церковная беседа перед крещением
Нужны ли обязательные огласительные беседы?
Ответы пастырей
Казалось бы, ответ на вопрос: нужны ли огласительные беседы? – однозначен: конечно, нужны! Да и сам вопрос кому-то покажется странным. Действительно, что плохого в том, что решивший стать христианином перед Таинством Крещения больше узнает о вере, об учении Христа. Между тем у многих решивших креститься и особенно у тех, кто хочет крестить детей, сообщение о том, что необходимо обязательно пройти огласительные беседы, не всегда вызывает положительные эмоции. Бывает, что и открытый протест. И кто-то решение о крещении откладывает на неопределенное время. Так не теряет ли Церковь из-за этого прихожан? И есть ли польза от формального присутствия на таких беседах тех, кто на них пришел, «потому что так надо», «ради галочки»? Может быть, не стоит обязывать к оглашению тех, кто этого не хочет по тем или иным причинам? Мы попросили высказать свое мнение по этим вопросам пастырей.
Дезертиры с поля духовной брани
– Не желающие узнать дух и букву церковной жизни потенциальными членами Церкви не являются, а представляются очевидными дезертирами с поля духовной битвы, формальное приобщение которых к числу спасающихся не оставляет без вины и тех, кто содействовал этой профанации. Лучше меньше да лучше, – скажет вам любой ответственный руководитель организации о своих подчиненных. Не думаю, что Церковь Христова даже в малой степени является бюрократическим сообществом, в котором количество адептов является существенным показателем ее благополучия.
Употреби максимум усилий в деле оглашения
– Сказано: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4: 2–3). «Настой во время и не во время», то есть употреби максимум усилий в деле оглашения и катехизации, есть ли настроение тебя слушать («во время») или нет настроения тебя слушать («и не во время»). Но! Помни: если первая беседа не обеспечила вторую, значит, ты не отнесся правильно к ее подготовке.
Впрочем, могли уснуть и на проповеди самого апостола Павла. Читаем: «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым» (Деян. 20: 9).
И в Евангелии сказано: сначала научите, потом крестите
– Давайте вспомним, что говорит Евангелие о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Последовательность такая: вы сначала научите, а потом уже крестите, а не наоборот – сначала крестим всех подряд, а потом уже будем учить. И дело не в том, потеряем мы или нет каких-то людей, – важно не количество крестившихся, а их «качество». Думается, что из тех, кто пришел в Церковь в 1990-е годы, когда после празднования 1000-летия Крещения Руси был духовный подъем, когда открывались храмы, когда, бывало, крестилось по 150 человек в день, многие ушли. Конечно, тогда просто невозможно было проводить катехизацию: мы на подъеме людей принимали. Но если бы проводилась такая же серьезная катехизация, которую ввел патриарх Кирилл: не меньше двух бесед перед крещением, то, думаю, сейчас бы в Церкви было больше людей даже количественно и не было бы такого, что люди хотят пройти обряд раскрещивания, срывают с себя кресты, объявляют себя атеистами. Конечно, сейчас сложно говорить об ошибках, возможно, допущенных тогда, но то, что не было вообще никакой катехизации или она проводилась в виде одной беседы батюшки перед толпой жаждущих принять крещение, это очень большой пробел.
Отношение к крещению крестных, родителей после огласительных бесед гораздо серьезнее
Как приходской священник могу свидетельствовать: отношение к крещению людей – крестных, родителей – после огласительных бесед гораздо серьезнее. А что возмущаются оглашением… Ну, возмущаются. И понятно почему: раньше ничего не требовали, разве что иногда брошюрку «Закон Божий» давали, крестили без всяких разговоров, а сейчас нужно посещать беседы. В некоторых храмах даже по три беседы и более нужно пройти перед крещением. Но польза от этого есть. И хотя за две беседы ты не можешь человеку раскрыть во всей полноте учение православной веры, но настроить его на серьезный лад и на какое-то дальнейшее самообразование вполне получается. Я вижу, что больше стало родителей, которые после таинства приводят детей причащать, приобщать к храму. А прежде это было большой редкостью, чтобы после крещения человек стал и прихожанином храма.
Те, для кого оглашение в тягость, воспринимают храм как место услуг
– Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит. Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом. Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).
В крещении человеку дается бесценный дар – благодать Духа Святого. Крещеный освобождается от всех бывших грехов, становится чадом Божиим и принимает на себя образ Христа. Крещенному открыты врата Рая. Неужели же ради этих даров не стоит пожертвовать каким-то своим временем и посетить огласительные беседы?
Обыкновенно мы всё время куда-то спешим, задуматься о духовном некогда, и даже Таинства Церкви нам хочется принимать, так сказать, набегу, попутно своей будничной суете, как бы переходя с одной остановки на другую. Но Божия благодать не для легкомысленных людей, Господь открывает Себя сердцу ищущему. Вот как раз огласительные беседы могут стать тем временем, когда мы приостановим свою суету и хотя бы немного послушаем о вечном спасении.
Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви приводила к укреплению Церкви: в ее ограде не было случайных людей
В древности оглашение было куда более продолжительным, нежели сейчас, могло длиться два года. И это тогда, когда за веру Христову подвергали пыткам и смертной казни. Казалось бы, надо всех созывать и желающих сразу крестить, но этого не было. Почему? Потому что крещенный призван носить на себе образ Христа, должен быть исповедником веры Христовой, являть пример жизни по Евангелию. Какой смысл крестить тех, кто завтра скажет: а я не имею к Церкви никакого отношения. Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви как раз влекла за собой укрепление Церкви, в ее ограде не было случайных людей, христиане вели примерную жизнь, а это привлекало к Церкви новых членов.
В общем, как бы это ни звучало категорично, но если человек не желает пройти огласительные беседы, он показывает, что подлинным чадом Церкви он становиться не собирается. Его в храм не тянет, ему хочется поскорее уйти и жить по своим правилам. Кто легкомысленно относится ко крещению, тот поверхностно относится к самой вере. Основательно же готовиться ко крещению будет только тот, кто действительно ищет спасения.
Не должно быть «железного правила»
– Может быть, я не прав, но мне кажется, что здесь не должно быть «железного правила», которое в одних случаях может быть и полезно, а в других – ожесточит человека или станет «медной стеной» между душой и Богом. Очевидным кажется только одно – нельзя быть равнодушным к людям. Надо с ними говорить о вере, смотреть им в глаза, слушать, убеждать, молиться о них… Вот это главное, и в этом, как кажется, и состоит главный смысл огласительных бесед. И здесь можно и нужно проявлять подход именно творческий, потому что, опять же, люди, обстоятельства их жизни бесконечно разнообразны, и наша главная задача – помочь человеку приобщиться к вере, а не «исполнить регламент», который может стать «мертвой буквой закона». Иной человек вроде бы и не знает еще ничего толком, а уже «горит» желанием стать христианином, и это горение в нем подлинное, живое. Конечно, надо ему рассказать о вере. Но надо ли долгими и пространными беседами «угашать в нем это действие Духа»? Именно так, потому что большое самонадеяние считать, что именно наши беседы будут это действие «возогревать». Увы, далеко не всегда так бывает. А иному человеку именно нужно время, чтобы осмысленно и основательно подойти к принятию таинства, разобраться во всем… Словом, всем нам надо быть не «чиновниками по духовному ведомству», а живыми участниками действия в мире Промысла Божиего. Опять же понимаю, что я могу ошибаться, но поскольку спросили меня об этом, говорю, как думаю и чувствую. Но стремиться к тому, чтобы проводить «огласительные беседы», конечно, надо.
Нужно помнить, что Бог есть любовь
– Конечно, чем больше человек узнает о своей православной вере, тем больше у него будет возможностей стать настоящим, деятельным членом Церкви, живым, чувствующим, радостным. Созидающим свою душу и ее спасение, живущим вместе с Богом. Ведь все, что говорят о Боге на этих беседах, есть семя слова Божия, которое падает в наши души. И его взращивает Бог вместе с нами.
Человек, который отказывается прийти на огласительные беседы и узнать о Боге и о своей вере больше, уже заранее относится и к Богу, и к вере формально, считая чем-то незначительным. Такие люди уже не хотят быть деятельными членами Церкви, не хотят открыть глаза на истину. Но надо постараться все-таки привести этих людей на огласительные встречи и усиленно молиться за них, проповедуя им Слово Божие для их спасения.
Но делать это надо без насилия над душой. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). А также нужно помнить о том, что Бог есть любовь и, служа Ему, мы сами становимся любовью, каждый настолько, насколько откроет Господу свое сердце. А заставить любить невозможно. Человек должен сам захотеть любить, не бояться быть любовью.
Потенциальным членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле, ибо Бог «хочет всем спастись»
Вот это и есть наша задача – рассказать людям о Любви и увлечь их за Любовью. А для этого мы и сами должны ею становиться. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Потенциальным же членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле. Ибо Бог «хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим 2: 4).
Поэтому мы каждому должны являть любовь и словом, и делом и идти за любовью и вести за ней людей. Тогда Церковь наша будет умножаться, ибо все люди хотят любви, потому что любовь и есть высшее счастье для человека, спасение и вечная жизнь.
Возможность показать красоту Церкви как Тела Христова
– Очень важный вопрос. Действительно, совсем недавно была введена очень хорошая практика предкрещального оглашения. Раньше человек приходил, в церковной лавке записывался на крещение, крестился и уходил, и получалось так, что он видит священника впервые и священник видит его первый и очень часто в последний раз. По своей священнической практике припоминаю: крестишь, в храме полно народу, как на большой праздник: мамы, папы, бабушки, дедушки… – когда крестили без оглашения, по 20 и по 30 человек в один день могло быть на крещении, – а потом оглядываешься и задаешь себе резонный вопрос: «А где все эти люди?» А они пришли, покрестились и ушли.
Крестя без оглашения, мы приобрели потенциальных верующих? Отнюдь! Никого мы не приобрели. Покрестить мы покрестили, но эти люди как не принадлежали к церковной общине, так и не стали принадлежать. А святая Церковь как учит? Крещение – это дверь всех церковных таинств. Получается, что человек право на реализацию себя в церковной жизни получил, но может так случиться, что он этим правом никогда не воспользуется. А что нам дает современная ситуация? У человека появляется шанс хотя бы познакомиться со священником, который будет его крестить. Хотя бы услышать здравое учение Церкви. Не от соседки, не от бабушки. Не суеверия какие-то, сколько нужно полотенец принести на крещение, кто должен нательный крестик покупать и прочее. Человек от священника услышит хотя бы, что и Евангелие-то стоит почитать. А ведь это проблема!
Я всегда, когда провожу оглашение – а в нашем храме во исполнение благословения Святейшего Патриарха и нашего правящего архиерея митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна предкрещальные беседы – это неотъемлемая часть самого Таинства Крещения… так вот, я всегда задаю вопрос: «Кто из вас читал Евангелие, братья и сестры?» Часто оказывается так, что Евангелие не читал никто. Вот и напрашивается вопрос: как можно совершать крещение, будь это взрослые люди или дети, за которых ответственность несут восприемники, если эти взрослые, эти восприемники даже Евангелие не читали? А восприемник что должен делать? Он должен учить ребенка вере. А чему он научит, если сам он этой вере не только не учится, но и не начинал даже учиться?! Потому что научение вере – от Евангелия, от евангельской проповеди. Христос Сам говорит: «Вера от слышания» (Рим. 10: 17). А человек о Христе, по сути, никогда и не слышал.
У нас ведь порой обычный человек за обрядом не видит Самого Христа. Вот он в храм пришел, обедню заказал, свечи поставил, панихиду заказал, святой воды набрал… Всё это сделал, а о Христе-то он ничего и не знает. И Евангелие никогда не читал, и «Закона Божия» для детей никогда не читал. Говорят, что Евангелие сложно читать. Но «Закон Божий» не сложен. Но и этого не читали и не знают.
Но встает и такой вопрос: а не теряем ли мы, введя обязательное оглашение, потенциальных членов Церкви? Но чтобы членом Церкви стать, необходимо обязательно пройти оглашение. И если мы откроем огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского или еще кого-то из святых отцов, мы увидим: человек сначала учился вере, потом принимал крещение. Да вот хотя бы такой пример – житие великомученика Пантелеимона. Он встретился с пресвитером Ермолаем, тот его огласил. Побеседовал с ним о христианстве, и слово пресвитера Ермолая так отозвалось в душе юноши, что он жизнью своей пренебрег ради того, чтобы быть со Христом. И подобных примеров очень много. Так что сначала научение вере, потом обретение этой веры. Это очень правильно. В Церкви так было всегда, и мы к этому должны стремиться. И тогда приобретем реальных членов церковной общины.
Мне кажется, практика нескольких бесед перед крещением – это очень добрая практика, и вот еще почему. Часто бывает, что люди, у которых возникают какие-то вопросы или проблемы, не знают, как к священнику подойти. А на этих беседах люди познакомятся с батюшкой. Может быть, даже номер телефона у него возьмут – в XXI веке же живем, – чтобы потом о каких-то своих переживаниях ему рассказать. А для нас это возможность показать красоту жизни Церкви. Что это не только свечи и иконы, но это мистическое Тело Христово. У Церкви появляется шанс увидеть своих чад и поговорить с ними, чтобы они стали из потенциальных реальными членами церковной общины.
Правила проведения огласительных бесед перед крещением и что спрашивает батюшка
Многие православные люди проходят через процедуру крещения. Многие считают, что достаточно просто прийти в церковь, чтобы стать крещенным, но это не так. Перед крещением проводят специальные огласительные беседы со священником. Поэтому прежде чем отправиться на крещение, рекомендуется ознакомиться с особенностями таких бесед.
Зачем нужна катехизация перед крестинами ребенка в церкви
Некоторые люди не знают, для чего проводится катехизация и поэтому надо заранее разобраться с необходимостью ее проведения. Катехизация считается древнейшей христианской процедурой, которую проводят перед тем, как крестить человека. Такие беседы проводятся, чтобы призвать к человеку Бога, а также направить его на путь служения Господу. При этом катехизация проводится не только с некрещенными, но и с уже крещенными людьми. Это называется посткрещальной беседой, во время которой люди зачитывают молитву и доказывают свою верность Господу.
Правила проведения собеседования
Существуют правила проведения беседы, с которыми следует заранее ознакомиться.
Что спрашивает батюшка на оглашении
Есть несколько вопросов, которые задает батюшка при проведении процедуры:
Что нужно знать и сделать крестным
Крестным следует разобраться с тем, что им нужно сделать и знать перед проведением процедуры.
Заповеди
Крестные родители должны жить по заповедям Божьим и строго их придерживаться. Выделяют десять заповедей Божьего закона, которых необходимо придерживаться:
Исповедание и причащение
Перед крещением крестные родители должны исповедоваться, чтобы очиститься от грехов. Во время проведения исповеди необходимо рассказать батюшке о всех действиях, сказанных словах и даже мыслях, о которых человек сожалеет. После общения со священником и покаяния в грешных делах надо пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Рекомендуется избавиться от скверных мыслей, которые беспокоили ранее, и не совершать грешные дела.
Также проводится процедура причастия, во время которой люди под видом вина и хлеба вкушают тело Иисуса Христа. Это делается, чтобы стать немного ближе к Господу.
Молитвы
Есть две основные молитвы, которые произносят при проведении крещения:
«Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго».
«Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших».
Символ веры
Крестные должны обязательно знать молебен о Символе веры.
«Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь».
Состав Нового Завета и Евангелие от Марка
Крестные должны знать состав Евангелия от Марка и Нового Завета. В новозаветный канон включают следующее:
В Евангелие от Марка записываются рассказы о деяниях, совершенных Христом при жизни. При этом рассказы написаны не в хронологическом порядке.
В процессе подготовки к причастию и исповеди крестные родители должны в течение 4-5 дней молиться и кушать постную еду. Поэтому при составлении ежедневного рациона придется исключить молочко, мясо, яйца и другие продукты, имеющие животное происхождение. После причастия и исповеди можно прекратить поститься и есть обычную пищу.
Беседа с биологическими родителями
Перед проведением крещения проходит беседа священника с биологическими родителями крещаемого. Она проводится для согласования следующих вопросов:
Ответы на популярные вопросы
Есть несколько распространенных вопросов, которые интересуют людей перед проведением обряда.
Длительность
Когда священник разговаривает с родителями, необходимо обсудить продолжительность обряда. Не рекомендуется затягивать крещение, так как в течение всего процесса ребенка нужно держать на руках, а это иногда непросто.
В среднем процедура длится около часа. Однако бывают случаи, когда она затягивается на 10-15 минут.
Курсы
Священники, которые планируют проводить огласительные беседы и заниматься крещением, должны заранее пройти специальное обучение. В процессе обучения им следует посещать специальные лекции, в которых будет рассказываться, как правильно крестить людей. В среднем обучающий курс состоит из десяти лекций. В них детально описываются особенности катехизации и крещения.
Пример беседы
Огласительная беседа проводится в несколько последовательных этапов:
Справка о прохождении
После прохождения двух обязательных огласительных бесед в храме человеку выдается специальная справка. Это разрешение позволяет человеку покреститься. Без получения дополнительной справки в храме могут не допустить к проведению обряда.
Беседа перед крещением взрослого человека
Предварительную беседу проводят не только перед крещением младенца, но и взрослого человека. В этом случае с крещаемым общается священник, который подробно объясняет ему необходимость проведения процедуры. Также перед обрядом человек может покаяться во всех грехах, которые он совершил в течение своей жизни. Это позволит его душе очиститься, прежде чем предстать перед Господом.
Необходимо проводить две предварительные беседы — за неделю и за две недели до начала обряда.
Заключение
Каждый православный человек должен быть крещен после рождения. Поэтому многие обращаются к священникам в церковь, чтобы они провели этот обряд. Однако прежде чем заняться этим, необходимо провести специальные огласительные беседы. Они проводятся, чтобы объяснить людям необходимость процедуры, а также чтобы очистить их душу от грехов, совершенных в течение жизни.
Как проходит собеседование перед крещением: этапы и распространенные вопросы
Кто такие оглашенные
В раннехристианский период крещение проходили только взрослые. Подготовка к Таинству была очень серьезной и занимала от 1 до 3 лет. Желающие принять христианскую веру оглашались, то есть изучали основы учения Христова, сдавали своеобразные экзамены. Все это время они читали Святое Писание, ходили на богослужения, однако не имели права находиться там до конца. После слов священнослужителя: «Оглашенные, изыдите!», последние покидали храм. Их не допускали к Литургии, Исповеди, а также Евхаристии. Только после полного принятия веры уже настоящие христиане допускались к остальным церковным ритуалам.
Церковный устав предполагает обязательное собеседование перед крещением ребенка
Роль крёстных родителей при оглашении
Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: «Отреклся ли еси сатаны?» — «Отрекохся». Затем подтвердить свою веру : «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетался». Поклониться Ему и прочитать Символ Веры.
Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещением ребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.
Правила проведения огласительных бесед
Сегодня Российская православная церковь сделала собеседование перед крестинами обязательным условием. Как правило, беседы проводят в храме, где будет свершаться Таинство. Там же крестные и родители могут посетить воскресную школу, которая открывает свои двери по выходным дням.
Обязательно ли проходить
Без справки об оглашении, которую выдает катехизатор по результатам экзаменов, покрестить ребенка не удастся. Это нерушимое правило для восприемников, так как именно они становятся духовными родителями новорожденного. Крестные должны обладать христианским воспитанием, уметь правильно себя вести, чтобы быть достойным примером для нового члена Церкви.
Даже набожные люди, посещающие регулярно храм, не могут обойти огласительные беседы. А вот те, кто далек от церковной жизни, должны обязательно пройти предварительное собеседование. Ведь чтобы следовать по праведному пути, необходимо постоянно сверяться с православным учением. При этом не нужно бояться задавать батюшке интересующие вопросы. По вашей просьбе он может посоветовать вам религиозную литературу или соответствующие фильмы.
Что спрашивает батюшка на собеседовании
Конкретного списка вопросов, которые задает священнослужитель во время беседы, нет. То, какие они будут, зависит от самого катехизатора и его взглядов на данную процедуру. Он может спросить о таких фактах:
Чаще всего катехизатор спрашивает наизусть «Отче Наш», «Царю Небесный» и «Богородице Дево, радуйся».
Катехизация родителей
Катехизис — свод основных правил церкви. Если родители приносят ребенка креститься не в силу своей веры, а потому, что все так делают, то их будет тревожить вопрос, что спрашивают на собеседовании перед крещением. Задав несколько вопросов о том, часто ли они бывают в церкви, исповедуются ли регулярно, приступают ли к причастию, священник просветит их в основных вопросах веры. Они узнают о церковных таинствах, об обязанности регулярно причащать своё чадо, молиться за него. Лектор-катехизатор расскажет им о том, что главным авторитетом в семье и воспитании должен стать Христос. Беседа с родителями предполагает решение практических вопросов: дата, время крещения, необходимая одежда.
Сами родители в таинстве крещения не участвуют и остаются простыми зрителями. Но на последнем этапе этой службы происходит введение новокрещённых в храм. Пока священник заносит мальчика в алтарь, а девочку прикладывает к святым иконам, родная мать кладет земные поклоны и молится за своего ребенка. Чтобы иметь возможность участвовать в обряде воцерковления, ей нужно быть в чистоте, поэтому дату события надо согласовать и с этим естественным обстоятельством.
Огласительная беседа для крестных
Без свидетельства о катехизации, как уже говорилось выше, батюшка не имеет права крестить ребенка. Предварительное собеседование для восприемников состоит из двух этапов.
Без свидетельства о катехизации батюшка не имеет права крестить ребенка
Первое занятие
Священнослужитель на вводной лекции объясняет крестным родителям их роль в жизни крестника. Он рассказывает об обязанностях и ответственности, которую они будут нести перед ребенком. Батюшка уведомляет восприемников, что требуется для проведения Таинства Крещения, а также подробно объясняет саму процедуру. Он просит подготовить крыжму, белоснежную простую рубаху, нательный крестик и полотенце. Катехумены, в свою очередь, могут также задавать священнику вопросы, однако список их лучше продумать заранее.
Заканчивается первое занятие домашним заданием, которое катехизатор дает оглашенным:
Время на выполнение поставленных задач не ограничивается. Оно будет зависеть от успехов катехуменов, их желания и способностей.
Второе занятие
Следующая встреча с батюшкой проходит через месяц или раньше, как только крестные выполнят все домашнее задание. По итогу этого собеседования священнослужитель принимает решение о допуске восприемников к Таинству Крещения. Он просит зачитать по памяти три основные молитвы, проверяет знание Святого Писания, экзаменует по всем Заповедям.
Если теоретические знания удовлетворяют катехизатора, он переходит к исповедованию оглашенных и последующему их причащению. Процедура направлена на проверку искренности веры катехуменов. Если они отказываются совершать церковный ритуал, священник имеет право запретить им участвовать в крестинах. Тогда родители должны будут найти новых восприемников, которым также придется проходить огласительные беседы.
Предварительное собеседование для восприемников состоит из двух этапов
Заветная справка
Катехизация – это непростой процесс. Очень часто он длится около месяца, иногда откладывается или переносится на неопределенное время. Нередко оказывается, что крестные не готовы стать духовными родителями для ребенка, и тогда нужно искать других восприемников. Однако те, кто успешно сдал все экзамены, которых одобрил катехизатор, получают официально заверенную справку об оглашении. Ее подлинность подтверждается мокрой печатью и подписью ответственного лица.
Если будущие кум или кума живут в другом городе, они могут пройти огласительное собеседование по месту жительства. Документ, выданный им местной церковью, имеет силу на всей территории России.
Подготовка к Таинствам
— Что такое огласительная беседа?
— Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению человека, уверовавшего во Христа и желающего вступить в Церковь. Основание оглашения содержится уже в Евангелии, где мы встречаем такие слова Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).
Из этих евангельских слов ясно, что оглашение перед Крещением – достаточно древняя практика. Во II-III веках оглашение, например, длилось от 40 дней до трёх лет. Готовящийся вступить в Церковь изучал основы веры, регулярно посещал храм, учился молиться и сдавал определённые экзамены (в практике нашей Церкви до сих пор сохранилось требование, чтобы крещаемый перед самим Крещением вслух произнёс Символ Веры). О том, что нельзя крестить человека без предварительного оглашения, говорит масса канонических правил Православной Церкви.
Во времена, когда Российская империя практически полностью состояла из православных людей, и весь быт русского человека был пронизан христианством (он постоянно пребывал в храме, даже читать учился по Священному Писанию, а государственными праздниками были церковные праздники), необходимость в оглашении отпала сама собой. В период же воинствующего атеизма говорить об оглашении просто не приходилось. Однако сейчас, во избежание профанации Таинства Крещения и дабы воспрепятствовать появлению номинальных христиан, вполне необходимо введение в практику обязательного оглашения.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2011 г. был утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве». При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения, указывается в документе.
— О чём говорит священник с пришедшим на беседу?
— Огласительная беседа – не экзамен, это скорее попытка донести до человека истинную суть Таинства Крещения, разобраться в том, действительно ли он верует.
Молодые мамы часто путают веру и суеверия, отсюда и непонимание, вопросы.
— Могут ли отказать в крещении и по какой причине?
— Указания на этот счёт есть в упомянутом документе Священного Синода. Кто-то хочет креститься, и на этом — всё. В храм ходить, изучать основы православия далее не намерен. Другой говорит, что верит, но при беседе выясняется, что его верование противоречит православию. И если такие люди не захотят как-то исправить данное положение вещей, то им будут вынуждены отказать.
Впрочем, большинство людей слабо информировано о той вере, с которой хотят связать свою жизнь. Однако если есть желание узнать – уже хорошо! Тем более если человек затем посещает храм, богослужения. Таинство Крещения означает, что человек входит в Церковь. И если с его стороны нет дальнейших действий, он теряет эту связь, что ещё хуже. Многие ссылаются на то, что им непонятен язык богослужений, что не знают, как вести себя в храме. Так можно подойти к священнику, спросить! Есть масса литературы – можно почитать.
— Как подготовиться к таинству крещения?
— Во-первых, следует договориться о беседе со священником и подготовиться к ней самому – разобраться в собственном отношении к вере, в серьёзности своих намерений. И подготовиться к особому периоду в своей жизни — периоду научения, постижения основ православной веры.
Во-вторых, желательно попоститься несколько дней, почитать молитвы. Это могут быть утренние и вечерние молитвы из молитвослова, близкие состоянию души. Приветствуется, если человек придёт на службу в храм (в нашей Литургии первая из её частей так и называется – «Литургия оглашенных»). Но надо учесть, что после слов: «Оглашенные, изыдите!» — некрещёные должны выйти, поскольку причащаться они не могут.
— Говорят ещё, что креститься, якобы, надо в том храме, рядом с которым живёшь. Так ли это?
— По нашей епархии подобных указаний точно не было. Логично, конечно, принять Крещение в том храме, который затем будешь посещать. Но в целом — выбор за самим человеком.
По материалам с сайта www.barysh-eparhia.ru
Беседа с родителями перед крещением
Главными действующими лицами во время Таинства являются восприемники и ребенок, а потому к биологическим родителям требования у Церкви не такие строгие. Батюшка также проводит с ними предварительную беседу, однако задает менее сложные вопросы. В первую очередь он заполняет анкетные данные:
Батюшка также проводит предварительную беседу с родителями ребенка
Далее священнослужитель спрашивает:
Завершается собеседование рассказом о самом Таинстве: его смысле и последовательности этапов. Также священник объясняет родителям, как они должны вести себя после обращения их ребенка в христианскую веру:
Батюшка напоминает, что после крещения наставником младенца становится Спаситель. Однако родители, как и крестные, тоже несут ответственность за духовное развитие ребенка, растя его в православной вере.
Родители и крестные несут ответственность за духовное развитие ребенка
Сегодня не все понимают, зачем нужны огласительные беседы перед крещением. Ответ, как всегда, прост: чтобы воспитать свое чадо духовно, привить ему христианские ценности, нужно самим хорошо разбираться в этом вопросе. Оглашение, как ничто иное, помогает маловерным получить недостающие знания, а людям набожным – лишний раз напомнить себе о них.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Беседа перед крещением взрослого человека
Предварительную беседу проводят не только перед крещением младенца, но и взрослого человека. В этом случае с крещаемым общается священник, который подробно объясняет ему необходимость проведения процедуры. Также перед обрядом человек может покаяться во всех грехах, которые он совершил в течение своей жизни. Это позволит его душе очиститься, прежде чем предстать перед Господом.
Необходимо проводить две предварительные беседы — за неделю и за две недели до начала обряда.
Собеседование перед крещением ребёнка: что спрашивает батюшка
Крупные церкви, имеющие большой поток прихожан, проводят огласительные беседы регулярно по определённым дням. В каждой церкви расписание индивидуальное. На собеседование перед крещением приходит несколько пар родителей и крёстных, а катехизатор (специально обученный священник) читает им проповедь про веру, про Святые Таинства, даёт ответы на вопросы, а также рассказывает о подготовке к церковному ритуалу.
Если же говорить о небольших храмах, то в них преобладает формат индивидуальных встреч, где священник выступает экзаменатором, задающим разные вопросы родителям и восприёмникам.
Как правило, первым вопросом, задаваемым батюшкой, станет такой: «Зачем необходимо крещение?». Будьте внимательны, на него не стоит отвечать вроде «Чтобы быть крещённым» или «С целью уберечь ребёнка от сил зла». Подобные ответы свидетельствуют о неправильном понимании человеком Таинства.
В христианстве крещение символизирует собой, во-первых, очищение от грехов, а, во-вторых, — новую духовную жизнь, приходит к Христу. Окрещённый мирянин начинает по-новому воспринимать себя, других людей и всю жизнь в общем.