церетели храм христа спасителя
Церетели отлил на храм
Пластиковые барельефы на храме Христа Спасителя меняют на бронзовые
Через 10 лет после полного открытия для служб возобновленного храма Христа Спасителя на Волхонке собор вновь окружен строительными лесами. На главном храме Московской патриархии меняют медальоны с барельефами: на смену украшениям из белого синтетического материала приходят бронзовые. Автор новой серии барельефов — тот же: мастерская Зураба Церетели.
«Уже около недели храм окружен лесами — рассказала „СП“ Наталия Занегина, сотрудник Института русского языка РАН, расположенного напротив собора. — Уже несколько дней аккуратно снимают белые барельефы, а в понедельник-вторник привезли бронзовые». Проход к храму со стороны Волхонки сейчас закрыт, войти в собор можно лишь со стороны Пречистенской набережной, где работы пока не ведутся.
«Закончится работа на трех стенах, где сейчас леса, — перейдем на четвертую», — объяснил «СП» один из строителей, Алексей. По его словам, единственная трудность в демонтаже пластиковых барельефов — их значительный размер. В остальном снимать их нетрудно, поскольку здание почти новое, крепеж не успел прикипеть.
О том, в какую сумму обошелся «рестайлинг» владельцам храма — правительству Москвы — пока не сообщается. Известно, однако, что в 90-е годы весь комплекс работ по декоративному обустройству собора — то есть и внутренняя отделка, и фонари, и барельефы — обошелся в 1 трлн тогдашних рублей (по курсу сегодняшнего дня около 150 млн долларов).
Известно, что основная официальная цель замены белых барельефов на бронзовые — соблюдение исторической достоверности, по крайней мере, в материалах. Действительно, в отличие от декоративита — синтетического материала, запатентованного мастерской Зураба Церетели, бронза — материал классический и не вызывает упреков в «пластмассовости». Однако бронзовым барельефам до исторической достоверности все равно достаточно далеко, утверждают эксперты.
«В общем-то, конечно, воссозданный храм Христа Спасителя является безусловным новоделом, — сказал в беседе с обозревателем „СП“ краевед Рустам Рахматуллин, координатор движения „Архнадзор“, автор книги „Две Москвы: метафизика столицы“. — Все видели, как он строился». В перестроечные годы — отмечает Рахматуллин — когда храм был «реабилитирован» в общественном мнении, идея о строительстве его точной копии была не единственной и даже не самой популярной.
Было, например, очень интересное предложение архитектора Юрия Селиверстова: выстроить над этим местом гигантский каркас, в память об уничтоженном соборе. «Это могла бы быть очень архитектурно сильная вещь, очень символичная. — полагает краевед. — Но в конце концов было решено все-таки выстроить новодел. И проект был отдан на откуп Михаилу Посохину и Зурабу Церетели».
Что же касается барельефов, то и первые, белые, и нынешние, бронзовые, не являются точными копиями первоначальных украшений храма, подчеркивает Рахматуллин. Изначальные барельефы были белокаменными, многие из них сохранились до сего дня в Донском монастыре. «Почему Церетели не решился выполнять барельефы из белого камня — не знаю, впрочем, он никогда не работает с камнем. Возможно, просто не умеет. Но в любом случае, изначальные барельефы не были повторены ни в 1990-х годах, ни на этот раз — а о том, чтобы использовать сохранившиеся барельефы первого храма, никто даже и не говорил…», — отметил писатель.
Напомним, что храм Христа Спасителя, он же собор Рождества Христова, на Волхонке в его нынешнем виде был выстроен в 1994—1997 годах, а окончательно отделан и полностью освящен на Рождество 2000 года. Его проект, начатый в конце 80-х годов реставратором Алексеем Денисовым, был затем сильно изменен и передан мастерской «Моспроект-2» под руководством Михаила Посохина-младшего.
В отличие от изначального храма по проекту Константина Тона, стоявшего на этом месте до 1931 года, современный собор обладает также мощным стилобатом — цокольным пространством, где располагаются нижний Преображенский храм и различные служебные помещения. В их числе — такие нешаблонные для храма, как гараж и конференц-зал для синодальных собраний.
Место, на котором стоит храм, кажется, обладает особенной несчастливой «аурой»: по распространенной московской легенде, когда с этой площадки выводили Алексеевский женский монастырь, игуменья возгласила: «Быть сему месту пусту!». Действительно, все объекты, которые возводились на этом месте в последующие годы, ожидала трудная судьба. Закладка храма по проекту Константина Тона была произведена в 1837 году, но строительство началось лишь в 1839-м и продолжалось затем до 1883 года — срок, характерный для Средневековья, но чудовищный по меркам XIX века.
Дворец Советов, который планировалось соорудить на месте взорванного храма, начали строить в самом конце 1930-х годов и успели возвести лишь «нулевой цикл» — помешала война, а после нее поиск проекта ДС начался заново. По утверждению некоторых тогдашних инженеров, фундаменты, хоть и уникальной конструкции и выдающегося объема, не могли бы выдержать здание таких чудовищных размеров, как планировалось до войны Борисом Иофаном.
Внутри неудавшихся фундаментов Дворца Советов и на их основе к началу 1960-х годов был выстроен плавательный бассейн «Москва». Для своего времени это была довольно прогрессивная конструкция — а главное, общедоступная. Москвичи среднего и старшего поколения до сих пор вспоминают, как в этом бассейне можно было плавать даже зимой: вода там подогревалась. Эта функция и стала причиной закрытия бассейна в 1990-м году: он начал ветшать и к тому же оказался чудовищно энергозатратным.
Отметим, что проблемы наметились уже и у нынешнего храма Христа Спасителя: в середине 2000-х годов на храме уже производились работы по достройке (были проложены специальные крытые галереи для осмотра панорамы), а к 2007 году стало известно, что фундаменты в нескольких местах дали неравномерную усадку, отчего в стенах храма начали появляться трещины. Вполне возможно, что через одно-два десятилетия — что для собора таких размеров срок крайне короткий — храму Христа Спасителя уже потребуется настоящая реставрация…
Храм Христа Спасителя наших дней — фото автора.
Церетели храм христа спасителя
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Храм Христа Спасителя. Часть 1, историческая
На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.
История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.
Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.
Строительство храма. 1852 год:
Освящение храма. 1883 год:
Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:
После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:
1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:
Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн «Москва» (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.
По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.
Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.
Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн «Москва» был закрыт в 1994 году.
Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.
По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.
Бассейн «Москва». 1969 год:
Снос бассейна. 1994 год:
Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.
19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.
Монумент в честь императора Александра II
Почему не нашлось места 33-метровому Спасителю от Церетели на огромной территории России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного из истории памятников Христу, возведенных в мире
Бразильский Христос-Искупитель
Гигантский монумент Христа на вершине горы Корковаду, что в Рио-де-Жанейро давно уже стал символом Бразилии и назван одним из Новых семи чудес света. 30-метровая статуя весом в 635 тонн на восьмиметровом пьедестале, была установлена в 1931 году в честь столетнего юбилея национальной независимости Бразилии на собранные народом деньги.
Первоначальный проект изваяния Искупителя с распростертыми руками, в общих чертах очень похожим на огромный крест, разработал художник Карлос Освальд, продолжил работу над проектом бразильский инженер Эйтор да Силва Кошта. Француз Поль Ландовски смоделировал голову и руки статуи, а румынский скульптор Георге Леонида воссоздал проект в камне.
Иисус в Лиссабоне
После открытия монумента, возводившегося около девяти лет, в 1934 году с визитом Бразилию прибыл патриарх Лиссабона Мануэл Сережейра. Его настолько восхитил монумент, который просматривался почти из любого уголка Рио, что он загорелся желанием воздвигнуть такой же в Лиссабоне. Португалия никак не могла спустить с рук своей бывшей колонии такого превосходства и решила дать ответ «выскочкам» бразильцам.
Получив поддержку всех португальских епископов, в 1940 году правительство приняло решение, а вернее дало обет: если Португалию не коснется Вторая мировая война, то над Лиссабоном будет возведен монумент Христу.
И, как известно, во время войны Португалия стала одним из немногих государств, которому удалось сохранить нейтралитет. Эта страна, явно симпатизировавшая Гитлеру и нацистам, смогла избежать участия в самой кровопролитной мясорубке человечества.
Над лиссабонским мемориалом работал португальский архитектор Франсишку Франку.
Первый камень в его основание был заложен в конце 1949 года в городе Алмада, что в 7 км от Лиссабона, а строительство было окончено к весне 1959 года. На открытие монумента собралось более 300 тысяч человек, в числе приглашенных был и патриарх из Рио.
Высота статуи Христа в Лиссабоне составила 28 метров, что на 2 метра ниже бразильской, зато постамент был возведен высотой в 82 метра и придал монументу статус самого высокого памятника Христу в Европе. Величественный памятник Христа, возведенный как благодарность народа, общей высотой 110 метров возвышается над рекой Тежу и виден практически со всех уголков португальской столицы в радиусе 20 километров.
Статуя Иисуса Христа, Царя Вселенной в Польше
Создание монумента Царя Вселенной, возведенного в Польше было инициировано в начале 2000-х священником Храма Божьего Милосердия в Свебодзине Сильвестром Завадским, сердце которого впоследствии было захоронено под изваянием. Проект изначально задумывался как аналог статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Но в процессе создания статуя была выполнена высотой в 35 метров, а вместо постамента использован искусственный курган высотой 16,5 метров. Поляки превзошли себя в стремлении удивить весь мир, создав самую высокую статую Сына Божьего.
Идея создания памятника, родившаяся в 2000-х, была активно поддержана щедрыми пожертвованиями верующих из всех уголков страны. Так, на западе Польши, почти на границе с Германией была установлена самая высокая в мире статуя Иисуса Христа Царя, превзошедшая легендарную статую Христа Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро на 5 метров.
Пустотелая скульптура выполнена из монолитного железобетона на металлическом каркасе. Общая масса конструкции составляет 440 тонн. А позолоченная корона статуи имеет размер 3,5 метра в диаметре и около 3 метров в высоту.
Возведение монумента длилось около 2-х лет и официальное открытие и освящение состоялось в конце 2010 года. На сегодняшний день эта статуя Христа считается самой высокой в мире.
Многострадальная статуя Сына Божьего Зураба Церетели
Известный своей гигантоманией Церетели еще в 2013 задумал проект, которым захотел покорить весь мир. В Петербурге на заводе «Монументскульптура» по его заказу была отлита бронзовая скульптура Христа высотой в 33 метра – по количеству лет, прожитых им на Земле. Это не так много: ибо самым высоким считается Царь Вселенной, возведенный в Польше. Однако по проекту Христос должен был быть установлен на 50-метровый постамент, украшенный бронзовыми рельефами. И тогда общая высота монумента Церетели достигла бы 83 метра. К тому же вместе со статуей были отлиты в бронзе все 64 рельефа, изображающие жизнь Христа, начиная с Благовещения и заканчивая Вознесением.
Когда еще статуя Христа была в проекте, сам скульптор планировал установить ее на Соловках в память о жертвах политических репрессий. Однако руководство Соловецкого музея-заповедника категорически сразу же отвергло эту идею.
Следующим в списке шел город Сочи. Однако, когда дело дошло до решения, принимать или не принимать такой щедрый дар, сочинские власти отказали скульптору. Одним из аргументов отказа был тот факт, что городу была предложена уже готовая статуя, вписать которую в архитектурную городскую среду, по мнению специалистов, оказалось невозможным, да и к тому же содержание этого монумента стало бы серьезной нагрузкой на бюджет города.
Вторым немаловажным фактом городские власти посчитали, что эта скульптура даже в качестве бренда не подходит для Сочи. Если уж что-то воздвигать, то нечто оригинальное, что станет неповторимой визитной карточкой Сочи. А отнюдь не то, что уже у кого то есть. Конечно же, имелись в виду Бразилия, Португалия, Польша и другие страны, которые вели борьбу за создание лучшего монумента в мире, посвященного Спасителю, невзирая на повторения идеи.
Следующим претендентом на творение Церетели стал Санкт-Петербург. Власти города не были так категоричны как сочинцы, однако намекнули автору, что неплохо было бы водрузить Спасителя где-нибудь в другом месте. Но в меру своей лояльности все же рассмотрели, как вариант, водружение монумента в этнопарке «Усадьба Богословка», где располагается храм Покрова Пресвятой Богородицы, стилизованный под XVIII столетие. И здесь, конечно же, нашлись противники, считающие, что бронзовый Христос одержит в прямом смысле «сокрушительную победу над русским деревянным зодчеством. Затем было предложено поставить фигуру в Невском лесопарке», однако этот вариант отклонил сам автор.
Зато величественную статую не прочь были принять в дар жители Новосибирска: в поддержку грандиозного проекта по установке монументального творения Церетели даже была организована инициативная группа. Но власти города не готовы были принять такое судьбоносное решение и переложили полномочия на городской художественный совет, а тот до сих пор в раздумьях.
Год назад идею возведения монумента Церетели на сопках Владивостока всерьез рассматривали власти Приморья. И согласись они на такой шаг, скульптору бы пришлось заменить постамент с бронзовыми рельефами на более функциональный: с храмом внутри.
А вопрос «куда ставить будем?» по-прежнему остается открытым.
И в завершение хотелось бы вспомнить еще несколько скандальных историй, связанных с именем Зураба Церетели и его творениями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.