Удаление катализатора и гарантия на авто
Удаление катализатора. Как российских водителей обманывают в автосервисах
Специалисты по обслуживанию автомобилей считают, что на этой услуге владельцы станций технического обслуживания зарабатывают сотни миллионов рублей в год.
Фото © ТАСС / Рюмин Александр
Что делать с катализатором?
Каталитический конвертер (или катализатор) — это устройство для очистки выхлопных газов автомобиля. Он размещён в системе выпуска и производится из драгоценных металлов — платины, палладия и родия. Вступая в химическую реакцию с выхлопными газами, соты в катализаторе очищают выбросы и делают автомобиль экологичным. Эти фильтры между двигателем и выхлопной системой выходят из строя на каждом автомобиле без исключения, и время от времени перед владельцем встаёт вопрос, производить удаление катализатора или менять его на новый. Забегая вперёд, стоит отметить, что последний вариант предпочитает меньшинство водителей.
60 тонн смерти. Почему тяжёлые самосвалы становятся виновниками аварий
Чаще всего катализатор забивается и выходит из строя на пробеге в 100–150 тысяч километров. Однако в случае с городскими автомобилями, часто стоящими в пробках, водители сталкиваются с этой поломкой гораздо чаще — после 60–70 тысяч километров пробега. Характерные симптомы неисправного катализатора — знак «Проверьте двигатель» (Check engine) на панели приборов и отсутствие реакции на педаль газа.
Причина удаления катализатора вместо его замены — стоимость запчасти. Даже на 10-летний Volkswagen Polo купить оригинал менее чем за 15 тысяч рублей практически невозможно. Цены растут вместе с моделью автомобиля. Например, для десятилетнего Audi A8 цена одного катализатора (не нового, но в отличном состоянии) составит около 32 тысяч рублей. Часто владельцы автомобилей выбирают более простой путь — не менять, а выбить его из выхлопной системы. Удаление детали делает автомобиль менее экологичным, зато экономит владельцу машины пару десятков тысяч рублей. И в ряде случаев эту услугу в автосервисах проводят бесплатно. Но желание помочь водителям здесь ни при чём — автосервис и так заработает на переработке катализатора и его отправке в утиль.
Прочистка кошелька. Как автосервисы обманывают водителей перед Новым годом
Позиция официальных дилеров на этот счёт однозначна: деталь нужно менять. Но есть и особенности. На некоторых иномарках гарантия на катализатор составляет всего от одной до пяти тысяч километров пробега. Кроме того, отдельные японские и корейские производители отказывают клиентам в гарантийном ремонте не только катализатора, но и двигателя. Причина проста: если катализатор вышел из строя, а водитель вовремя не обратился в дилерский центр, с гарантии слетает вся машина целиком, любые ремонты (после поломки катализатора в некоторых случаях может потребоваться и ремонт двигателя) проводятся за деньги. Автомобильный журналист и эксперт Юлий Леонтьев поясняет, что все детали внутри автомобиля взаимосвязаны.
Главная задача катализатора — делать автомобиль экологичнее и чище. Если его удалить, то можно запросто слететь с гарантии. Удаление катализатора — это сложная процедура, которая требует вмешательства не только в выхлопную систему, но и в прошивку, мозги автомобиля. Это обязательно заметят при очередном ТО, и грамотный дилер, конечно, без последствий такое не оставит
Автомобильный журналист, эксперт
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/0/13/1428144660054.1038.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/0/13/1428144660054.1038.png» loading=»lazy» />
Куда сдать катализатор?
Главная уловка автосервисов кроется в том, что самые жадные сотрудники СТО зарабатывают на катализаторах трижды. Во-первых, больше всего драгоценных металлов в катализаторах европейских автомобилей премиум-сегмента. Mercedes, BMW, Audi и Porsche активно используют платину и палладий, поэтому переработка таких деталей в буквальном смысле золотая жила для автосервисов. Но и удалять эти устройства из дорогих машин со сложной системой выпуска выхлопных газов тяжелее. Поэтому владельцы немецких машин часто доплачивают за удаление катализатора.
Золотые «допы»: как автодилеры зарабатывают на ажиотаже
Во-вторых, автосервисы, в которых за два-три месяца накапливаются приличные запасы сломанных катализаторов, часто зарабатывают и на перепрограммировании блока управления двигателем. В-третьих, отправка деталей на переработку приносит сервисменам неплохие деньги. Самый дорогой катализатор могут принять на утилизацию за 25 тысяч рублей за килограмм. Для этого придётся снять с дорогих немецких внедорожников два-три устройства. Некоторые производители в целях экономии делают их из керамических элементов, но покрытых теми же благородными металлами — палладием или платиной. Содержание этих веществ в катализаторе значительно меньше, чем в фильтрующих устройствах премиум-сегмента, поэтому сдать такое устройство на переработку дороже, чем за пять – семь тысяч рублей, почти невозможно.
Машину разрубило пополам? Не беда. Как судиться со строителями из-за рухнувших материалов
Продать катализатор или оставить себе?
Ещё одна статья доходов недобросовестных сервисменов — неопытные водители. Часто владельцам дорогих машин, не особенно разбирающимся в тонкостях автомобильного мира, говорят об «окончательной смерти» катализатора и предлагают оставить запчасть прямо в сервисе. Кроме того, под проблемы с катализатором часто маскируют и другие неполадки, например забитый грязью впускной коллектор. Удаление катализатора в этом случае обогащает сервис ещё раз — позже клиент всё равно приедет на чистку впуска.
Личное авто против каршеринга. Есть ли смысл покупать машину или аренда выгоднее?
Директор сервисного центра по ремонту автомобилей Mercedes в Москве Шалва Джубаини рассказал, что на такие «мелочи» владельцы дорогих автомобилей часто не обращают никакого внимания, однако после новогодних праздников в ряде регионов действительно наблюдается «катализаторный бум». С чем связано повышенное внимание к драгметаллам, сказать сложно, но владельцам бюджетных иномарок и люксовых внедорожников активно «продают» удаление катализаторов при каждом удобном случае.
Если автомобиль клиента стоит пять – семь миллионов рублей, вряд ли его беспокоят несколько тысяч, которые он может выручить за металлолом из выхлопной системы. Но если в сервисном центре настаивают на том, что катализатор нужно оставить, и даже заставляют какие-то документы подписывать, то, конечно, нужно либо уезжать, либо лучше вызвать полицию. Навязывать автовладельцам услуги, в том числе и удаление катализатора, ни один автосервис, ни крупный, ни маленький, не имеет права. Драгметаллы постоянно растут в цене, и нечистые на руку сервисы пытаются получить максимум выгоды из этого процесса
Директор сервисного центра по ремонту автомобилей Mercedes
Эта манипуляция влияет и на остаточную стоимость автомобиля. Если иномарка с удалённым катализатором формально должна находиться на заводской гарантии, то высок риск, что машину либо обслуживают неправильно, либо она подвергалась серьёзному ремонту. К возрастным автомобилям это не относится — почти сразу после истечения заводской гарантии катализаторы удаляют в целях экономии времени и сил на последующем ремонте.
Умер катализатор и попытка поменять по гарантии
Вот и ко мне пришла беда, умер катализатор.
Машина KIA Ceed 2015 года, на момент проблемы 75 144 пробега.
15 декабря 2017 (пятница) года, выезжая с дома на работу, решил заправиться на Роснефти, плюхнул 92 на 1000 рубликов и поехал дальше. Машиной пользуюсь в основном для поездки на работу и обратно домой, стиль езды разный, но зимой езжу 100 не больше, ибо скользко.
После того как закончил работу поехал домой, время было около 6 вечера и тут я вижу что у меня загорается «ЧЕК». Ощущения были смешанные, первый вопрос, какого х. А второй, могу ли я благополучно доехать до дома? Скорость при этом была около 90-100 км в час. Тут же решил проверить тормоза, ибо черт его знает, в чем там проблема, нажал на тормоз, тормозит как всегда. Стуков или подозрительных звуков не было, машина работала как всегда, еду 60-70 км, все нормально, дал газу, еду 100-120, обороты 3000, все нормально. Думаю, доеду до стоянки, выключу машину, подожду и запущу опять, может глюк какой.
Значит, приехал на стоянку, всю дорогу до дома ехал 70-80 км/ч. Глушу машину, жду 5 минут, запускаю, чек горит. Думаю, ладно разбираться будем завтра.
16 декабря (суббота) позвонил дилеру KIA во Владивостоке ООО Суматори-Авто, записался на диагностику, предупредили, что так как суббота ремонта никакого не будет только диагностика. Ладно, поеду, проверю, что за ошибка может, фигня какая-то. Приехал, сдал машину, жду.
Проходит минут 30-40 выходит приёмщик и говорит
«Ошибка связано с коллектором» думаю ну п…ц
«Это либо катализатор умирает, либо датчик кислорода, который нужно чистить»
«Так как все отдыхают, приезжайте в понедельник, полезем с камерой, смотреть, что у вас»
«Передвигаться вы на ней можете, ничего страшного нет»
А сам стою и думаю, если он начал сыпаться, если эта фигня попадет в движок, тооооо что? Ладно, перекрестился, сел и поехал. Доехал отлично, вибраций нету, движок не троит, не гудит, работает все как всегда. Ну думаю ну и ладно буду сидеть дома чаи гонять и фильмы смотреть.
А дома 17 числа я все сидел и читал драйв и истории о катализаторах на KIA. Заготовил письмо о том что KMR «kia motor rus» Продлило гарантию на катализаторы, звонить в представительство не стал, а зря, это нужно было делать сразу же, но на тот момент не было 100% уверенности что это катализатор, надеялся что все же датчик.
18 декабря 2017 (Понедельник) Значит собираюсь я к дилеру, доехал отлично, машину сдал ребятам и поехал на работу, ибо что там ловить? В ремзону не пускают и делов там на пар часов. Ага значит звонит мне приемщик и выдает
«Умер катализатор нужно менять»
Я говорю, «Это гарантийный случай»
«Нет это не гарантийный случай, на катализатор гарантия 1000 км»
Я говорю «KMR увеличило гарантийный срок на катализаторы до 150 000 км или 5 лет (на тот момент я не знал что было еще одно изменения, которое актуально на данный момент и срок изменили на 100 000 км или 3 года.
«Ну привозите свою сервисную книжку, будем смотреть»
Собираемся, значит, и едим, приезжаем к дилеру, сервисную книжку отдал, говорю
«Можно поговорить с инженером по гарантии»
«Да конечно» Провели нас к Куприну Анатолию Викторовичу. Сразу хочу выразить свою благодарность данному человеку, что помог организовать все, что далее ниже будет описано, без него бы мы долго просидели в этой мастерской.
Значит заходим мы к Анатолию Викторовичу, ведем переговоры, естественно возмущаемся, что машина проехало всего 75 0000 с копейками и катализатор умер. Он подтверждает, что KMR дала на каталик 100 000 или 3 года, но ВНИМАНИЕ! На машины, производства с 2016 года. У меня CEED 2015 года. Я понимаю что это ну мягко говоря не справедливо, но Анатолий Викторович идет нам на встречу и говорит.
«Мы со своей стороны подготовим все документы для запроса в KMR и пусть они решают, максимум на что вы можете наедятся «Программа доброй воли», но до вас два запроса уже отправляли и по гарантии им отказали.» Далее заводим естественно разговор за топливо, кто кому доверяет и кто где заправляется. Хочу напомнить, что я заправляюсь только на Роснефти и только 92. Думаю ну раз грешим на топливо то ладно, прошу взять при мне 3 образца топлива. (Почему 3, один мне, один дилеру и один на экспертизу). Идем брать!
И тут началось.
Машинку то мою выгнали на улицу уже, типа поломалась, за ремонт платить не собираются, да и х…й с ней. Вмести с Анатолием просим сотрудников закатить её назад и сделать забор топлива. Началось ну у нас сейчас на два часа записан KIA Mohave, типа нефига. Я говорю «Я вам машину в 10 утра привес, а вы ничего не сделали», «Нам сказали это не гарантийный случай» НУ зае…сь думаю, молодцы. Минут 30 ходил за приемщиком зудел ему над ухом что бы он закатил машину. С горем пополам закатили, мы прошли в рем зону, я сразу сказал, что буду снимать забор топлива, нас попросили уйти. Я категорически отказался и сказал, что пока при мне не возьмут пробы я никуда не уйду. Я на тот момент я уже был такой злой что начинал по тихоньку ругаться, вся это ситуация просто смешна, равнодушие к проблеме полная (Не всех, но некоторых сотрудников) Уже начал говорить что бы ко мне пришло начальство ибо растянуть забор бензина на 50 минут ну это края крайние.
Бензин мы взяли, повесили пломбы на бутылки, договорились, что пока на экспертизу отправлять не будем, дождемся ответа от KMR.
19 декабря 2017 (Вторник) Думаю, надо звонить в KMR, и вооружаться знаниями. Звоню, опущу вступительные слова. Ответ kia motor rus
«На ваш автомобиль CEED 2015 года выпуска, гарантия 1000 км, на автомобили производства 2016 года 100 000 км или 3 года. Возможно, рассмотреть вариант программы «добрая воля», это частичное участия производителя в стоимости ремонта. Свяжитесь с руководством дилерского центра проинформируйте его о сложившейся ситуации, если позиция руководства вас не удовлетворит. Направляйте информацию в KIA MOTORS на сайте, через личный кабинет в разделе задать вопрос.
20 декабря 2017 года 13.31
Письмо директору «ООО СУМАТОРИ-АВТО» С описанием моей проблемы, составлено и отправлено, ждем ответ.
Вот и наступил долгожданный день! На дворе 27 число, позвонили с Суматори Авто и обрадовали, тем что KMR не дало добро на проведение ремонтных работ по программе «Добрая воля» За что дилерскому центру и KMR отдельное спасибо. Ибо это такой жестки лохотрон на бабки со стороны производителя, что зла не хватает. Купи абсолютно новую машину, проедь на ней 75 000 и попади на ремонт детали, которая просто отвратительного качества, а потом наблюдай за танцами типа «А мы не виноваты, это вы подписывали бумаги и вы знали что на катализатор гарантия 1000 км» Хотя, мне сообщили, что ооооооо великий Суматори Авто, понимает мою беду и готов пойти мне на встречу, ремонт, установку и диагностику (которая была) они готовы взять на себя, при условии, что я куплю у них катализатор и отремонтируюсь у них. Кстати уже позвонили и огласили цену за катализатор с доставкой из Москвы за 21 день.
Катализатор будет стоить 54440 и две резиночки, одна 570 рублей и другая 2690 рублей, и того 55 700 рублей. (Пам пам парарам пам парам)(Музыку из Цирка шапито на заднем плане). Кстати директор ООО Суматори Авто на моё письмо так и не ответил, не письменно, не перезвонил сам, не перезвонила секретарша от его имени, короче от руководства тишина.
Ну пока это все новости, поеду в пятницу к дилеру, поговорим и будем думать.
На дворе 30 декабря, приехали мы в дилерский центр, поговорить о их предложении и может получиться договориться на другие условия. Так же нужно было узнать, должен ли я им что-то за ту суматоху, которая была, описана выше или же нет. У меня были мысли, что счёт нарисуют красивый, думаю «Да и пусть рисуют, в любом случае я для себя все решил и обслуживаться у них больше не буду».
Приехали мы в центр, все еще раз рассказали про своё предложение. Катализатор я покупаю за свои деньги, это 55 700 рублей, а все монтажные работы бесплатно. Я иду в отказ, говорю что данное предложение меня не устраивает, «не я его ломал и платить за него я не буду, я машину брал для того что бы на ней ездить, а не ремонтировать её». За день до этого позвонили знакомым парням которые удаляют катализатор, на что я в принципе и согласился. Удаляют каталик, ставят пламягаситель, прошивают до ЕВРО 2 и вот тебе счастье, цена в пределах 13 000 — 15 000 рублей и готовность через сутки с момента сдачи авто. Минус одна головная боль, ибо нету никакой гарантии того что каталик не накроется через те же 20000, а может 50000, залью я хорошее топливо или плохо. Так-же решил ТО делать сам, и заливаться только 95 бензином, разница в цена на 100 рублей больше с полного бака, ну по поводу 95 может это и сомнительные действия, но пусть будет.
На данный момент все, как вырежут каталик отпишусь. Ибо новый год, отдыхают все и будет это не скоро.
И так, все же нашел время, что бы дописать окончание моей истории. На дворе 8 февраля 2018 г.
И так как я уже говорил, мой план был вырезать катализатор и черт с ним. Приехал к ребятам, оставил машину, описал суть проблемы, поехал домой.
Через 30 минут звонок с их конторы,
-Можете приезжать забирать машину.
Я прям, опешил, спрашиваю, удалили?
— Нет замена катализатора не требуется у вас просто программная ошибка заднего лямдазона. Мы вам сбросили ошибку и перепрошили её на евро 2. Две недели покатайтесь, если чек вылезет езжайте к нам, но катализатор у вас в норме. Лямдазон менять не надо, катализатор тоже.
Б…ь Дилер мозг имел 2 суток, хотели нае…ть на 50000. Извините но это по другому не называется, это простой нае…б. Со всеми их ними дипломированными мастерами с обучением в Москве и крутым оборудованием, не смогли за двое суток найти проблему, а может и нашли но думали развод на лоха пройдет.
Цена вопроса за перепрошивку 10 000 р. Машина стала переключать скоростя шустрее и пропал затык между первой и второй передачей на морозе. Мощей добавилось немного, но главное что переключение стало шустрее. Езжу уже 3 недели полет нормальный.
И так вывод: К дилеру не нагой, ТО у дилера никогда больше проходить не буду, руки не их жопы, на ютубе полно видосиков по любой теме, посмотрел, расходники поменял. Заправка только 95 (ну это уже личное самоубеждение)
И так цена решение проблемы 10 000 рубасиков.
Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять
Я ехал по трассе, и у машины пропала тяга. Хорошо, что это не случилось при обгоне.
Я добрался до ближайшего автосервиса и удалил катализатор. Потом заплатил за работу и оставил все, что от этого катализатора осталось, ребятам из автосервиса. Тогда я еще не знал, что эта деталь содержит драгоценные металлы и за все, что от него осталось, дают хорошие деньги. В следующий раз буду умнее: проезжу на машине до 100 000 км, потом удалю, а катализатор оставлю себе или расплачусь им за работу.
Я попытался разобраться, насколько катализатор лишняя деталь в автомобиле и можно ли его удалять. Из этой статьи вы узнаете, как работает катализатор, какие типы катализаторов бывают, из-за чего они выходят из строя и какие есть признаки неисправного катализатора.
Что такое катализатор и зачем он нужен
Технически это огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы, в составе которых есть вредные вещества: углеводород, оксид азота, окись углерода. На стенках этих сот есть микрослой веществ-катализаторов: это может быть платина, палладий или родий. Они ускоряют химические процессы, и выхлопные газы после окислительно-восстановительных реакций с этими металлами становятся менее токсичными.
В основном катализаторы ставят в выхлопной системе автомобилей с бензиновыми двигателями. Их может быть несколько: например, если из двигателя идет две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. Бывает, что катализаторы ставят последовательно на одной выхлопной трубе.
Еще катализатор снижает температуру газов. Например, на входе в катализатор температура газов около +390 °C, а на выходе — уже +260 °C. Примерно в таком температурном режиме и проходят химические реакции, поэтому какое-то время после запуска двигателя катализатор не работает.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Виды катализаторов и их заменители
Обычно такую замену делают на гарантийных машинах, если по каким-то причинам он вышел из строя или его украли. Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
При выборе универсального катализатора важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина. Отработавший катализатор вырезают из корпуса болгаркой, а новый вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик, который сделает качественный сварной шов.
Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не хочет или не может купить оригинальный катализатор, но заботится об экологии или хотя бы хочет пройти техосмотр.
Пламегаситель в английских руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру, а также сводит уровень шума и вибрацию до приемлемого уровня. Его устанавливают вместо катализатора, но он никак не влияет на токсичность отработавших газов.
Между корпусом и трубой пламегасителя проложен огнеупорный наполнитель. Обычно это базальт, синтетическое волокно или минеральная вата. Корпус пламегасителей может быть однослойным или двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и хорошо гасят колебания звуковой волны. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.
Для каждого автомобиля нужно рассчитать оптимальный объем пламегасителя. Если объема пламегасителя будет недостаточно, то звук на выходе будет неприятным, дребезжащим. Те элементы глушителя, которые находятся после пламегасителя, подвергаются повышенному износу и быстрее выходят из строя.
Можно ли удалить катализатор
Катализатор по умолчанию рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но качество топлива и тяжелые условия эксплуатации разрушают его значительно раньше: например, при пробеге 100 000 км.
Нет универсального или регламентированного срока удаления катализатора — каждый случай индивидуален. Неисправный катализатор доставляет множество проблем: от назойливой лампочки Check engine до попадания керамической пыли в цилиндры двигателя. Поэтому у большинства автомобилей старше десяти лет катализатор уже удален.
Есть такие выхлопные системы, при которых катализатор расположен очень близко к двигателю. В случае когда он начинает разрушаться, дисперсионная пыль от него летит в сторону двигателя. Она очень мелкая и твердая, ее можно сравнить с мелким песком. Она царапает цилиндры двигателя при работе поршней. Из-за этих царапин двигатель начинает потреблять масло или его расход увеличивается — это в случае, если двигатель потребляет его с первых дней эксплуатации автомобиля.
Рано или поздно это приводит к капитальному ремонту двигателя. Некоторые автовладельцы хотят избежать таких неприятных последствий и удаляют катализатор еще до того, как он начнет разрушаться.
Можно обойтись без обманки. Для этого нужно перепрошить электронный блок управления и настроить его так, чтобы лямбда-зонд воспринимал новые «вредные» показания датчиков как норму. В объявлениях эту процедуру называют перепрошивкой под Евро-2 и обещают, что машина будет ехать бодрее, двигатель будет выдавать на 20—30 лошадиных сил больше.
Установка обманок, пламегасителей вместо нового оригинального катализатора может привести к неожиданным последствиям: ошибкам двигателя, неприятному запаху выхлопных газов или излишнему расходу топлива и масла.
Из-за того что количество вредных выбросов при таком ремонте не соответствует заявленным нормам, автомобиль может не пройти техосмотр. По российскому законодательству катализатор — компонент транспортного средства, поэтому автовладелец удаляет его на свой страх и риск. Если по каким-то причинам нужно заменить оригинальный катализатор, то установка универсального — оптимальное решение.
Не советую удалять катализатор на гарантийных автомобилях на пробеге до 100 000 км без необходимости. Двигатель автомобиля, скорее всего, снимут с гарантии из-за вмешательства в выхлопную систему. На гарантийных авто проблема с катализаторами возникает редко, менее 1% случаев от общего объема продаж.
Почему катализаторы воруют
От краж катализатора часто страдают автомобили каршеринга и такси. Но были случаи, когда оригинальный катализатор вырезали на улице, когда автомобиль припаркован на ночь во дворе. Достаточно поднять машину домкратом и вырезать часть глушителя болгаркой.
В автомобилях с высоким клиренсом можно добраться до катализатора даже без домкрата. Кража катализатора занимает около минуты. Но если сигнализация оборудована датчиком наклона, то она сообщит, что автомобиль пытаются приподнять.
Обычно за удаление катализатора, установку пламегасителя, обманки или перепрошивки электронного блока управления автосервисы не берут никакой оплаты, а просто оставляют отработавший катализатор себе.
Но немало и тех, кто просто забирает молча, без всяких скидок и выплат, как лом черного металла. А потом сдают его, ведь оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, которые стоят дороже золота.
В среднем драгметаллы — это 0,08—0,17% от общей массы катализатора. Со временем он вырабатывает свой ресурс и драгметаллов становится меньше. Точное количество платины, палладия и родия в конкретном катализаторе определяют анализатором драгоценных металлов.
Из-за чего катализатор выходит из строя
Износ напыления из драгоценных металлов. Драгоценные металлы на стенках ячеек катализатора выгорают — это естественный процесс. Поэтому при приеме катализатора на переработку проводят его химический анализ. Может оказаться так, что в катализаторе совсем не осталось драгметаллов. Когда это происходит, выхлопные газы перестают очищаться, кислородные датчики это фиксируют, и на панели приборов возникает ошибка.
Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Это увеличивает нагрузку на катализатор, соты забиваются продуктами горения топлива, и он раньше выходит из строя. Для дизельных двигателей повышенный износ сажевого фильтра происходит зимой, когда в топливо добавляют антигель.
Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, то несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси сгорают в катализаторе, что уменьшает срок его службы. Соты катализатора при этом оплавляются, и его пропускная способность уменьшается.
Неисправности двигателя. Если в цилиндрах двигателя есть царапины или задиры, то смесь, которая получается при работе двигателя внутреннего сгорания, перестает быть двухкомпонентной — то есть теперь состоит не только из воздуха и топлива. В ней есть еще и моторное масло. Это неизбежно засоряет катализатор, и он вскоре выходит из строя. Часто в проблемах с двигателем обвиняют разрушившийся катализатор. Но в этом случае скорее двигатель провоцирует проблемы с катализатором.
Как обнаружить проблему
Катализатор редко разрушается внезапно, в один момент. Обычно этому предшествуют типичные симптомы работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.
Лампочка «чек энджин» на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, то он покажет, где конкретно возникла проблема. Ошибка воздушных датчиков катализатора говорит о том, что с катализатором что-то не так.
Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это похоже на прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему как будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а сама машина дергается.
Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, то его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.
Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе газы выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, значит, катализатор, скорее всего, неисправен.
Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, то это можно почувствовать без специальных замеров уровня углекислого газа. Рядом с машиной, особенно в момент ее прогрева, будет неприятно пахнуть продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Иногда запах проникает в салон автомобиля, когда двигатель работает на холостых оборотах.
Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, то на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, то удалять катализатор не нужно.
Диагностика датчиков. С помощью автосканера, например ELM 327, можно подключиться к электронному блоку управления автомобилем. В приложениях для смартфона нужно выбрать показания кислородных датчиков катализатора и сравнить их фактические значения с эталонными.
Проверять датчики нужно на прогретом, работающем на холостых оборотах двигателе. Отклонения от нормы будут означать, что катализатор неисправен. Хотя бывает и так, что дело во втором кислородном датчике — они со временем прогорают и перестают работать, так что нелишним будет совместить этот способ с проверкой эндоскопом.