трехкупольные храмы в россии
А все ли зависит от фантазии зодчих?
Мы – люди, если хотим понять что-то – например, культуру, какого-либо народа, стараемся узнать хотя бы какие-то азы, чтобы понимать «язык», который нам придется «услышать». Иначе мы только увидим, а вот поймем ли?
Если посмотреть наши с вами туристические альбомы, то практически в каждом из них найдем немало фотографий различных соборов и храмов. Мы восторгаемся красотой, но, чаще всего, не понимаем это строение. Даже если знакомы с эпохой и историей создания этого архитектурного творения.
Много путешествуя, перед моими глазами предстала такая масса различных соборов разных форм и цвета, что я задумалась: «А все ли зависит от фантазии зодчих?»
Символика храмов
Тысячелетнее бытие христианства привело к развитию национальных стилей и черт в архитектуре и интерьере храмов у разных народов. В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим (читай — модным) во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, практически каждый элемент православного храма несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и еще о многом другом.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, потому и считается, что главное в храме — это купола. К ним особое внимание и отношение. Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то прочитаем, что купол — это выпуклая крыша, свод в виде полушария. А купол в церкви — есть символ духовного неба, являясь одновременно не только символом небесного (сфера), но и вечного (круг).
Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, как знамение искупительной победы Христа и в его славу.
Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.
Купол храма может быть разной формы, цвета, имеет разное количество глав.
Раньше я думала, что все это зависит от фантазии зодчих и наличия у прихода средств.
(Балахна)
Оказалось, все не так просто: разное количество куполов или глав у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.
Анализ архитектуры куполов храмов разных религий, утверждают некоторые исследователи, подводит к мысли, что православные храмы Руси и России даже больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские (традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии).
Как понимать многообразие в русском храмовом зодчестве, которое имеет свое символическое значение по разным признакам?:
Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Такие храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху (церковь Покрова на Нерли
(подробнее читай здесь — само совершенство), церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре,
Дмитриевский собор во Владимире
Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда получался
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).
Я фотографировала когда церковь была на реставрации, потому захватила лишь колокольню. Церковь же выглядит так:
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу,
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света (встречается редко).
Пятиглавый храм: (наиболее распространенные на Руси)- один из куполов возвышается над другими, символизирует Иисуса Христа, остальные — четырех евангелистов.
Строительство пятикупольных храмов активно ведется и в наши дни (храм Христа Спасителя, сравнительно недавно возрожденный в Москве). Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в
Шестиглавый храм (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.
Деревянный храм Николая Чудотворца на Троицкой горе. Все 33 главы храма крыты фигурным осиновым лемехом, который в ясную погоду играет цветом от глубоких благородно-серебристых теней до золотистых солнечных бликов.
— форма купола :
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
Менее распространены формы:
зонтичный купол
(Москва)
(Москва)
и грушевидный.
Золото — символ небесной силы и славы. Золотые купола были у главных храмов (главных куполов) и у храмов, посвященных Христу, а также двунадесятым праздникам.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Цитатник
хозяйкам на заметку *крахмал-от многих проблем* 1. Серебро. Красивые ложки и вилки можно отчист.
Некоторые тонкости пересадки фиалок Для пышного роста фиалок рекомендуется пересаживать их раз.
—Ссылки
ТИПЫ РУССКИХ ХРАМОВ
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.
Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.
Успенский собор во Владимире
Дмитриевские соборы во Владимире
Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».
Церковь Вознесения в Коломенском
Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.
Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.
Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.
Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.
Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.
Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.
Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.
Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря
Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры
Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.
Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.
Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.
Церковь Дмитрия на Крови в Угличе
СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.
По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.
Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.
Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.
Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.
Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.
Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).
Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.
Горнее место и трон для иерархов (19)
Диаконские врата (22)
Внешнее убранство храма
Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.
Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.
Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.
Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.
Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.
Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.
Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.
Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.
Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.
Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).
По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
7 необычных церквей 2020 года
Какой должна быть современная церковь? В России всё религиозное искусство крайне консервативно, и архитектура здесь не исключение, поэтому даже новые храмы пытаются возводить по классическим канонам, а любое отклонение воспринимается в штыки. В результате все российские церкви, за очень редким исключением, в одном стиле.
За пределами России, однако, архитекторы не боятся экспериментировать с церковной архитектурой, из-за чего часто новые религиозные здания выглядят совершенно необычно и на первый взгляд не имеют ничего общего с классической церковью. Вспомните, например, церковь в Швейцарии по проекту постмодерниста Марио Ботты, знаменитые церкви Исландии или удивительную церковь в Мехико. Таких примеров много, часто церкви становятся архитектурными достопримечательностями, а то и новыми символами города, в котором они построены.
Сегодня хочу показать вам несколько необычных церквей и часовен, которые появились в 2020 году. Подборка подготовлена на основе материалов издания Dezeen.
Кто сказал, что церковь – это обязательно капитальное здание? В Лондонской епархии в этом году возвели плавающую церковь с выдвижной крышей из полупрозрачной парусины, покрытой светодиодами!
Проходя мимо, так сразу и не скажешь, что это церковь. Крышу есть возможность свернуть, после чего компактная часовня сможет легко поменять местоположение, проходя даже под самыми низкими лондонскими мостами.
А при швартовке её можно снова развернуть, получив впечатляющее внутреннее пространство, залитое светом. Зал оснащён сделанной на заказ адаптируемой мебелью.
Проект церкви «Генезис» был подготовлен архитектурным бюро Denizen Works, которое выиграло конкурс Лондонской епархии на создание нового места сбора религиозной общины.
2. Церковь блаженной Марии Реституты
Еще одна необычная церковь появилась в 2020 году в чешском Брно, где архитекторы Atelier Štěpán построили религиозное здание с разноцветными окнами, которые должны напоминать о радуге как о символе завета человека с Богом. Основной материал здания церкви – бетон.
Необычно выглядит церковь не только снаружи, но и внутри. Интерьер минималистичен, в помещении есть только дверь треугольной формы, ведущая в ризницу, а также нескольких небольших квадратных окон.
Зато подобное освещение за счет разноцветных окон встретить можно крайне редко. Что интересно, замысел церкви относится к далекому 1968 году, работа над проектом шла в 1991–1993 и 2013–2017 годах, но завершены работы были только в этом году.
3. Часовня в английской христианской общине
В городе Страуд на юго-западе Англии была построена часовня из гранёного дерева. Идея архитекторов заключалась в том, чтобы создать ощущение парадности готического собора, но использовать пр этом современные экоматериалы.
Снаружи стены деревянной постройки покрыли белой штукатуркой, на крыше – кедровая черепица. Вроде и нет ничего сверхъестественного в архитектуре церкви, но выглядит она здорово.
4. Церковь в Кастель-ди-Лама
Для проектирования церковного комплекса в небольшой итальянской коммуне архитектурное бюро Contini Architettura использовало формат традиционных городских центров, которые включают как религиозные, так и общественные здания.
Церковный комплекс состоит из нескольких построек: приходской зал на 130 мест, офис священника, спортивный клуб, где есть даже свой бар.
Все здания постарались объединить одинаковой палитрой материалов. Как и во многих других современных зданиях, внутри очень много света.
5. Церковь Папы Иоанна Павла II в Венгрии
В венгерской деревне Пати недалеко от Будапешта построили церковь в форме полумесяца. Освящена она была в 2019 году, но полностью работы завершилось в этом году.
Если традиционная церковь обычно прямоугольная, строго ориентированная по сторонам света, то церковь в Пати – это система вписанных эллипсов, которые символизируют бесконечность.
Необычно выглядит церковь не только снаружи, но внутри. В интерьере пространства нет ни одного острого угла! Овальные формы, перетекающие в потолок наклоненные стены, закругленные края ниш должны настраивать на ощущение покоя и безмятежности.
Здесь не встретишь богатого убранства, скорее даже наоборот – интерьер воплощает идеи аскетизма. В основе белый цвет как символ чистоты. Архитекторы хорошо продумали освещение: солнечные лучи попадают внутрь благодаря световым колодцам, отверстиям в кровле, а прожекторы размещены под куполообразным потолком.
6. Индонезийская церковь из древесных отходов
Для рабочих каучуковой плантации компания TSDS Interior Architects построила церковь из древесных отходов местного производства. Архитекторы задействовали ненужные отходы лесной промышленности, а также бракованные элементы, которые не подходят для продажи.
Идея состояла не только в том, чтобы создать церковь с упором на экологию, но и продемонстрировать, что красивое и современное здание можно построить всего из одного материала. В конструкции архитекторы задействовали древесину разных сортов: бангкирай, капур, меранти и римба.
Архитекторы адаптировали церковь для жаркого климата: крышу приподняли, чтобы обеспечить перекрестную вентиляцию, а стены покрыли дополнительным слоем панелей из дерева для защиты от солнца.
7. Воскресенская церковь из фарфора
В норвежском городе Порсгрунн архитектор Эспен Сурневик в сотрудничестве с Trodahl Architects спроектировал церковь с фарфоровым покрытием, которая заменила собой разрушенную во время пожара в 2011 церковь XVIII века.
Посмотрите, сколько внутри света, насколько просторно и легко выглядит церковь.
Как выглядели русские церкви в разные века?
Дмитрий Иванов / Wikimedia Commons; Alexander2018/Wikimedia Commons
Церковная архитектура развивалась стремительнее, чем любая другая. Церкви были первыми каменными постройками во многих городах, в то время как прочие здания строились по-прежнему из дерева. И немудрено, что именно церкви сохранились до наших дней. По этим храмам можно путешествовать во времени и проследить историю России.
Древнейшие времена
Храм на Нижне-Архызском городище
Другим примером дохристианской эпохи служит Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи, который сейчас считается древнейшим городом на территории России. Эта базилика была построена в X веке во времена главенства Византийской Империи над Крымом.
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Сергей Ашмарин / Wikimedia Commons
Домонгольский период
Софийский собор в Великом Новгороде
Катерина Федорова/Wikimedia Commons
Кстати, стены многих соборов стали белить уже позже, а в древности они выглядели примерно как Петропавловская церковь в Смоленске 1146 года постройки.
Петропавловская церковь в Смоленске
Belliy/ Wikimedia Commons
Собор Иоанна Предтечи в Пскове
Ludvig14/ Wikimedia Commons
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Novingalina/ Wikimedia Commons
Успенский Собор во Владимире
Дмитрий Сергеевич/Wikimedia Commons
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, Москва
Екатерина Арутюнова/Wikimedia Commons
Объединенная Русь и русское царство
В конце XV века раздробленные русские княжества наконец объединили усилия и избавились от татаро-монгольского ига. «Собирателем русских земель» стал Иван III, ставший первым правителем Русского Государства, столица которого утвердилась в Москве. При нем в 1475—1479 годах итальянский архитектор Аристотеля Фиораванти построил был кафедральный Успенский Собор Московского Кремля, а также начали строить и каменный Кремль на месте деревянного.
Успенский Собор Московского Кремля
Архангельский Собор в Московском Кремле
Церковь Вознесения в Коломенском, Москва
Церковь Вознесения в Коломенском
Продолжают строить церкви и в «старом» стиле, но часто начинает встречаться высокое крыльцо. К середине XVI века относится главный Смоленский храм Новодевичьего монастыря в Москве.
Смоленский храм Новодевичьего монастыря, Москва
Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре, Сергиев Посад
Новая эпоха Романовых: узорочье и барокко
Церковь Троицы в Никитниках, Москва
Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме
Shesmax / Wikimedia Commons
С приходом к власти Петра I и активным влиянием европейской архитектуры в Россию приходит барокко. Этому стилю характерен обильный лепной декор, а также множество резных элементов и позолоты. Например, как в московском Храме Покрова в Филях (1690—1694 годы постройки).
Храм Покрова в Филях, Москва
При этом русском барокко отличается обилием самых разнообразных храмовых форм, прежде не встречавшихся. Например, ротонды, как Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (конец XVII века).
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, Истра
T3ru / Wikimedia Commons
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове, Московская область
Viola Luchansky / Wikimedia Commons
Встречаются и вовсе уникальные эксперименты, как Знаменская церковь в Дубровицах (1690—1704 годы).
Знаменская церковь в Дубровицах, Московская область
VLerik82/ Wikimedia Commons
Входоиерусалимская церковь в Тотьме
Крестовоздвиженская церковь в Иркутске
Rost.galis / Wikimedia Commons
Деревянное зодчество
Многие храмы на Руси и в XVIII веке продолжали строить из дерева. Большинство из них не дожили до наших дней, однако, некоторые уникальные экземпляры сохранились, особенно на русском севере. Например, знаменитая Церковь Преображения Господня на острове Кижи (1694—1714 годов).
Церковь Преображения Господня на острове Кижи, Карелия
Екатерина Григорьева / Wikimedia Commons
Читайте больше о деревянных церквях тут.
Классицизм Санкт-Петербурга
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургская Духовная Академия / Flickr.com
В стиле классицизм строится и Казанский собор (1801—1811) с узнаваемой колоннадой.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Skif-Kerch/ Wikimedia Commons
Русский стиль
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Храм Христа Спасителя в Москве
А эта Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913—1916 годы) совмещает русский стиль и элементы модерна.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Московская область
Ludvig14/ Wikimedia Commons
Современный стиль
В советское время церкви больше сносили, чем строили. И все же несколько проектов, задуманных еще до революции, в итоге были воплощены в жизнь (читайте больше тут.) В современной России строится много церквей. Многие опираются на барокко и классицизм, трактуя их на новый лад. Но многие церкви строятся именно в неорусском стиле и включают элементы ар-деко. Например, Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке в Москве, построенная в 2013-2017 годах.
Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке, Москва