у новорожденных масса тела в 8 раз больше массы головного мозга

Системы человека ЦНС, ВНС, ССС и др / ЦНС (см) / Тест (см) / ЦНС-1

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

1.Недостаток каких подкорковых ядер вызывает синдром Паркинсона (акинетико-ригидный синдром)

а- стриатума б- таламуса

в- субталамических ядер г- миндалевидного ядра

2.У больного сохранено зрения и зрачковый рефлекс, по нарушена зрительная память и ориентация в пространстве. Где локализуется поражение

а- зрительный нерв б- зрительный бугор

в- корковое поле № 17 г- корковые поля № 18 и 19

3.Какая структура содержит аксоны моторных нейроцитов

а- спинномозговой узел б- задний корешок спинного мозга

в- нежный пучок (пучок Голля) г- передний корешок спинного мозга

4. Какое образование относится к метаталямусу

а- свод б- серый бугор

в- медиальное коленчатое тело г- шишковидное тело

5.Какое утверждение является неправильным

а- ретикулярная формация оказывает активирующие влияния на кору

б- третий желудочек является полость среднего мозга

в- поясничные сегменты спинного мозга лежат на уровне X-XI грудных позвонков

г- островковая доля находится в глубине латеральной борозды

6.Какое ядро не находится в заднем роге спинного мозга

а- грудное ядро Кларка б- латеральное промежуточное вещество

в- собственное ядро г- студенистое вещество

7.Укажите функции ядер нижних холмиков среднего мозга

а- подкорковые центры слуха б- вестилуярные центры

в- центры зрачкового рефлекса г- ядра блоковидного нерва

8.Какая из структур не относится к лимбической системе

а- центральный отдел обонятельного мозга

б- периферический отдел обонятельного мозга

в- постцентральная извилина

г- миндалевидное тело

9.Сколько полей выделяют в цитоархитектонической карте коры больших полушарий (по К.Бродману)

10.Мозговой свод имеет следующие части

а- тело, столбы, ножки, спайку б- тело, валик, колено

11.Сенсорный гомункулюс Пенфилда спроецирован

а- в коре постцентральной извилины (поля № 1, 2, 3 по Бродману)

в- в лимбическом мозге

12.Укажите на неверное утверждение

а- спинной мозга весит около 35 г

б- у новорожденных масса тела в 8 раз больше массы головного мозга

в- синапс пропускает нервный импульс только в одном направлении

г- по аксону импульс «направляется» к телу нейроцита

13.При поражении угловой извилины (поле № 39) наступает

г- афазия сенсорная

14.Укажите неверное утверждение о спинном мозге

а- зубчатые связки соединяют мягкую оболочку с паутинной

б- эпидуральное пространство содержит жир и внутреннее венозное сплетение

в- субдуральное пространство содержит больше ликвора, чем субарахноидальное

г- роль вставочных нейронов сегментарного аппарата выполняют клетки рассеянной, студенистой, губчатой и терминальной зон

Источник

Головной мозг: строение, физиология, нарушения, заболевания

Что такое головной мозг, encephalon, его значение?

Головной мозг – это передний отдел центральной нервной системы. Головной мозг у новорожденных масса тела в 8 раз больше массы головного мозгарасполагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма. Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.

Филогенетически головной мозг – это передний конец нервной трубки. Онтогенетически головной мозг – это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.

Строение головного мозга

Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга. Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани – прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки. Ряд авторов называют ее 5 желудочком.

Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества – это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.

Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.

Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия

Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 – 2,6 раза. К 3 годам – увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела – в 21 раз.

Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать. Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 – 4 годам. До 3 – 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера». Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом. Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов. Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 – 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.

Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?

Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 – 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм. В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга – 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм. В 6 мес при росте – 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте – 67 см, масса ГМ 760 гр. В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте – 106 см, масса гм 1240 гр. В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.

Физиология, работа головного мозга

Физологически вся работа головного мозга строится на принципах иерархичности, целостности, системности и пластичности. Это принципы функционирования осуществляют все условные и безусловное рефлексы. Они способствуют протеканию сознательной психической деятельности человека. Принцип иерархичности заключается в том, что филогенетически более молодые отделы головного мозга осуществляют управление более высокого порядка, дополняя, но не подменяя собой функцию более древних в филогенетическом отношении отделов. В результате этого расширяются возможности организма в более тонкой дифференцировке каждого раздражителя каждым анализатором, а также осуществляется более адекватное восприятия общей картины мира на основе корреляции результатов деятельности многих анализаторов.

Высшей формой выражения иерархического принципа является процесс кортикализации функций. С принципом иерархичности сочетаются принципы целостности и системности, которые заключаются в том, что головной мозг функционирует как единое целое со всех нервной системой, при этом получает афферентную импульсацию, осуществляет ее анализ и синтез, формирует поток эфферентных импульсов, которые определяют адекватную деятельность всех периферических органов. В результате формируется устойчивая система, обеспечивающая непрерывную информационную связь: центр – периферия – среда – периферия – центр. Под пластичностью понимается функциональная изменчивость нервных центров, которая отчетливо проявляется в процессе компенсации нарушенных функций головного мозга.

Большую роль в нормальном функционировании головного мозга играет иррадиация возбуждения. Механизм обратной связи заключается в замыкании входа и выхода одного и того же элемента или системы. Механизм доминанты регламентирует взаимоотношения между нервными центрами.

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

Лечение головного мозга в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у детей, подростков, взрослых, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове. Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.

Источник

Развитие детей

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V\4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития

у новорожденных масса тела в 8 раз больше массы головного мозга
Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса на осмотре новорожденного неврологом. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).

В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.

Физическое и нервно-психическое развитие детей старше года (М±т)

Источник

Недоношенный ребенок

Яцышина Е.Е., к.м.н.

Недоношенными являются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель. Причины преждевременного появления на свет разнообразны: слишком юный возраст матери, предшествующие аборты, патологическое нетипичное течение беременности, болезни, физическая и психическая травмы, никотин и алкоголь.

Недоношенные дети имеют отличительные внешние признаки. У них кожные покровы тонкие, сухие, морщинистые, обильно покрыты пушком. Недостаточная зрелость кровеносных сосудов наглядно проявляется, если положить ребенка на бок – кожа приобретает контрастно-розовый цвет. Кости черепа податливы, открыт не только большой, но и малый родничок. Ушные раковины мягкие – хрящ в них еще не сформирован, прижаты к голове, а не отстоят от нее, как у доношенных. Ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже середины тела, а не в центре. Показательна недоразвитость половых органов: у девочек малые половые губы не прикрыты большими, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Имеет свои особенности и физиологическая потеря массы тела после рождения. Недоношенный ребенок «худеет» на 5-15% от массы при рождении в отличии от доношенного, который теряет в весе только до 5-8%. Восстанавливается масса у недоношенного позднее 1 недели жизни, только ко 2-3 неделе вес достигает значения при рождении. Причем сроки восстановления массы находятся в прямой зависимости от зрелости ребенка, то есть не только от срока его рождения, но и степени адаптации ребенка к условиям окружающей среды в зависимости от течения беременности и наличия или отсутствия пороков развития. Глубоко недоношенные дети и с заболеваниями за 3-4 недели жизни могут только восстановить физиологическую убыль массы, но не прибавить в ней.

У недоношенных не до конца сформированы нервные центры, регулирующие ритм дыхания, не завершено образование легочной ткани, поэтому частота дыхания у них непостоянная: при беспокойстве доходит до 60-80 в 1 минуту, в покое и во сне – урежается. Частота сердечных сокращении также зависит от состояния ребенка и условий окружающей среды. При повышении температуры окружающей среды и при беспокойстве ребенка частота сердечных сокращений возрастает до 200 ударов в 1 минуту.

У недоношенных чаще возникает асфиксия, внутричерепные кровоизлияния, они чаще болеют пневмонией, инфекционными заболеваниями. У этих детей чаще развивается анемия, особенно в период, когда начинается интенсивный рост и прибавка в весе (2-4 мес).

Дальнейшее развитие ребенка определяется не только степенью недоношенности, но и во многом состоянием его здоровья на данный период времени. К концу года масса увеличивается в 5-10 раз по сравнению с массой при рождении, средний рост составляет 70-77 см у детей с минимальной степенью недоношенности. Полностью сравниваются по развитию с доношенными на 2-3 году жизни. Дети с глубокой недоношенностью и страдающие какими-либо заболеваниями, выравниваются с доношенными детьми к 7-8 годам. Более того, в период полового созревания возможно также отставание детей, родившихся недоношенными, от сверстников в физическом развитии.

Вскармливание недоношенных детей

Одной из проблем при выхаживании недоношенных детей, особенно детей с экстремально низкой массой тела, является проблема вскармливания. Недоношенные дети очень чувствительны к недостатку питания. Это обусловлено ограниченными запасами белка, жира, энергии. Способность к всасыванию, перевариванию и обмену пищевых веществ у таких детей существенна снижена. Соотношение поверхности и массы тела у недоношенного ребенка высокое, что определяет более высокую потребность в пищевых веществах и энергии.

Обеспечение адекватным вскармливанием во многом объясняет успехи в выхаживании недоношенных детей. Относительная функциональная слабость желудочно-кишечного тракта недоношенного ребенка требует особой осторожности при назначении вскармливания. Преждевременно родившиеся дети отличаются более интенсивными темпами роста по сравнению с доношенными и поэтому нуждаются в более интенсивном поступлении с пищей энергии и пластического материала. В то же время, функциональная способность пищеварительной системы к усвоению питательных веществ у них относительно ограничена, а переносимость пищи ниже, чем у доношенных детей. Поэтому физиологическое обоснование оптимальных режимов вскармливания возможно лишь с учетом особенностей организма недоношенного и органов его пищеварительной системы. При назначении питания недоношенным новорожденным учитывают не только их потребность в пищевых веществах, но и анатомо-физиологические особенности данного контингента детей. Различия в клиническом состоянии и способности к адаптации при одинаковых массо-ростовых показателях, но при различном гестационном возрасте, диктуют необходимость индивидуального подхода к назначению питания.

Особенности пищеварительной системы недоношенных

Развитие всех функций пищеварительной системы, их созревание, происходит как во внутриутробном периоде, так и после рождения ребенка. Этот процесс протекает неравномерно. Формирование моторики желудочно-кишечного тракта начинается на самых ранних этапах внутриутробного развития.

Способность к сосанию у недоношенных детей появляется в основном после 32 недели гестации. При преждевременных родах недостаточное развитие сосательного и глотательного рефлексов у ребенка нередко усугубляется перинатальным поражением центральной нервной системы.

Следовательно, в периоде внутриутробного развития становление различных этапов процесса пищеварения у плода человека происходит неравномерно и формируется лишь к концу упомянутого периода. Это обусловливает относительную функциональную незрелость пищеварительной системы у недоношенного ребенка, тем более значительную, чем меньше его гестационный возраст.

Транзиторное снижение тонуса нижних отделов пищевода и преобладание тонуса сфинктра пилорического отдела желудка над кардиальным для недоношенных детей характерно. Перистальтика пищевода отличается высокой активностью, и возможны одновременные сокращения пищевода вдоль всей длины. Все это способствует регургитации содержимого желудка и появлению у незрелых детей срыгиваний.

К характерным особенностям относятся снижение сосательного и слабость глотательного рефлекса. Саливация у недоношенных детей начинается с первых кормлении, но при этом объем слюноотделения снижен по сравнению с доношенными новорожденными. Саливация необходима для создания отрицательного давления в ротовой полости при сосании, а амилолитическая активность слюны способствует нормальному течению пищеварения.

Объем желудка у недоношенных детей мал, слизистые оболочки нежны, хорошо васкуляризированы и имеют слабо выраженную складчатость, а различные отделы желудка недостаточно дифференцированы. Моторика желудка зависит, главным образом, от вида энтерального питания. Женское молоко задерживается в желудке на меньший срок (он короче на 30-60 мин.), чем молочные смеси. Замедление опорожнения желудка может быть связано с незрелостью ребенка и с различной перинатальной патологией: дыхательными нарушениями, поражением центральной нервной системы, надпочечниковой недостаточностью, интоксикацией при тяжелых инфекционных процессах. Становление эвакуаторной функции желудка происходит параллельно с формированием моторной функции кишечника

У недоношенных детей склонность к регургитации (срыгиванию) обьясняется преобладанием тонуса пилорического сфинктера над малоразвитым сфинктером кардиальной части. Секреция желудочного сока понижена. Кроме того, у новорожденных детей в желудочном секрете, помимо обычного пепсина, обнаружен фетальный пепсин, активность которого в 1,5 раза выше. Его концентрация снижается с 2-месячному возрасту.

Функция поджелудочной железы даже у глубоконедоношенных сохранена. Кишечные энзимы, принимающие участие в белковом и углеводном метаболизме, формируются раньше, чем липолитические ферменты, поэтому у недоношенных детей нередко отмечается повышенная экскреция жиров со стулом.

Основные кишечные ферменты у таких детей обладают меньшей активностью, чем у их доношенных сверстников, но постепенно эта активность возрастает.

Становление и нормальное функционирование органов желудочно-кишечного тракта у новорожденных детей во многом связаны с наличием в грудном молоке факторов роста (эпидермального, инсулиноподобного, трансформирующего).

Определяющим в развитии пищеварительного тракта после рождения ребенка является энтеральное питание. Поступление питательных веществ в желудочно-кишечный тракт – это мощный стимул активизации его моторной и секреторной активности. Причем даже минимальные объемы питания (около 4 мл на 1 кг в сутки ) оказывают такое же стимулирующее действие на кишечник, как и большие объемы.

Активность моторики кишечника зависит от метода вскармливания. Порционное питание у незрелых детей приводит к снижению моторики 12-перстной кишки и может провоцировать срыгивания, в то время как длительная инфузия молока в желудок через назогастральный зонд позволяет сохранить ее стабильной. При уменьшении концентрации питательной смеси ее стимулирующее действие на кишечник снижается. Прохладное и подогретое питание не влияет на моторику кишечника.

Состав кишечной микрофлоры оказывает влияние на состояние метаболических процессов и резистентность организма детей, родившихся преждевременно, к различным патогенным агентам. Дисбактериозы нередко сопровождают тяжелые инфекционно-воспалительные заболевания периода новорожденности. Характер вскармливания во многом непосредственно связан с колонизацией кишечника.

Приобретенные после рождения заболевания нарушают деятельность пищеварительной системы недоношеных детей, сужая ее адаптационные возможности. При тяжелых перинатальных поражениях центральной нервной системы и инфекционных процессах у недоношеных новорожденных ферментативная активность пищеварительного тракта снижается в среднем в 1,5 раза. К месячному возрасту наблюдается лишь частичное ее восстановление.

Принципы вскармливания недоношенных детей 1-го месяца жизни

Клиническое состояние и способность к адаптации при одинаковых массо-ростовых показателях ребенка в различном гестационном возрасте могут различаться, что предполагает необходимость индивидуального подхода к назначению рациона питания недоношенным детям.

При проведении грудного вскармливания глубоко недоношенных детей целесообразно использование фортификаторов (усилителей) грудного молока.

Определение тактики вскармливания

Способы вскармливания недоношенных детей

При вскармливании необходимо отвечать на четыре вопроса: когда начинать питание, в каком объеме, чем предпочтительней и каким методом проводить кормление. В настоящее время степени недоношенности выделяют в зависимости от гестационного возраста. При этом подходе метод вскармливания выглядит следующим образом:

В зависимости от самочувствия новорожденного и массы при рождении метод вскармливания предполагает следующее:

Новорожденные с массой тела более 2000 г при хорошем самочувствии могут быть приложены к груди матери в первые сутки жизни. Обычно устанавливается 7-8-разовый режим кормления.

Для недоношенных детей неприемлемым является свободный режим кормления в связи с неспособностью таких детей регулировать объем высосанного молока и частыми заболеваниями этого возраста, однако возможно ночное кормление.

При грудном вскармливании необходимо следить за появлением признаков усталости – цианоза вокруг глаз и губ, одышки. Наличие данной симптоматики является показанием к более редкому прикладыванию к груди или к переходу на полное кормление сцеженным материнским молоком из бутылочки при значительной выраженности симптомов.

Усилия врачей и матери должны быть направлены на сохранение грудного вскармливания в максимально возможном объеме, учитывая ценность материнского нативного молока для незрелого ребенка.

Детям с массой тела 1500-2000г проводят пробное кормление из бутылочки. При неудовлетворительной активности сосания проводится зондовое (желудочный зонд) кормление в полном или частичном объеме.

Глубоко недоношенные дети с массой тела менее 1500г вскармливаются через зонд. С этой целью используются силиконовые зонды, которые устанавливаются в желудке для проведения назогастрального кормления. Необходимо убедиться в правильной установке зонда, опустив его свободный конец в воду (отсутствие пузырьков воздуха). При проведении зондового питания необходимо периодически перед кормлением контролировать объем оставшегося в желудке молока или молочной смеси, который не должен превышать 10 % от введенного количества в предшествующее кормление.. Неоднократное отсасывание большого объема питания из желудка, а также наличие частых и обильных срыгиваний являются показаниями к пересмотру схемы кормления или замене способа питания.

Питание через зонд может быть порционным или осуществляться с помощью метода длительной инфузии. При порционном питании частота кормления составляет 7-10 раз в сутки. Учитывая очень маленький объем желудка, глубоко недоношенные дети при данном способе кормления получают недостаточное питание, особенно в раннем неонатальном периоде, что диктует необходимость дополнительного парентерального(внутривенного) введения питательных веществ.

Длительное зондовое питание проводится с помощью шприцевых инфузионных насосов. Шприц и переходник заполняются женским молоком или питательной смесью и подсоединяются к зонду ребенка. Учитывается только объем молока в шприце. Задается определенная скорость введения. Необходимо контролировать процесс кормления, который проводит медицинский персонал, ухаживающий за ребенком. При этом может присутствовать мать ребенка, чтобы овладеть навыками ухода при кормлении.

Существуют различные схемы длительной инфузии. Грудное молоко или специализированные молочные смеси могут поступать в организм недоношенного ребенка круглосуточно, что достаточно физиологично, поскольку при внутриутробном развитии плода приток питательных веществ непрерывен, или в течение определенных периодов с небольшими интервалами. Наиболее удобным являются схемы кормления, когда за 2-часовыми инфузиями следуют такие же перерывы или когда после 3-часовых введений устанавливается часовой перерыв. Возможен небольшой ночной перерыв, во время которого при необходимости вводятся растворы глюкозы или Рингера. Первоначальная скорость введения молока может составлять 1,5-3 мл на 1 кг в час. Постепенно скорость увеличивается, достигая к 6-7 суткам 7- 9 мл на 1 кг в час. Это обеспечивает глубоко недоношенным или находящимся в тяжелом состоянии более зрелым новорожденным детям больший объем питания, чем при порционном вскармливании.

Проведение длительного зондового питания позволяет сократить объем или же полностью исключить парентеральное питание. По сравнению с порционным введением женского молока или молочных смесей, уменьшаются застойные явления, снижаются интенсивность и степень выраженности желтухи, поддерживается постоянный уровень глюкозы крови, сокращается частота срыгиваний и дыхательных нарушений, связанных с кормлением.

Если тяжесть состояния ребенка не позволяет проводить энтеральное вскармливание (через зонд или из бутылочки), назначается парентеральное питание(внутривенное введение жидкостей). Глубокая недоношенность не является показанием к проведению полного парентерального питания, поскольку даже крайне незрелые дети (масса тела менее 1000г) могут усваивать женское молоко или специализированные продукты в определенном объеме и нуждаются в проведении лишь частичного парентерального питания в первые дни жизни. Необходимый объем растворов для частичного парентерального питания подбирается индивидуально и постепенно уменьшается по мере повышения устойчивости недоношенного новорожденного к энтеральному питанию. Наращивание объема вскармливания должно проводиться очень медленно, чтобы дать время для повышения активности пищеварительных ферментов и установления механизмов всасывания. Схема начала энтерального питания следующая: проба с дистилированной водой, затем наращивание объема воды или несколько введений 5% раствора глюкозы, затем – грудное молоко матери. Появление грудного молока в желудочно-кишечном тракте ребенка приводит к каскаду изменений в его развитии и стимулирует его.

Использование трофического (или начального) питания для подготовки желудочно-кишечного тракта к энтеральному кормлению хорошо переносится. Вводится приблизительно 10-14 мл/кг/день. Предпочтительней цельное грудное молоко матери или женщины, родившей преждевременно (термически необработанное), но также может использоваться специализированная смесь для недоношенных детей в половинном разведении.

Вскармливание в этом режиме продолжается от 7 до 14 дней, затем медленно увеличивается концентрация и объем. Использование метода начального вскармливания приводит к уменьшению желтушности кожных покровов, реже встречается метаболическая болезнь костей, а так же увеличиваться выработка гормонов желудочно-кишечного тракта. Принять решение о переходе на энтеральное кормление у детей с экстремально низкой массой тела часто затруднительно. Вопросы тактики решает лечащий врач. При этом учитывают степень недоношенности, данные о заболеваниях, текущее клиническое состояние, функционирование желудочно-кишечного тракта и другие факторы. Выбор оптимального времени должен быть строго индивидуальным для каждого ребенка с низкой массой тела и меняться в соответствии с различным течением болезни. Минимальное энтеральное питание назначается не с целью питания новорожденного, а для становления и поддержания нормального функционирования кишечной стенки (иначе нарушается морфологическая структура слизистой кишечника и повышается ее проницаемость, снижается уровень гормонов кишечника), предотвращения атрофии слизистой, активизации моторики кишечника и для предотвращения застойных явлений в желудочно-кишечном тракте. Введение женского молока или адаптированных молочных смесей через назогастральный зонд должно начинаться в пределах 12-48 часов после рождения ребенка. Первоначальный объем питания составляет не более 10 мл на 1 кг в сутки и увеличивается крайне медленно, не более чем на 1/3 от объема, который ребенок получал в предыдущие сутки. Предпочтительным является проведение длительной инфузии женского молока с помощью инфузионных насосов, поскольку медленное и продолжительное введение продукта способствует становлению моторики кишечника, в то время как при дробном кормлении моторика снижается.

В зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении характер вскармливания выглядит следующим образом:

Масса тела менее 1 000г.

1. частичное парентеральное питание + длительная зондовая инфузия

Масса тела 1 500 – 2 000г.

Масса тела 2 000 – 2 500г.

Время прикладывания к груди

Врач определяет время назначения первого кормления недоношенного новорожденного, что определяется его состоянием после рождения. Отсроченное первое кормление способствует увеличению первоначальной потери массы тела, а так же, может приводить к нарушениям водно-электролитного баланса, ацидозу и к ряду других нежелательных патологических состояний. Недоношенный ребенок, родившийся в относительно удовлетворительном состоянии, может получить первое кормление уже через несколько минут после рождения или через 4-6 часов. Максимальная продолжительность «голодного» периода, после рождения не должна превышать 24 часа. Иногда такая длительная отсрочка в назначении питания оказывается необходимой, если ребенок перенес выраженную антенатальную асфиксию (гипоксию), а так же при подозрении на наличие внутричерепного кровоизлияния, при частых срыгиваниях. Если недоношенный ребенок не получает питания 12 и более часов, необходимо внутрижелудочное введение 5%-го раствора глюкозы (по 5 мл через каждые 3 часа) или парентеральное введение 10%-го раствора глюкозы (по 3-5мл), что определяет лечащий доктор.

При наличии активного сосательного рефлекса и общего удовлетворительного состояния детей с массой более 2 000г прикладывают к груди, назначая сначала 1-2 кормления грудью, а остальные из бутылочки. При появлении признаков утомления (цианоз носогубного треугольника, вялость сосания ) кормление грудью прекращают и докармливают сцеженным молоком из соски. При естественном вскармливании контроль за количеством высосанного молока осуществляют систематически путем взвешивании ребенка до и после кормления. Следует помнить о маленькой емкости желудка у недоношенных детей. Поэтому в первые дни жизни объем одного кормления может составлять от 5 мл (в первые сутки) до 15-20 мл (на третьи сутки жизни).

Кратность кормления недоношенных детей

Частота кормлений определяется массой тела ребенка, его общим состоянием и степенью морфофункциональной зрелости. Недоношенным новорожденым принято назначать 7-8-кратное кормление (с интервалом по 3 часа). При глубокой недоношенности и при некоторых патологических состояниях кратность кормлений увеличивают до 10-ти раз в сутки. Кормление глубоконедоношенных детей, а также новорожденных, находящихся в тяжелом и среднетяжелом состоянии при заболеваниях, следует осуществлять с использованием назогастрального зонда. При этом питание дозируется и вводится с помощью стерильного шприца или специального дозирующего устройства (инфузомата). По мере оживления сосательного рефлекса и при наличии адекватного глотательного рефлекса переходят к кормлению через соску.

Потребность в энергии и основных нутриентах

Для контроля за адекватностью вскармливания недоношенного ребенка врачом регулярно должен осуществляться расчет питания (ежедневно). При расчете питания недоношенным детям следует пользоваться только «калорийным» методом: ребенок должен получать с питанием:

Объем рациона определяется по содержанию калорий в смеси, которую получает ребенок. Калорийность смеси указана на упаковке и калорийность рациона преждевременно родившегося ребенка должна увеличиваться постепенно и ежедневно.

Уровень основного обмена у недоношенных детей в первые недели жизни более низкий. Для его поддержания в термонейтральной среде недоношенному ребенку на протяжении первых 2-3 недель требуется при проведении полного парентерального питания около 40 ккалкгсут, а при энтеральном кормлении – около 50 ккалкгсут. Для увеличения массы тела на 1 г необходимо дополнительно еще 3-4,5 ккал. Таким образом, недоношенный ребенок должен получать ежедневно 50 ккалкг для поддержания основного обмена и 45-67 ккалкг для достижения прибавки в массе тела, равной внутриутробной (15 гкг). С учетом энерготрат энергетические потребности недоношенных детей составляют в течение первых двух недель жизни до 120 ккалкгсут.

К 17 дню жизни энергетические потребности возрастают до 130 ккалкгсут. При искусственном вскармливании калорийность рациона не должна превышать 130 ккалкгсут. Использование в питании недоношенных детей женского молока, так же как и проведение смешанного вскармливания, предполагает повышение калорийности к месячному возрасту до 140 ккалкгсутки. Расчет питания при искусственном вскармливании проводится с учетом калорийности используемых смесей.

Расчет калорийности и объема питания не дает полного представления о качественном составе получаемого недоношенным ребенком рациона. Необходимо учитывать пищевые потребности недоношенных детей в основных нутриентах.

Потребность в белке у недоношенных детей выше, чем у детей, родившихся в срок. Ранее при вскармливании недоношенных грудным молоком рекомендовалось потребление белка из расчета 2,2-2,5гкгсут в первые 6 месяцев жизни и 3,0 – 3,5гкг веса во втором полугодии, а при искусственном и смешанном вскармливании было принято обеспечивать более высокое поступление белка – до 3,0-3,5 гкгсут в первом полугодии и 3,5-4,0 гкгсут – во втором (за счет этого при искусственном вскармливании энергетическая ценность рациона возрастала на 10-15 ккалкгсут по сравнению с грудным вскармливанием). Сейчас большинство исследователей рекомендуют недоношенным введение 2,25-4,0 гкгсут белка, поскольку внутриутробная скорость роста может быть достигнута при поступлении в организм не менее 2,8-3,1 гкгсут белка, в то время как потребление свыше 4,0 гкгсут приводит к выраженным метаболическим нарушениям, к гиперосмолярности плазмы и ацидозу. Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем выше его потребность в белке (доношенным новорожденным – до 2,2 г/кг/сут).

Потребность в жирах у недоношенных основывается на особенностях его метаболизма у незрелых детей и на содержании жира в женском молоке. Потребность недоношенных детей в жирах составляет 5 –7 гкг, однако наиболее оптимальным может считаться потребление 6,0 –6,5 гкг в первом полугодии и 5,5 – 6,0 гкг – во втором. Особенности липидного обмена недоношенных новорожденных новорожденных заключается в более позднем становлении липолитической функции по сравнению с протеолитической, что может приводить к гиперлипидемии и стеаторее. Поэтому количество жиров в рационе не должно превышать рекомендуемое.

Потребность в углеводах у недоношенных на протяжении первого года жизни не зависимо от вида вскармливания составляет 10 –14 гкгсут. Основой для расчетов являются энергетические потребности недоношенных и содержание углеводов в женском молоке.

Потребность в жидкости у недоношенных детей в первые сутки жизни составляет 30-50 млкгсут. К концу первой неделе жизни количество жидкости, вводимой за сутки, составляет 70-80 млкг для детей с весом менее 1500г и 80-100 млкг при весе более 1500г. При расчете учитывают жидкость, содержащуюся в грудном молоке (87,5%). К 10 дню жизни водный режим составляет 125-130 млкгсут, к 15 дню – 160, к 20-му – 180, к 30-му дню – 200 млкгсут.

В качестве питья в первые дни жизни используют кипяченую воду, раствор Рингера с 5%-м раствором глюкозы (в соотношении 1:1), а так же 5% раствор глюкозы. В возрасте 2-3 суток глубоконедоношенным детям на разгрузочном режиме вводят 5% раствор глюкозы 5-8 раз в день через желудочный зонд или внутривенно из расчета 30-50 млкгсут.

С 1 месячного возраста в качестве питья используют кипяченую воду. Потребность в витаминах у недоношенных детей изучена недостаточно. Считается, что они выше, чем у доношенных детей, в связи со значительной скоростью роста и высоким уровнем обмена веществ. Особое значение это имеет у глубоко недоношенных детей. После 34 недели гестации потребность в витаминах приближается к значениям, принятым для зрелых детей.

Потребности доношенных детей установлены, исходя из уровня витаминов в женском молоке. При искусственном вскармливании содержание витаминов в суточных рационах увеличивается приблизительно на 20% с учетом их усвояемости.

Обычно недоношенные дети, получающие вскармливание нативным материнским молоком, не нуждаются в дополнительном введении витаминов. Тем не менее, витаминный состав грудного молока определяется особенностями рациона кормящих матерей. Поэтому необходимо уделять внимание их рациональному питанию. Однако, принимая во внимание незрелость процессов метаболизма пищевых веществ и выделительных систем организма, для преждевременно родившихся детей избыточное поступление витаминов может иметь еще более негативные последствия, чем недостаточное их введение.

Достаточными для поступления в организм недоношенного могут считаться дозы 15-30 мгкгсут для витамина С и 0,15-0,20мгкгсутдля витамина В2, 0,125-0,150 мгкгсут для витамина А и 1,0 мгкгсут для витамина Е.

Дополнительное назначение витамина Д недоношенным детям, получа-ющим материнское молоко, не предотвращает развитие рахита и остеопении. Вскармливание преждевременно родившихся детей специализированными молочными смесями, содержащими достаточное количество минеральных веществ, таких как кальций, фосфор, магний, медь или обогащенным «усилителями» женским молоком позволяет избежать развития данной патологии.

Потребность в минеральных веществах и микроэлементах определяется повышенной скоростью роста преждевременно родившихся детей, а также практически полное отсутствие запаса минеральных веществ (в течение последнего триместра беременности плод накапливает около 80% кальция, фосфора и магния). Более высокие потребности недоношенных детей в этих веществах составляют:

в кальции – 4,7 ммолькг или 188 мгкгсут,

в фосфоре – 4,0 ммолькг иди 124 мгкгсут,

в магнии – от 2 до 6 мгкгсут.

Резервные запасы железа в организме недоношенных детей ограничены и могут исчезнуть уже к концу первого месяца жизни. Поэтому потребность в железе покрывают за счет введения продуктов-источников этого элемента (фруктовые, ягодные и овощные соки, а также пюре). Содержание железа в грудном молоке сравнительно невысоко, но отличается хорошей усвояемостью. Однако, оно не покрывает потребность в этом элементе у недоношенных детей, зачастую не предотвращает развитие у них анемии. Поэтому с 3-4 месячного возраста вскармливание целесообразно осуществлять смесями, дополнительно обогащенными железом. Потребность в железе составляет 2-4 мгкгсут. Женское молоко не обеспечивает столь высокого уровня поступления данного микроэлемента.

При искусственном вскармливании необходимость дополнительного назначения препаратов железа определяется врачом индивидуально, с учетом результатов обследования.

Основные продукты для вскармливания недоношенных детей

Питание недоношенных детей должно предполагать соответствие химического состава пищи физиологическим возможностям пищеварительной системы, а также обеспечение оптимальных потребностей в энергетическом и пластическом материале. Более всех остальных продуктов питания этим требованиям отвечает материнское молоко. Аминокислотный спектр материнского молозива и молока максимально соответствует характеру белкового обмена недоношенного ребенка. Жиры грудного молока характеризуются легкой усвояемостью. Лактоза является основным углеводом грудного молока, она расщепляется и всасывается без значительных затрат энергии. Кроме того, углеводы женского молока оказывают положительное влияние на формирование микробного пейзажа и функциональное состояние кишечника. Грудное молоко содержит ряд защитных факторов, в том числе иммуноглобулины, иммунологически активные лейкоциты, лизоцим, компоненты комплемента, антистафилококковый фактор, лактоферрин, простагландины и другие. Все это вместе со сбалансированным витаминным и минеральным составом объясняет уникальные свойства грудного молока, делая очевидным преимущества естественного вскармливания.

Женское молоко после преждевременных родов имеет особый состав, в большей степени соответствующий потребностям недоношенных детей в пищевых веществах и сообразующийся с их возможностями к перевариванию и усвоению: в нем содержится больше белка (1,2 –1,6 г в 100мл ), особенно на первом месяце лактации, что обеспечивает повышенную потребность в этом пищевом ингредиенте, несколько меньше жира, что соответствует недостаточно зрелой липолитической функции недоношенных, и меньше лактозы, при одинаковом общем уровне углеводов. Кроме того, для молока женщин после преждевременных родов характерно более высокое содержание ряда защитных факторов, в частности, лизоцима. Женское молоко легко усваивается и хорошо переносится недоношенными детьми, что позволяет достичь полного объема энтерального питания в более ранние сроки, по сравнению с искусственным

Несмотря на различия в составе, молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах недоношенных детей с относительно большой массой тела – более 1800- 2000г. Недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, кальции, фосфоре, магнии, меди, цинке и витаминах группы В, С, Д, Е, К, фолиевой кислоте.

Использование в питании недоношенных детей женского молока не создает нагрузки на незрелый организм, но и не в состоянии обеспечить темпов роста, близких к внутриутробным ( 15 гкгсут). При вскармливании донорским молоком пастеризация нарушает усвоение жира и белка, снижает содержание витаминов и биологически активных веществ.

Устранить вышеперечисленные «недостатки» грудного молока призваны так называемые усилители грудного молока. Усилители грудного молока – это специальные препараты, которые добавляются в грудное молоко (специальные жидкости или порошки) и увеличивают его калорийность, содержание белка, электролитов и витаминов, не увеличивая при этом его осмолярность. Применение у недоношенных новорожденных «усиленного» грудного молока вошло в стандарт оказания помощи новорожденным во многих странах.

Сохранить основные преимущества естественного вскармливания и в то же время обеспечить высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах становится возможным при обогащении женского молока «усилителями». Они представляют собой специализированными белково-минеральные («Пре-Семп», Семпер, Швеция) или белково-витаминно-минеральные («S-26-SMA», Вайет Ледерли, США) добавки, внесение которых в свежесцеженное или пастеризованное женское молоко позволяет устранить дефицит пищевых веществ в рационах преждевременно родившихся детей. «Усилители» расфасованы в пакетики и по инструкции добавляются к 50 или 100 мл женского молока.

Другим способом, позволяющим сохранить достаточно большой объем женского молока в питании недоношенных детей, является введение в рацион специализированных смесей на основе гидролизата сывороточных белков. С этой целью могут быть использованы продукты «Альфаре» (Нестле, Швейцария) и «Нутрилон Пепти ТСЦ» (Нутриция, Голландия).

Указанные смеси отличаются повышенным содержанием сывороточных белков, подвергнутых глубокому гидролизу, наличием в жировом компоненте среднецепочечных триглицеридов и отсутствием лактозы. Они органично восполняют недостаточное содержание пищевых веществ в грудном молоке, легко усваиваются и хорошо переносятся недоношенными детьми, особенно с низкой массой тела. Достаточным является введение в рацион питания детей, получающих женское молоко, продуктов на основе гидролизата сывороточных белков в объме 15-30%.Как обогащение женского молока «усилителями», так и добавление смесей на основе гидролизата сывороточных белков, восполняя дефицит пищевых веществ, позволяют улучшить их метаболизм у незрелых детей и, таким образом, повысить прибавку в массе тела. При отсутствии возможности использования указанных специализированных добавок и продуктов в питании преждевременно родившихся детей необходимо проведение смешанного вскармливания. С этой целью должны назначаться специализированные молочные смеси, предназначенные для питания недоношенных детей.

В ряде случаев вскармливание недоношенного ребенка грудным молоком оказывается невозможным: гипогалактия или агалактия матери, наличие в молоке титра антител при гемолитической болезни новорожденных, расстройства актов сосания иили глотания, вследствие глубокой недоношенности или выраженной морфофункциональной незрелости, тяжелое клиническое состояние, непереносимость новорожденным белков грудного молока, лактазная недостаточность и т.д. Описанные состояния предполагают необходимость применения донорского молока или, так называемых, «заменителей» грудного молока.

Таким образом, выбирая среду для энтерального питания, мы каждый раз стоим перед дилеммой: кормить грудным молоком и закрыть глаза на недостаточную доставку питательных веществ и перегрузку жидкостью, либо пренебречь теми полезными факторами, которые предоставляет ребенку грудное молоко и кормить ребенка сбалансированным гиперкалорийным продуктом ради более быстрого роста. Сложную задачу решает лечащий врач.

Вид вскармливания

Наиболее сбалансированным продуктом питания для детей первого года жизни является грудное молоко матери. Грудное вскармливание оказывает уникальное биологическое и эмоциональное воздействие на здоровье как ребенка, так и матери. Поступающий с молоком матери комплекс биологически активных веществ не только обеспечивает защитные реакции организма, но и управляет развитием и дифференцировкой органов и тканей ребенка. Однако, процент детей, находящихся на искусственном вскармливании, довольно значителен и достигает к 4 месяцам жизни 40-50%, а к 6 месяцам возрастает в некоторых регионах до 60-80 %.

Смешанным называют вскармливание, когда ребенок, находящийся на грудном вскармливании (до введения прикорма ), не менее 15 суточного количества пищи получает в виде молочных смесей.

Искусственным вскармливанием можно считать такое, при котором количество женского молока в рационе ребенка составляет менее 13.

Вскармливание ребенка только донорским молоком следует относить к смешанному, так как при его пастеризации молоко теряет часть альбуминов, иммуноглобулинов, витаминов, а при неправильном сцеживании может иметь недостаточное количество жиров. Донорское молоко лучше использовать при докорме (недостаток молока у матери), при переходе ребенка на искусственные смеси (внезапное прекращение кормления ребенка грудным молоком матери). В этом случае в первую неделю питания 23 должно составлять донорское молоко и 13 – молочная смесь. Затем постепенно увеличивают долю смеси, доводя до необходимого от суточного количества.

Показанием для перевода на смешанное вскармливание ( введение докорма) является истинная гипогалактия (недостаток молока у матери). Признаками недостатка молока у матери является следующее: отсутствие молока в грудной железе после кормления при тщательном сцеживании, беспокойство ребенка после кормления, недостаточные прибавки массы тела, урежение мочеиспускания. В этих случаях в течение нескольких дней 2-3 раза проводят контрольное кормление (взвешивание ребенка до и после кормления, узнают количество высосанного им молока).

Докорм следует давать после прикладывания к груди из ложечки или из бутылочки с соской, имеющей расширение на конце. Отверстие в соске должно быть таким, чтобы при опрокидывании бутылочки смесь из нее вытекала каплями, а не струйкой. Во всех случаях надо стремится к улучшению лактации и отказу от введения смеси. Если в силу разных обстоятельств мать не может кормить ребенка грудью в течение суток, то важно сохранить не менее 3 кормлений грудью, иначе лактация угаснет полностью.

Перевод на искусственное вскармливание

При переводе недоношенных детей на смешанное или искусственное вскармливание в первые 2-3 дня количество смеси составляет 5-10 мл в 1 кормление 1-3 раза в день. Далее количество смеси в рационе увеличивают до полной замены 1-2 кормлении (за 3-5 дней), а через 7 дней объем вводимого продукта может составлять до 50% рациона.

При необходимости, в течение следующей недели может быть осуществлен полный перевод недоношенного ребенка на искусственное вскармливание (при удовлетворительной переносимости продукта, физиологическом характере стула, адекватном сосании и отсутствии срыгиваний). Назначение препаратов-эубиотиков благотворно сказывается на переходе к искусственному вскармливанию.

Искусственное вскармливание недоношенных

В питании детей, родившихся раньше срока, должны использоваться только специализированые смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей. Для смешанного и искусственного вскармливания лучше использовать адаптированные сухие смеси. Адаптация белкового компонента состоит во введении в смесь белков молочной сыворотки, которые больше приближены по аминокислотному составу к женскому молоку и образует в желудке более нежный сгусток, чем казеин. Адаптация жирового компонента состоит в замене молочного жира (частично или полностью) на натуральные масла (кокосовое, кукурузное, соевое, подсолнечное, пальмовое и др.). С помощью растительных масел в состав смеси вводятся среднецепочечные жирные кислоты (кокосовое масло), линолевая кислота (соевое масло). В составе смесей, как правило, имеются небольшие количества природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), способствующих лучшему перевариванию жиров в просвете кишечника, и карнитин, улучшающий окисление жиров в тканях организма. Для адаптации углеводов в состав смеси вводят лактозу, нередко в сочетании с декстринмальтозой. Декстринмальтоза расщепляется и всасывается медленнее, чем лактоза, что обеспечивает более длительное поступление углеводов в организм ребенка.

Адаптированные смеси содержат все необходимые витамины, микро- и макроэлементы. В состав большинства адаптированных смесей имеется таурин, серосодержащая аминокислота, присутствующая в женском молоке в свободном виде.

Существуют также смеси («казеиновые формулы»), изготовленные на основе коровьего молока, основным белком которых является казеин. Преимущества таких смесей заключается в том, что они уменьшают количество срыгиваний у детей, вызывают чувство более полного насыщения, могут быть подвергнуты в случае необходимости тепловой обработке. К числу «казеиновых формул» относится смесь Нестожен (Нестле, Швейцария) и некоторые другие. Данные молочные продукты отличаются по составу от стандартных молочных смесей. В них содержится больше белка – 1,9 –2,4 гкг белка в 100 мл. Обязательным условием преобладание сывороточных белков над казеинами. Несколько выше энергетическая ценность продукта. В состав жирового компонента большинства продуктов входят среднецепочечные триглицериды. Углеводный компонент представлен, помимо лактозы, декстринмальтозой. Содержание витаминов, минеральных веществ и микроэлементов повышено.

В последние годы намечается тенденция к снижению белка в специализированных продуктах для недоношенных детей за счет улучшения качества белкового компонента, а именно – увеличение доли сывороточных белков и их гидролизата ( «Хумана-0-ГА»).

В некоторые продукты введены длинноцепочечные жирные кислоты, синтез которых из линолевой и линоленовой кислот у незрелых детей затруднен. Обязательными компонентами молочных смесей для недоношенных детей являются незаменимая аминокислота таурин и L-карнитин, участвующий в метаболизме жирных кислот.

При искусственном вскармливании недоношенных новорожденных следует пользоваться специализированными адаптированными смесями для маловесных детей, вплоть до момента достижения ими массы тела 2500г. Отмена любых специализированных продуктов осуществляется постепенно. Основным ориентиром служит прибавка в массе тела. Достижение весовой границы в 25000г не может служить абсолютным противопоказанием к дальнейшему использованию специализированных молочных продуктов, предназначенных для вскармливания недоношеных детей. В небольшом объеме такие смеси могут по необходимости применяться на протяжении нескольких месяцев. При этом обязательным является расчет рационов питания не только по калорийности, но и по содержанию в нем основных пищевых веществ (особенно белка). Необходимо отметить, что при использовании специализированных заменителей грудного молока для недоношенных детей не рекомендуется превышать калорийность рациона в 130 ккалкг массы тела.

Лишь при отсутствии возможности обеспечить недоношенного ребенка этими продуктами питания (которые предназначены исключительно для клинического применения) можно прибегнуть к вскармливанию новорожденного стандартными заменителями грудного молока. Стандартные смеси, предназначенные для вскармливания доношенных новорожденных, не могут считаться полностью адаптированными в питании детей, родившихся преждевременно. К первым продуктам относятся: сухие смеси «Энфалак», «Ненатал», «Фризопре», «Пре-Бона», «Пре-нан» («Алпрем») и некоторые другие. Жидкие (готовые к применению) продукты для вскармливания недоношенных детей представлены смесями: «Симилак спешл кэр» и «Пре-Туттелли». Все они содержат полноценные, легко усвояемые белки, а также, растительные иили молочные жиры, молочный сахар ( иногда с добавкой полимеров глюкозы), витамины и микроэлементы, соли железа и ряд эссенциальных витаминов. С середины 1980-х годов в эти смеси добавлены: таурин, инозитол, ряд следовых элементов (селен, марганец, иод и др.), карнитин и другие компоненты. В состав некоторых смесей входят среднецепочечные триглицериды. Последние годы предпринимаются попытки вводить в число ингредиентов и длинноцепочечные жирные кислоты. Целесооб- разность применения последних до сегодняшнего дня активно дискутируется.

Состав «частично адаптированных» смесей включает казеин и не содержит белков молочной сыворотки, в них не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, а в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но и также сахароза и крахмал. Такие смеси не следует назначать детям в первые 2 месяца жизни в связи с недостаточностью у них ферментов, расщепляющих полисахариды. К числу этих смесей относятся Малыш (Россия), Детолакт (Украина), Милумил, Милозан (Германия) и др.

В последние годы для питания детей 5-6 месячного возраста применяют так называемые «последующие формулы». В их названии или есть указание на возраст детей (НАН 6-12), или используется цифра 2 (2-полугодие жизни ): например, ХИПП-2.

При аллергии к коровьему белку используют безмолочные смеси на основе сои и высокогидролизные смеси с максимально расщепленным белком, например, Альфаре.

При непереносимости лактозы (молочный сахар) используют адаптированные молочные смеси без лактозы, где к названию смеси добавляют слово «безлактозная», а так же используют смеси на соевом белке или гидролизованные безлактозные смеси.

Современное профилактическое направление в питании детей раннего возраста позволило разработать продукты питания для здоровых детей из группы риска по развитию аллергических заболеваний: смеси с пониженным содержанием аллергенов. На упаковке смеси к названию добавляется указание, что смесь гипоаллергенная.

Способы приготовления сухих молочных смесей для кормления ребенка обычно указаны на коробке (пакете). Следует строго придерживаться правил приготовления смесей и их хранения.

Из сухих стандартных заменителей грудного молока в России распространены следующие смеси: «Энфамил-1», «Нутрилон», «Бона», Пилтти», «Туттелли», «Нан», «Фрисолак» и другие. Хорошо зарекомендовала себя жидкая смесь «Туттелли», не требующая приготовления.

Большинство отечественных смесей является лишь частично адаптированными, и применять их при вскармливании недоношенных детей крайне нежелательно, за исключением ацидофильной «Малютки».

Усвоению кисломолочных смесей, которые могут использоваться в питании недоношенных детей, способствует предварительное расщепление

белков, свертывание в виде мелких хлопьев, а также наличие молочной кислоты. Состав кефира, основанного на цельном коровьем молоке, не позволяет рекомендовать его использование в связи с повышенным содержанием азотистых веществ и высокой осмотической активностью. В дальнейшем кефир может использоваться в соответствующие сроки в качестве прикорма.

Введение прикорма

При вскармливании недоношенных детей необходимо обеспечить своевременное введение прикорма и дополнительных продуктов питания. Продукты прикорма недоношенным детям вводятся приблизительно в те же сроки, что и доношенным, или на две недели раньше. Поскольку для маловесных детей, получивших массивную терапию, характерны дисбиотические изменения и различные нарушения моторики желудочно-кишечного тракта, очередность введения продуктов имеет свои особенности.

Первый прикорм доношенным детям вводится в 6 мес, в некоторых случаях с 4-х месяцев, в виде овощного пюре. Второй прикорм доношенным вводится в 7 месяцев в виде каши.

Каши недоношенным вводятся раньше, чем овощные пюре (особенно при наличии у ребенка гипотрофии и железодефицитной анемии), но не ранее чем с 4-месячного возраста.

Предпочтительным является использование каши промышленного производства. Крупы в таких продуктах экологически чистые, легче усваиваются, так как подвергнуты специальной обработке и обогащены витаминами и минеральными веществами. Введение начинается с безглютеновых (гречневой, кукурузной, рисовой) и безмолочных каш в количестве 1 чайной ложки. Они разводятся теми адаптированными молочными смесями, которые в данное время получает ребенок. В состав каш не должны входить какие-либо добавки (фруктовые, сахар и др.). Необходимо соблюдение этапности в повышении концентрации вводимых в рацион каш, начиная с 5%-ных, затем – 7-8%-ных, а впоследствии – 10%-ных. В каши в дальнейшем добавляют растительное ( подсолнечное или оливковое) масло, а затем сливочное в количестве 3-4 г на одну порцию.

Второй прикорм вводится в виде овощного пюре ( с добавлением растительного масла ) в 5-6 месяцев.

При тенденции к развитию у недоношенных железодефицитной анемии мясо может вводиться с 5-6-месячного возраста, учитывая максимальное усвоение из него железа. Мясное пюре (говядина, свинина) вводятся с 10 г за один прием и не чаще 2-3 раз в неделю. С 7-месячного возраста ребенок ежедневно получает мясное пюре, количество которого возрастает с 10г до 40г (к 8 месяцам), а к 12-месячному возрасту – до 50 г в день.

Сваренный вкрутую желток, предварительно растертый в небольшом количестве грудного молока или смеси, вводится в питание доношенного после 6 месяцев, а недоношенному – с 3-4-месяцев. Начинают с небольшого количества и доводят до 12 штуки в день. При наличии признаков непереносимости продукта желток куриного яйца заменяют перепелиным.

В эти же сроки вводят и творог с 5 грамм, который разводится грудным молоком или смесью и дается в отдельное кормление. Его количество составляет около 10г на протяжении первого месяца после введения, через месяц – возрастает до 20г, а затем увеличивается на 5 г ежемесячно пока не составит 50г. Творог может назначаться после 6 месяцев, если дефицит белка в первом полугодии восполняется за счет использования высокобелковых смесей, предназначенных для вскармливания недоношенных детей, что является предпочтительным.

Недоношенным детям соки и фруктовые пюре вводят после 6 месяцев. Первым вводится, как правило, фруктовое пюре без сахара промышленного производства, поскольку его раздражающее воздействие минимально, особенно по сравнению со свежеприготовленными соками. Начинают с минимального количества и доводят до 80-100 мл к году. Затем, при хорошей переносимости, назначаются соки с 3-5 капель и доводя к году до 100мл.

С восьмого месяца жизни рацион недоношенного ребенка дополняют хлебом или несладким печеньем. В этом же возрасте в питание можно вводить овощной суп от 5 мл до 40-50 мл в день. Мясной бульон и протертый суп на мясном бульоне вводятся в питание в возрасте 1 года и старше.

Введение третьего прикорма (кефир и/или цельное молоко) возможно в возрасте 8-9 месяцев, который заменяет одно кормление в течение дня.

Таким образом, по достижении ребенком определенного возраста (5-6 мес.) грудное молоко уже не в состоянии удовлетворять все его потребности в основных пищевых ингредиентах пищи («критический период при кормлении грудным молоком»). В этот период жизни возникает необходимость введения в рацион продуктов, содержащих большие количества жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов.

Введение густого прикорма обусловлено неудовлетворенностью ребенка получаемым объемом молока и состоянием его физиологической зрелости. В связи с этим предлагается ориентироваться на следующие признаки готовности ребенка к введению прикорма:

Не все перечисленные признаки могут иметь место при достижении ребенком календарного возраста 5-6 месяцев. В этом случае проводят подготовку ребенка путем пробного введения небольших количеств густой пищи – тестирующий прикорм. В качестве тестирующего («обучающего») прикорма используют тертое яблоко или фруктовое пюре без сахара. После того как ребенок высосал некоторое количество молока, на среднюю часть языка вводится небольшое количество указанного продукта. При хорошем глотании и отсутствии каких-либо нежелательных реакций (например, аллергической реакции) количество густой пищи постепенно увеличивают и дают ее перед кормлением грудным молоком (вторым грудным кормлением).

Тестирующий прикорм начинают проводить с 4,5-5 месяцев и в течение 3 недель дают по 5-20 г. После этого быстро наращивают количество прикорма до 100-150 г в виде какого-либо фруктового или овощного, приготовленного без соли и сахара. Вместо овощей можно использовать каши (рисовую, кукурузную, гречневую и др.).

Постепенная замена грудных кормлении (или кормлений адаптированными смесями) на прикормы должна проводиться в течение 4,5-5 мес.

Порядок введения блюд прикорма

Своевременное введение прикорма – залог успешного выхаживания недоношенного ребенка, особенно с экстремально низкой массой тела, обеспечивает ему гармоничное психофизическое развитие.

Изложенные принципы вскармливания – это только схема, а в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья и советы врача, наблюдающего за ребенком.

Профилактика пищевой аллергии

В настоящее время придается огромное значение профилактике аллергических заболеваний и обозначается данная проблема как одна из актуальных современных задач на пути снижения заболеваемости ими. Профилактическая программа включает в себя первичную, вторичную (меры, направленные на предупреждение развития обострений болезни) и третичную (меры, направленные на предотвращение неблагоприятных исходов аллергических заболеваний у больных с тяжелым течением) профилактику. Первичная профилактика – комплекс мер, предупреждающих возникновение аллергических заболеваний у детей с высоким риском развития аллергии. Она складывается из антенатальной (до рождения) и постнатальной (на первом году жизни ребенка) профилактики.

Отечественные и зарубежные исследователи указывают на возможность внутриутробной сенсибилизации плода к пищевым и другим аллергенам уже в антенатальном периоде. Чаще всего это связано с употреблением беременной женщиной коровьего молока и высокоаллергенных продуктов в чрезмерном количестве. Предполагается, что антиген может проникнуть через плаценту в организм плода в комплексе с антителами матери (иммуноглобулины Е). Материнскому иммуноглобулину Е принадлежит ведущая роль в новой концепции сенсибилизации плода в антенатальном периоде. С другой стороны, из-за высокой проницаемости кожи плода антиген может проникнуть в его организм также через амниотическую жидкость, легкие или кишечник. Однако, значение данных механизмов еще изучаются.

Основные принципы профилактики пищевой аллергии у ребенка:

Если у будущей мамы имеются указания на проявления аллергии у близких родственников или у нее самой, то целесообразно соблюдать гипоаллергенную диету. Характеристика гипоаллергенной диеты заключается в исключении продуктов, обладающих повышенной сенсибилизирующей активностью, содержащие пищевые добавки (красители, консерванты, эмульгаторы), а также блюда со свойствами неспецифических раздражителей желудочно-кишечного тракта.

Ограничиваются: манная крупа, макаронные изделия, хлебобулочные и макаронные изделия из муки высшего сорта, кондитерские изделия, сладости, сахар, соль, цельное молоко и сметана (дают только в блюдах), йогурты с фруктовыми добавками, баранина, куры, ранние овощи (при условии обязательного предварительного вымачивания), морковь, свекла, лук, чеснок, из фруктов и ягод – вишня, слива, черная смородина, бананы, брусника, клюква, отвар шиповника.

Рекомендуется: кисломолочные продукты, йогурты без фруктовых добавок, неострые сорта сыра, постное мясо ( в отварном, тушеном виде, а также в виде паровых котлет), крупы –гречневая, рисовая, овсяная, из овощей – все виды капусты, кабачки, патиссоны, светлая тыква, стручковая фасоль, зеленый горошек, из фруктов – зеленые и белые яблоки, груши, светлые сорта черешни и сливы, белая и красная смородина, крыжовник. Чай без ароматизаторов. Разрешается топленое сливочное масло, рафинированное растительное масло. Хлеб пшеничный 2-го сорта, ржаной. Напитка – чай, компоты, морсы.

Профилактика пищевой аллергии у детей из групп риска, находящихся на естественном вскармливании.

2. Соблюдение гипоаллергенной диеты матерью.

Вторичная: (когда ребенок уже болен):

Профилактика пищевой аллергии у детей на искусственном вскармливании.

При неотягощенном аллергоанамнезе:

При отягощенном аллергоанамнезе:

На первом году жизни дети из группы риска по развитию аллергических заболеваний должны находится на естественном вскармливании. Грудное молоко содержит компоненты гуморального и клеточного иммунитета и обеспечивает защиту ребенка не только от пищевых антигенов, но и от инфекции дыхательного и желудочно-кишечного тракта. Сохранение грудного вскармливания, хотя бы до 4-6 месяцев жизни существенно уменьшает риск возникновения в последующем пищевой аллергии у ребенка. Прикорм таким детям вводится не ранее 6-го месяца жизни.

У детей группы высокого риска клинические проявления пищевой аллергии можно предотвратить или снизить ее интенсивность, избегая введения высокоаллергенных продуктов в рацион питания ребенка первых лет жизни. Введение коровьего молока или молочных смесей запрещается полностью до 1 года. До 2-х лет из питания ребенка исключаются яйца, до 3-х лет – рыба и орехи.

Критерии адекватности питания недоношенных

Необходим регулярный контроль за рациональностью и правильностью расчета питания, который осуществляет медицинский персонал. Традиционно к основным критериям полноценности питания относятся показатели физического развития (динамика массы тела ). Массу тела при рождении ребенка необходимо оценивать в комплексе с имеющейся длиной тела и окружностью головы для исключения врожденной гипотрофии или задержки внутриутробного развития. Для этого в России пользуются таблицами Г.М.Дементьевой и соавт, характеризующим внутриутробное развитие плодов различного гестационного возраста.

Основное внимание при оценке показателей физического развития придается значениям прибавки в массе тела за месяц, а также, средней ежедневной прибавке массы. При этом необходимо учитывать более интенсивные процессы развития недоношенных детей по сравнению с доношенными сверстниками. Считается, что большинство преждевременно родившихся детей в возрасте около 2 лет достигают уровня физического развития, сопоставимого с показателями доношенных. В первые два месяца жизни адекватной следует признать прибавку в массе тела из расчета 10 – 15 гкг веса при рождении.

Помимо ежедневного расчета питания на первом месяце жизни, следует регулярно осуществлять расчет потребления основных нутриентов и энергии на 1 кг массы тела (не реже 1 раза в месяц), что проводится медицинским персоналом в стационаре или поликлинике.

При оценке адекватности питания недоношенных детей важное значение имеют некоторые гематологические показатели (содержание гемоглобина, эритроцитов, гематокрит), а также состояние белкового обмена (общее содержание белка в сыворотке крови, соотношение фракции альбуминов и глобулинов ).

Таким образом, рациональное вскармливание недоношенных детей базируется на знании их анатомо-физиологических особенностях и уровней обменных процессов и строится с учетом современных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *