Гц погоды не делает). Неожиданно интересный сабвуфер.
Рекомендации производителя – 17 литров «чистыми» для ЗЯ и 22 литра для ФИ с портом на 38 Гц. В описании приведены размеры щелевого порта, он узкий и длинный, с переменной шириной на выходе. При указанных пропорциях воздушная масса будет в нём заметно демпфироваться (в отличие, например, от круглого порта), и опасаться бубнения на одной ноте вряд ли нужно. Впрочем, я бы всё равно выбрал ЗЯ – он более универсальный и не такой капризный (компактные ФИ не позволяют особо поиграться с настройкой порта).
Вот как? Как итальянцам удалось сделать длинноходный сабвуфер (а 34 мм от края до края – это вам не шутки) так, чтобы не потерять в разборчивости и сделать бас плотным и вибрирующим? На самом деле ответ заложен в геометрии мотора (высота магнитного зазора аж 12 мм), но на прослушивании получилось всё равно неожиданно – сочный мясной бас и нехилый такой запас громкости. Но усилитель ему нужен хороший – подвижная система тяжёлая, и какой-нибудь задохлик тут не подойдёт. Если Elettromedia действительно проектировали этот саб с оглядкой на американский рынок, то на пьедестале «американской классики», определённо, становится тесно.
Поскольку материал получился большой, уместиться в один пост оказалось проблематично. Продолжение отчёта и короткие выводы по каждому из восьми участников читайте тут:
Большой сравнительный тест пяти 10-дюймовых сабвуферных динамиков в цене от 8700 до 14000 рублей
По наблюдениям, популярность 10-дюймовых сабвуферов в последние несколько лет заметно выросла, вопросы о выборе «десятки» для той или иной задачи приходится слышать чаще, чем 3-4 года назад. Пообщался с дистрибьюторами, статистика продаж у многих это тоже подтверждает. И появилась идея – а не сделать ли групповой тест? Вернее, даже несколько тестов, разделив модели по ценовым категориям.
Сегодня – первый материал из предстоящей серии, в котором модели сгруппированы вокруг цены 10 тысяч рублей. Совсем без разброса не обошлось, но он в разумных пределах. Кому не терпится, в конце статьи я свёл всё в краткие выводы, ну а для тех, кому интересно, велкам за подробностями.
КАК СОБИРАЛСЯ ЭТОТ ТЕСТ
Основной критерий подбора участников – модели должны быть разработаны компаниями самостоятельно или, как минимум, при участии собственных инженеров (не секрет, что у большинства современных брендов все разработки заканчиваются выбором корзин для готовых ОЕМ-динамиков от сторонних фабрик). Так что в итоговый список вошли локомотивы отрасли, существующие на рынке не один десяток лет.
Откровенно говоря, планировалось, что этот список будет намного шире, и в него войдут, как минимум, ещё Alpine, Focal и некоторые другие бренды. Но, к сожалению, не все дистрибьюторы откликнулись на предложение, вероятно, посчитав любое сравнение своих моделей рискованным. Ну ОК, возможно, в следующий раз. За предоставленные образцы выражаю благодарность компаниям «Алком», «ММС» и «Чернов Аудио».
Ну и чтобы сразу ответить на все вопросы по участникам, замечу, что некоторые потенциальные претенденты не были включены в этот тест намеренно, поскольку уже бывали в лаборатории CARMUS раньше. Из недавних, к примеру, это плоские BLAM RS10 от Ги Бонневилля, тот же Kicker CompRT10 и немец Eton M10 Flat – они тоже идеально вписываются в поставленные критерии, но повторяться не было смысла. Hertz CS250 был включён в тест не сразу, поскольку он вроде бы тоже бывал в лаборатории, но то была версия S4 с 4-омной звуковой катушкой, а на этот раз – S2 с 2-омной. А это, как показывает практика, может многое изменить. В итоге сформировался вот такой список:
Kicker 43CWR104 (8740 руб.)
Ground Zero GZTW 10F (8990 руб.)
JL Audio 10W0v3 (9700 руб.)
Hertz CS250 S2 (10200 руб.)
DLS RCW10 (13990 руб.)
ЧТО И КАК ОЦЕНИВАЛОСЬ?
Задачи разделить всех на хороших и плохих не было. Просто потому, что сами понятия «хороший» и «плохой» в каждом случае свои. Кто-то тащится от «насосов», а кто-то при их виде крутит пальцем у виска. Кому-то нужна максимальная разборчивость на роке, а кому-то подавай мяско с жирком. Кто-то выбирает модель под компактный корпус, а кому-то объём вообще не принципиален. Ну и что из этого «хорошее» и «плохое»?
Подробные отчёты по каждой модели можно посмотреть, кликнув на соответствующие ссылки. Кроме привычных параметров Тиля-Смолла проанализировал поведение динамиков ещё и вне диапазона их работы – в области нескольких сотен Герц. В эту область обычно никто не смотрит, а напрасно – в ней часто встречаются артефакты, которые во многом объясняют нежелательные призвуки и окрашенность баса. В этот раз обошлось без криминала, но посмотреть всё равно стоило.
Разумеется, провёл моделирование работы сабвуферов в автомобиле. Как всегда, при оценке АЧХ обычно использовал усреднённую характеристику для салонов, которую ещё в 1996 году вывел Том Ньюзен (американский журнал Car Stereo Review), и потом её подтвердили коллеги из журнала «Автозвук» в начале 2000-х. Законы физики с тех пор вроде бы не изменились, а практика показала, что представление о работе сабвуферов она даёт правдоподобное.
После моделирования проводил прослушивание сабвуферов. Каждый динамик ставился в ЗЯ рекомендованных объёмов (или показавшихся предпочтительными по собственным расчётам, эти моменты я тоже отметил в отчётах). Сабы предварительно оценивались в лаборатории (хороший повод вспомнить методику ещё времён «бумажного» журнала Car&Music), а потом результаты проверялись в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд, в подлокотник заднего сиденья.
Сабвуфер узнаваем сходу – классическая «кикеровская» связка из цельного рельефного диффузора и подвеса с радиальными утолщениями. И это не декор – конструктивной жёсткости диффузора позавидуют многие конкуренты, хитрый подвес жёстко удерживает его от бокового смещения, хотя при продольном меньше давит на его на края.
Корзина штампованная, как и у остальных участников сегодняшнего теста. Магнитная система без осевого канала, что позволяет ставить его вплотную к задней стенке корпуса. Диаметр звуковой катушки не указан, но, если судить по видимой части, она тут 2-дюймовая. Обмен воздуха с окружающим пространством – через декомпрессионные отверстия в нижней конической части диффузора. Звуковая катушка двойная, номинальный импеданс 4+4 Ом.
Измеренные параметры совпали с заявленными довольно точно, разве что подвижная система оказалась чуть легче. Впрочем, не принципиально, вес подвижки в любом случае чуть выше среднего для 10-дюймового калибра. Хотя нет, по нынешним временам его уже можно считать среднестатистическим.
Заявленные / фактические параметры Kicker 43CWR10:
Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 35 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 24 л / 24 л
Qms (механическая добротность) – 12,46 / 10,96
Qes (электрическая добротность) – 0,54 / 0,57
Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,54
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 158 г / 142 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,1 Тл м / 19,7 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,7* Ом / 7,2 (3,6+3,6) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ / 84,9 дБ
Искажения невысокие, причём не превышают критичных величин даже при значительном понижении частоты. Измерения провёл не только на нижних частотах, но и посмотрел, как сабвуфер ведёт себя выше. Где-то к 500 Гц наблюдается небольшой рост искажений и скачок фазы – следствие какого-то резонанса в подвижной системе. Но радикального влияния на звук он не оказывает, и это хорошо. Выше по частоте – вообще ничего лишнего.
Описание даёт нехилый такой разброс вариантов акустического оформления, причём все корпуса довольно крупные для 10-дюймового калибра – ЗЯ от 23 до 35 литров и ФИ от 35 до 50 литров. Проверил расчётами, поэкспериментировал на деле, динамик действительно не требует точной подгонки объёма корпуса. Но я бы придерживался нижней границы рекомендованных значений – оно и в инсталляции рациональнее, и бас более собранным получается. ЗЯ – для тех, кто любит поровнее и поразборчивее, ФИ – когда нужно получить не просто высокую, а по-кикеровски ломовую отдачу без увеличения мощности басового усилителя.
По результатам практических экспериментов сложилось представление о характере баса. Он «по-кикеровски» плотный, фактура совсем чуть-чуть вязковата, но склонности к гудению (по крайней мере, в ЗЯ) не замечено. Такая подача, в принципе, универсальна, но особенно хорошо заходит для ритмичной электронной музыки. Глубина баса соответствует калибру – для разной bass-boosted фигни сабвуфер не подойдёт, но на нормальной музыке фундамент создаётся хороший – мясной и весомый. Если нет задачи флексить и вышибать стёкла, саб можно смело ставить даже в крупный автомобиль, с нормальным усилителем большой салон «прокачает» легко.
Ground Zero GZTW 10F
Буква F в модельном индексе означает Flat – сабвуфер имеет плоскую конструкцию, его монтажная глубина составляет скромные 88 мм. Конструкция хоть и имеет непривычные пропорции, но по своей сути классическая.
Полипропиленовый диффузор сложной формы соединяется со звуковой катушкой через конический элемент, плоский центральный колпак выполнен из алюминия. Ход немаленький, заявлено по 15 мм в каждую сторону, для разумного применения и при правильном выборе оформления – с запасом. Но давать динамику разбалтываться не нужно, это вам не «насос» для «негров». Как и у предыдущего участника теста, катушка 2-дюймовая (50 мм). Охлаждение организовано через осевой канал в магнитной системе. Номинальный импеданс – 2+2 Ом.
Интересно, что подвижная система оказалась тяжелее заявленного и, как следствие, резонансная частота тоже заметно ниже. Правда, остальные параметры оказались на удивление близки к заявленным.
Заявленные / фактические параметры Ground Zero GZTW 10F:
Fs (собственная резонансная частота) – 45 Гц / 35 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 24 л / 29 л
Qms (механическая добротность) – 8,08 / 7,86
Qes (электрическая добротность) – 0,61 / 0,62
Qts (полная добротность) – 0,56 / 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 92 г / 120 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,0 Тл м / 12,6 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 3,8 (1,9+1,9) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,5 дБ / 85,1 дБ
В области выше 40 Гц искажения самые низкие в этом тесте, а вот с понижением частоты заметно подрастают. Отсюда предварительный вывод – не нужно пытаться выжать из этого сабвуфера инфрабас, но в «музыкально-информативной» области баса от него можно ждать неплохого звучания. Из более-менее заметных артефактов выше по частоте – лишь одинокий «торчок» около 1,5 кГц, но тоже без особого буйства.
Несмотря на плоскую конструкцию, динамик не слишком любит маленькие корпуса. В предложенном 15-литровом ЗЯ ему тесновато – добротность аж за 0,9 переваливает. Впрочем, описание об этом честно предупреждает, так что будем считать, это вариант для популярной и несложной электронной музыки. Вариант ЗЯ 24 литра уже интереснее. На баттервортовскую добротность 0,7 сабвуфер выходит только в ЗЯ больше 35 литров, но тут можно уже и 12-дюймовую модель присмотреть. Так что GZ логично выбирать, когда место в принципе есть, но корпус должен иметь сложную форму с ограничением по глубине (кабриолеты, пикапы и т. п.).
А вот предложенный ФИ даёт хорошую басовую отдачу. Учитывая, что у динамика и без того самая высокая опорная чувствительность в этом тесте (да и вообще выше «средней по больнице»), нормированная чувствительность саба в автомобиле обещает легко перевалить за 92-93 дБ. Предлагается ещё бандпасс 17+22 литра, но это оформление настолько капризно, что рекомендовать его к массовому повторению я бы не стал – уж очень оно чувствительно к разбросу параметров.
«Нулевая» серия сабвуферов – самая младшая в линейке JL Audio, но всё выполнено аккуратно, придраться не к чему. Можно докупить опциональный гриль – в иных случаях это может тоже стать большим плюсом.
Диффузор выполнен из полипропилена, вогнутый центральный колпак образует профиль, близкий к сферическому, конструктивная жёсткость такого «поршня» получилась высокой. Верхний подвес полиуретановый, но, в отличие от многих нынешних сабвуферов, опасений за его надёжность не возникает – в JL как-то умеют делать его долговечным. Магнитная система закрыта пластиковым кожухом. Звуковая катушка – 2-дюймовая, заявленный линейный ход по 11,4 мм в каждую сторону, механический – и вовсе с огромным запасом. В общем, пошалить позволяет. В охлаждении участвуют осевой канал в керне и отверстия в нижней конусной части диффузора. Номинальный импеданс – 4 Ом.
Очень хорошее совпадение измеренных параметров с заявкой, но к JL по этой части претензий никогда и не было. Резонансная частота неожиданно низкая для 10-дюймового калибра, хотя, как оказалось, в этом тесте есть ещё ниже.
Заявленные / фактические параметры JL Audio 10W0:
Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 31 л / 28 л
Qms (механическая добротность) – 10,75 / 11,84
Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,62
Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 136 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,5 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 4,3 Ом / 4,3 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 дБ / 83,0 дБ
Искажения по меркам этого теста средние, хотя в целом невысокие и относительно равномерные по всему диапазону. Резонансы подвижной системы появляются лишь выше 500 Гц и реально на работу сабвуфера влияния не оказывают. Там, где это может оказаться принципиальным, – всё чистенько.
Описание рекомендует два варианта оформления – ЗЯ 18 литров и ФИ 32 литра с портом, настроенным аж на 30 Гц. ЗЯ компактный, но результирующая добротность выходит высоковатой, поэтому от себя добавил в расчёт вариант ЗЯ 25 литров и, честно говоря, потом на деле он мне понравился даже больше. Впрочем, в обоих случаях сабвуфер оказался не склонен к гулкости, так что вывод – динамик очень лоялен к оформлению.
Предложенный производителем фазоинвертор требует небольшой оговорки. При программном расчёте может показаться, что он выпускает весь пар в инфрабас. Но посмотрите на размеры порта, взятые из описания – он узкий и длинный, воздух внутри такой щели оказывается заметно задемпфированным, и потому на деле получится нечто среднее между таким вот низко настроенным ФИ и ЗЯ. То есть отдача будет повышенной, и вниз он действительно будет забираться очень уверенно, но фактура баса будет прорабатываться тщательнее, сабвуфер не превратится в тупую вибромашину. В общем, вариант тоже привлекательный.
Сабвуфер жанрово абсолютно универсален, в звуке нет ни грамма гудения и вообще никакой размазни. С фронтальной акустикой стыкуется легко. На быстром напористом роке показывает разборчивость на «четыре с плюсом», на ритмичной электронной музыке – однозначно оценка «отлично», бас собранный и основательный. Говорить про жанры попроще, полагаю, и вовсе нет необходимости. Формально опорная чувствительность не самая высокая, но отдачи по факту хватает с запасом.
Ещё один участник теста с возможностью добавить опциональный гриль. Он крепится под кольцо и прижимается им, почти как у JL Audio.
Диффузор вместе с центральным колпачком имеет фирменный профиль V-Cone. Крепление к катушке выполнено через переходное кольцо – как в более дорогих моделях Hertz и, кстати, во многих моделях того же JL Audio. В прошлый раз для версии CS250 S4 я приводил рисунок в разрезе, здесь конструкция та же. Сама звуковая катушка не видна, но в описании указан её диаметр – 35 мм (1,4 дюйма). Поводов к сарказму тут нет – её охлаждению уделили немалое внимание: окна под центрирующей шайбой и отверстия в самом каркасе образуют целую систему прокачки воздуха вдоль катушки. Впрочем, как оказалось, тут много мощности и не нужно, сабвуфер умеет давать жару. В магнитной системе нет осевого отверстия – динамик можно ставить в корпус, не заботясь о том, что он упрётся магнитом в заднюю стенку.
У Hertz самая низкая резонансная частота в этом тесте, причём не слишком характерная для автомобильных 10-дюймовых сабвуферов – ниже 30 Гц. Даже у 12-дюймовых моделей такую нечасто встретишь. Это обусловлено не самой лёгкой подвижной системой и относительно мягким подвесом. Чувствительность средняя, но за счёт 2-омного импеданса можно рассчитывать на некоторое форсирование усилителя по мощности, так что с отдачей по факту – полный порядок.
Заявленные / фактические параметры Hertz CS250 S2:
Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 29 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 32 л / 31 л
Qms (механическая добротность) – 9,40 / 7,90
Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,55
Qts (полная добротность) – 0,49 / 0,51
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 166 г / 171 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,5 Тл м / 11,3 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 2,2 Ом / 2,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,1 дБ
Искажения в рабочей области не превышают разумных пределов, на более высоких частотах тоже без криминала – призвуков можно не ожидать. Более-менее заметные резонансные явления в подвесах начинаются достаточно высоко и особого влияния на басовую область уже не оказывают.
Описание предлагает очень компактный 16-литровый ЗЯ – всё точно так же, как и для версии с 4-омной звуковой катушкой, которую я уже когда-то тестировал. При этом результирующая добротность тоже получается высоковатой, хотя на деле склонности к откровенному гудению не появляется, так что вариант вполне рабочий. Мне же больше понравилась реализация в корпусе попросторнее – около 22 литров. Оно и по расчётам интереснее, и на деле. К тому же бас в таком корпусе получился неожиданно могучим для 10-дюймового калибра, создавая полное ощущение более мощного саба.
Брутальный крепыш, не лишённый, тем не менее, изящества. Диффузор составной – цельный передний элемент выполнен из алюминия, конусная часть с тыльной стороны сделана из прессованной целлюлозы.
Магнитная система нетривиальная – звуковая катушка имеет диаметр 3 дюйма, хотя при этом длина намотки невелика. Линейный ход заявлен 9 мм, и это, судя по всему, peak-to-peak (про механический ход не говорю, его тут с запасом). Но если судить по верхней шайбе магнитопровода, у мотора высокое соотношение рабочего числа витков к общему числу витков, а это обещает отличный контроль динамика усилителем. Собственно, это подтвердилось и на деле – DLS не любит махать диффузором как картонкой на шашлык, но при едва заметном ходе пинает в грудь так, будто стоишь рядом с копром, забивающим сваи. Номинальный импеданс – 4+4 Ом.
После обычной разминки динамик оказался сильно жёстче обещанного. Продолжил его разминать, время от времени снимая параметры, но в какой-то момент возникло ощущение, что они начали стабилизироваться. Допускаю, что динамик требует более длительной разминки, чем обычно, поэтому в расчётах оформления использовал среднее между заявленными и измеренными величинами. Из примечательных моментов отмечу вес подвижки – ожидал, что при 3-дюймовой катушке параметр Mms будет выше, а тут подвижка оказалась, наоборот, одной из самых лёгких в тесте.
Заявленные / фактические параметры DLS RCW10:
Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц / 32 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 37 л / 32 л
Qms (механическая добротность) – н. д. / 4,61
Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,62
Qts (полная добротность) – 0,37 / 0,52
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 120 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 6,4 Ом / 6,4 (3,2+3,2) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,4 дБ / 84,3 дБ
Искажения невелики, с понижением частоты динамик ведёт себя культурно и недовольства не проявляет. Выше по частоте фазовая характеристика на удивление линейна вплоть до частот выше 2 кГц, но этот диапазон уж при любом раскладе неважен. В общем, лишних призвуков можно не ожидать.
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ?
Kicker 43CWR104 открыл этот тест и сразу же задал ему высокую планку. Выраженных жанровых предпочтений не имеет, но на ритмичной электронной музыке явно чувствует себя веселее. Саб можно смело ставить даже в крупный автомобиль, с нормальным усилителем прокачает его легко (разумеется, если не стоит задачи сделать SPL-систему). Правда, корпус нужен где-то от 23 литров и выше, что по меркам 10-дюймовых моделей не так уж и компактно. Но зато вымерять объёмы с точностью до литра не требуется, и это, несомненно, большой плюс для стелсов.
Ground Zero GZTW 10F – единственный участник этого теста в «плоском» исполнении, но слишком тесных корпусов он тоже не любит. Его главное применение – когда место под саб в принципе есть, но корпус должен иметь сложную форму. Если дать ему литров 25 или чуть больше, можно получить довольно плотный бас в ЗЯ, без басовых хвостов. Лезть в глубину к «неграм» не любит, да и вообще, использование сабсоника заметно улучшает структуру баса. Если нет аудиофильских замашек, то можно рассмотреть вариант 35-литрового ФИ, он даст нехилую отдачу, даже немного неожиданную для 10-дюймового калибра.
JL Audio 10W0v3 – наглядный пример «джиэлевского» подхода к конструированию сабвуферов – не нужно вымерять всё с точностью до литра (опять же, актуально для стелсов), можно ставить в любой корпус от 18 литров и выше, играть всё равно будет как надо – вкусно, сочно и плотно, без склонности к гудению. В ЗЯ рок играет на четыре с плюсом, ритмичную электронику (не говоря уж о музыке попроще) – на твёрдую пятёрку. В рекомендованном ФИ можно получить прирост отдачи, не превратив сабвуфер, пардон, в тупой тыловой вибратор. В общем, то, что JL Audio младшие серии делает ни разу не по остаточному принципу – это факт.
Hertz CS250 S2 удивил. Скромняга, который умеет «жарить мясо», не требуя мощных усилителей. И плевать, что на роке у него не самая идеальная артикуляция, зато это отличный вариант для ритмичной электронной музыки с выраженным басовым «фундаментом». Правда, нужно помнить, что импеданс составляет 2 Ом, так что подключать его мостом к обычным усилителям нужно с ооочень большой осторожностью (или же выбирать для этого модификацию S4 с 4-омной звуковой катушкой). Больших корпусов и точной подгонки объёма тоже не требует, что опять же хорошо для стелсов.
DLS RCW10 – а это лучший в протестированной группе саб для быстрого рока. Отменный контроль, разборчивость, проработка структуры. При этом звучание ни разу не легковесное, наполненное. То, что называют «быстрым» басом, хотя я не очень люблю этот термин. По корпусам производитель даёт вполне конкретные рекомендации, хотя небольшие отступления от них динамик всё же прощает. Я бы остановился на ЗЯ 18-20 литров, получается компактно, и по структуре баса самое то что надо.