Тиснённый ажур (узор с горизонтальными роспусками).
Тиснённый ажур – это ажурное полотно с удлиненными петлями. Или, можно сказать, что это один из вариантов ложного ажура. Ложным, его можно назвать потому что выполняется он без деккеровки, ажурное полотно и рисунки/узоры формируются только за счет вытянутых петель. Лицевой стороной может быть, как лицевая, так и изнаночная сторона узора. На мой взгляд, изнаночная сторона более рельефная.
Тисненый ажур может быть выполнен на любой двухфонтурной вязальной машине. Для работы нам понадобится: основные каретки и п-каретка (если есть), также гребенка.
Вариант первый для формирования узора вручную. В следующем посте покажем как вяжется тисненый ажур с программой. Набираем петли на вязальной машине, в данном случае сделала набор как на резинку 1х1, после 3 рядов переносим все петли на основную фонтуру. Мы готовы к работе.
Примечание: я буду временно убирать нижнюю фонтуру только чтоб сделать фотографии и показать, как формируется рисунок после каждого шага. Вам это делать не надо. Полотно у нас находится на основной (задней) фонтуре, а рисунок мы будем формировать на нижней(приставной/передней) фонтуре. Основная каретка у нас вяжет в две стороны, положение регулятора рисунка «0». Нижняя каретка должна будет вязать, только когда ей мы это позволим. И настройки меняются для разных узоров. Регулятор сдвига фонтур в положение «Н»
Ажурная горизонтальная дорожка С помощью гребенки, на передней фонтуре выдвигаем каждую вторую иглу в верхнее рабочее положение.
И провязываем один ряд. Все каретки вяжут.
Теперь нам понадобится п-каретка. По нижней фонтуре проводим два раза. С лева на право-поднимаем иглы в положение «С», и с права на лево – сбрасываем петли. Если п-каретки нет, можно вручную сбросить петли с нижней фонтуры.
Сформировалась наши первые две ажурные дорожки.
Такие ажурные дорожки можно чередовать, например: -два ряда ажурной дорожки, два ряда обычных; -продолжить все полотно ажурными дорожками; -выставлять все иглы на нижней фонтуре; -один ряд ажурной дорожки, один или несколько обычных.
Такими ажурными дорожками можно вязать летние футболки, топы, палантины, туники. Если мы возьмем не летнюю пряжу, будут чудесные шарфы и свитера. Хорошо, для этого узора, подойдет пушистая пряжа с длинным ворсом, хлопковая и льняная пряжа, которой сложно или невозможно вязать ажурной кареткой.
Рисунок зигзаг. Когда полностью освоены ажурные дорожки, можно переходить к более сложным рисункам. Принцип действия тот же, но мы будет выдвигать иглы на передней фонтуре не все, а в некотором порядке, формируя рисунок. И сбрасываем их, провязав один ряд.
Нижняя каретка вяжет только с лева на право и холостой ход обратно.
Порядок выдвижения игл. Первый ряд:
Провязали один ряд и сбросили петли п-кареткой. Повторяем это действие после каждого нечетного ряда. Третий ряд:
В компьютерной или в перфокарточной машине, выдвижение игл происходит автомотически. Получаем зигзаг.
Этот рисунок мы рассмотрели для примера, так как он показывает, как можно формировать узор манипулируя с иглами. Таким образом можно делать круги, нерегулярные стежки, косые полосы и т.д.
Мастер класс подготовила наш мастер Татьяна Ржаксинская, будем рады ответить на ваши вопросы если они появятся)
Я купила вязальные машины, чтобы зарабатывать на вязании.
Я вязала каждый день, по плану. Но через месяц у меня стали неметь руки, упало зрение и начала болеть спина. И я задумала купить вязальную машину: в нее заправляют пряжу — и она вяжет сама, а вам нужно только управлять процессом. Связать можно что угодно, получится быстрее и качественнее, чем на спицах.
Сейчас у меня три вязальные машины: простенькая «Ивушка» и более сложные Hobby и Brother. В статье я расскажу, почему их купила. Не советую сразу брать такие же : можно переплатить за ненужные функции. Сначала решите, что и в каких объемах будете вязать.
Я расскажу, как устроены все машины и на что смотреть, когда ищете модель под свои цели.
Как я выбирала свои вязальные машины
Выбрать вязальную машину оказалось непросто. Статьи из интернета были поверхностными, а на форумах давали противоречивые советы: кто-то хвалил древние простые модели, а кто-то — современные и сложные. А консультанты в магазинах просто советовали самое дорогое. Две мои знакомые пошли у них на поводу и купили агрегаты за 100 и 200 тысяч рублей, а потом с ними не справились. Так что я решила начать с дешевых и простых вариантов.
Вязать на «Ивушке» получалось в пять раз быстрее, чем на спицах. Например, снуд со сложным узором я связала часов за 20, а на спицах потратила бы больше 10 дней.
я отдала за вязальную машину Brother на «Ярмарке мастеров»
Дальше в статье расскажу про характеристики всех трех машин и поясню, чем они хороши.
Как устроены все вязальные машины
Вязальная машина вяжет по тому же принципу, что и человек, — спицами. Петли провязываются одна за другой, и получается ряд, а потом и целое полотно. Но на машине у каждой петли своя игла, плотность вязания задается автоматически, а петли сами получаются одинаковыми. За эту работу отвечает игольница, каретка и нитенатяжитель.
Игольницу еще называют фонтурой — это основная часть машины. В ее пазах находятся иглы. Они поочередно двигаются и делают петли. Игольниц бывает одна или две. А еще они бывают круглыми и плоскими.
Каретка — это устройство, которое ездит по рельсам туда-сюда вдоль игольницы. Она подает пряжу на иглы и приводит их в движение. Бывают вязальные машины вообще без каретки, например моя «Ивушка». В ней приходится подавать пряжу самой.
Там, где каретка есть, ей может управлять человек. К таким машинам относятся мои Hobby и Brother. Еще бывают машины со встроенным электроприводом, там каретка двигается сама. Такие модели называют полуавтоматами.
Нитенатяжитель равномерно подает нити к иглам. Через него в машину заправляют пряжу, и она идет в нитевод каретки уже в натянутом состоянии. Если нить натянута неравномерно, машина вязать не будет.
Но не существует такой волшебной кнопки, которую можно нажать — и машина все свяжет сама. Процессом нужно управлять. И чем сложнее агрегат, тем легче запутаться и потерять интерес к вязанию. Поэтому дальше я расскажу, что надо решить для себя перед покупкой вязальной машины и на что в ней смотреть в зависимости от этого.
Вязальные машины различаются скоростью вязания и надежностью. Одни вяжут по 5 деталей одновременно со скоростью 0,5 м в секунду. Для них это норма, и они не выходят из строя. А другие ломаются, если просто увеличить скорость вязания, — на таких много не свяжешь.
Мои вязальные машины «Ивушка» и Hobby — бытовые с ручным управлением. К бытовым относятся и все машины известной марки Silver Reed.
Полупромышленные машины тоже бывают ручными и полуавтоматическими. Например, моя машина Brother — полупромышленная с ручным управлением. К полупромышленным относятся и машины марки Passap.
Стоят полупромышленные машины от 62 000 и чуть ли не до 350 000 Р — в зависимости от характеристик и функций.
Есть вязальные машины и вообще без класса. Например, моя «Ивушка» настолько примитивная. При этом вяжет она вообще из любой пряжи.
Итак, классы вязальных машин.
3-й класс — для самой толстой пряжи, 100—250 м на 100 г. Из такой получаются рельефные теплые носки, шапки и свитера. Вязальные машины 3-го класса крупнее остальных, ими физически сложнее управлять. Например, моя Hobby 3-го класса во время вязания иногда двигается вместе со столом. Его приходится придерживать ногами, и я очень устаю.
5-й класс вязальных машин — самый популярный. Он универсальный, потому что у него самый широкий диапазон толщины пряжи: 300—800 м на 100 г. Я советую новичкам именно его: на моделях более высоких классов иглы плохо видны и часто ломаются. Моя машина Brother — 5-го класса. Я вяжу на ней изделия и для зимы, и для лета.
7-й класс просто непопулярный и мало где продается. Он рассчитан на тонкую пряжу, 700—1500 м на 100 г. Изделия получаются с тонким полотном и мелкими петельками.
8-й и 10-й классы — это только промышленные и полупромышленные машины с очень тонкими иглами и маленьким расстоянием между ними. На таких машинах получаются, например, красивые и легкие складки плиссе.
Виды переплетений и способы вязания на вязальной машине
Виды переплетений и способы вязания на вязальной машине
Наиболее простой и распространенный вид трикотажного переплетения, вырабатываемого на ручных машинах — кулирная гладь, каждый ряд в которой образуется последовательным изгибанием в петли одной непрерывной нити. Кулирная гладь имеет лицевую и изнаночную стороны. При желании изнаночную сторону используют в изделиях, как лицевую.
Петли, находящиеся в одном ряду и расположенные по горизонтали (поперек трикотажа), называют петельным рядом, а петли, нанизанные одна на другую и расположенные по вертикали (вдоль трикотажа)— петельным столбиком.
Расстояние А между двумя расположенными рядом петельными столбиками — это петельный шаг, а интервал Б между двумя петельными рядами — высота петельного ряда.
В зависимости от толщины пряжи и установки диска регулировки плотности вязания может быть получено полотно различной плотности, как по горизонтали, так и по вертикали.
Кроме того, что кулирная гладь является основой для всех видов переплетений, у неё тоже есть несколько интересных вариантов выполнения: цветные полоски, «гофре» и «рубчик», разная плотности и т.п.
Этот прием настолько разнообразен, что очень трудно давать точные описания. Мы просто берем пряжу, вяжем образец и начинаем фантазировать; если не брать тот случай, когда собираемся вязать конкретное изделие. Чаще всего цветные полоски, это вынужденная мера, когда пряжи осталось мало, поскольку в конечном итоге, чем больше цветов, тем меньше нужно будет каждой пряжи.
Я могу предложить вам только несколько рекомендаций, полезных для работы.
Собрав остатки пряжи, из которой собираемся вязать, нужно составить попорцию. Для этого, если пряжа тонкая (для машинного вязания), то её нужно взвесить; если пряжа для ручного вязания, то её можно промерить. Из полученных результатов можно будет составить пропорцию, чтобы распределить по рядам полосоки, это поможет использовать пряжу по максимуму.
Таким же образом, можно работать с любым количество цветов, периодически закрепляя те нити, которые должны образовать длинную протяжку и делаем это тогда, когда каретка находится на противоположной стороне. Причем частота закрепления зависит только от того, насколько вам будет удобно это делать. Закрепление можно делать и при однофонтурном вязании, и при двухфонтурном.
Полосками мы можем вязать полотно в любом направлении и привычно вдоль, и поперек, и от угла по диагонали, и ломаной линией, используя прием частичного вязания.
«Рубчик»
Полотно, связанное этим приемом, имеет рельефную поверхность в виде выпуклых горизонтальных «рубчиков». Образовались они за счет того, что мы вяжем 2 ряда тонкой нитью, 2 ряда толстой нитью, при этом толстая нить может быть из той же пряжей, но в 2 сложения. Вязать можно и поперек, и вдоль. Чаще используем именно при продольном направлении вязания (снизу вверх или наоборот).
Очень интересное по внешнему виду и качеству получается полотно, когда в работе две пряжи одного цвета:
В машину заправляем обе пряжи раздельно, в отдельные нитедержатели. Набор петель, бейку или планку вяжем «Вистой», затем закрепляем нитку «Гаруса». Далее будем вязать:
Обычно используем изнаночную рельефную сторону полотна, но если связать разреженно и хорошо отпарить, то и лицевая сторона очень эффектно выглядит и прекрасно подходит для летних изделий. Вязать изделия таким полотном удобно, т.к. нужно только соответствовать контуру детали и быть внимательным при смене пряжи в каретке.
Таким же образом можно вязать, практически, любую подходящую пряжу, например: «Лето» (букле), п/ш, вискоза, акрил и т.д. Причем в работе одна пряжа, только берем её в 1 нитку и в 2 нитки для «рубчика». При этом можно сразу заправить от двух мотков или заправляем в машину по 1 нитке, а в процессе вязания, вторую вставляем/вынимаем из каретки на два ряда полотна.
Вернемся в тому варианту, когда вяжем «Гарусом» и «Вистой». Мы можем немного «облегчить» полотно и придать ему дополнительный украшающий элемент, если некоторые «рубчики» будут еще и с «дырочками».
Такие ажурные «рубчики» лучше всего делать через несколько рельефных полосочек.
«Гофре»
Наиболее часто изделия выполняются в поперечном направлении, когда за счет приема частичного вязания, формируется крой детали.
Кроме того, что можно использовать пряжу разного качества и разных цветов, в узор вносятся элементы пресса или поднимают петли нижележащего «рубчика» на некоторые иглы. Таким образом, можно выполнить «буфы» и «вафли».
Ажурное (деккерное) полотно получается в результате переноса (перемещения) одной или нескольких петель, пустая игла остается в РП (рабочем положении). При провязывании гладью в первом ряду на этой игле образуется «накид», а в следующем ряду – полноценная петля.
Ажурное полотно выполняется на одной фонтуре двумя способами:
Ажурное полотно может быть: мало/ажурным, полу/ажурным, гипюрным, а также сочетается с другими видами вязки, в следствие чего, существует множество вариаций полу/ажурных полотен, выполняемых, как на одной, так и на двух фонтурах.
Ажуры по принципу выполнения бывают простыми и сложными.
Многие ажурные узоры хорошо смотрятся, как на лицевой стороне, так и на изнаночной стороне вязаного полотна, что и дает возможность сочетать ажурные мотивы с такими видами вязки, как «пресс» (фанг и полуфанг), «вивинг», «уток», которые выполняются по изнаночной стороне полотна.
Если ваша машина полу/автоматическая или автоматическая и можно выполнять ажурное полотно деккерной (ажурной) кареткой, все равно бывают моменты, когда приходится выполнять узор ажура вручную – деккерами. Ну, а если ваша машина не имеет специальных приспособлений, то вам ничего не остается, как выполнять ажурные узоры ручным переносом петель. В любом случае надо научится хорошо владеть деккерами, и не бойтесь делать эту работу вручную.
Не всегда деккерная каретка хорошо перекидывает петли, особенно если пряжа тонкая или скользкая, нить рвется и петли «убегают», в таком случае лучше все связать ручным способом, ничего страшного в этом нет и, поверьте, это нисколько не дольше, чем вязать деккерной кареткой, выполняя от 4 до 16 проходов по полотну. Бывает намного быстрее и качественнее связать тот или иной узор вручную деккерами, только надо хорошо разобраться с раппортом рисунка.
Машинное вязание в отличие от ручного имеет некоторые ограничения. Мы можем только переместить одну или несколько петель в одной плоскости, при помощи деккеров в ту или иную сторону, освободив при этом 1-2 иглы, на которых потом образуются «накиды», а затем полноценные петли (но при этом на 2-х свободных иглах может получится одна петля, о чем разговор пойдет дальше…). Но этот процесс мы может немного разнообразить, выполняя переносы различными способами и, соответственно, получая различный результат.
Для начала давайте научимся правильно пользоваться деккерами.
Простые ажуры
Существуют два основных способа переноса петель, выполняемых одноглазковым деккером.
Способ 1. Простая «дырочка».
Самый простой ажур можно выполнить по изнаночному полотну, перенося по одной петле на соседнюю иглу в ту или иную сторону. При этом петля переносится вправо (или влево) и надевается на соседнюю иглу поверх имеющейся петли, за два рабочих ряда на полотне образуется отверстие – «дырочка» (на лицевой стороне полотна, перенесенная петля не очень заметна).
Прием очень простой, но самый распространенный в машинном вязании и применяется в различных случаях не только для выполнения ажурного полотна, но и в отделке планок, перегибов «зубчиками»; выполнении дырочек для шнурка и отверстий для мелких пуговичек и т.п.
Лицевой стороной изделия может быть, как левая (изнаночная), так и правая (лицевая) сторона полотна.
«Дырочки»
— можно делать редкими, в шахматном порядке, через определенное количество игл и рядов;
— можно выполнять в беспорядке или, наоборот, по сложному контуру, при этом «дырочки» можно делать, как через два ряда, так и через ряд;
— можно расположить по контуру вышивки, только в этом случае, сначала выполняют ажур по точному рисунку, а затем вышиваем по готовому полотну.
Как видите, применяя такой очень простой прием, можно выполнять самые разнообразные по внешнему виду полотна, причем это не все возможные варианты применения.
Способ 2. Перенос петли с перемещением.
Когда мы вяжем на спицах, то можем связать две лицевые (или изнаночные) петли различными способами: за передние стенки, за задние, протягивая одну петлю в другую и т.д., при этом получаем различные рельефы на лицевой стороне полотна. Нечто подобное можно делать и на машине.
Если мы хотим получить рельефную «косичку» по лицевой стороне полотна, которая подчеркнет ажурный узор, то делаем так:
Пользуясь тем или другим способом переноса петель, можно выполнять различные простые ажуры, в которых используются только три варианта переноса:
Сложные ажуры
Такие ажуры выполняются двух-, трех (и более) глазковыми деккерами, при этом петли снимаются деккером и смещаются в ту или иную сторону на одну иглу (один игольный шаг), затем возвращаются на свободные иглы. В результате чего, освобождается одна игла и на одной находятся две петли. На лицевой стороне полотна петли, находящиеся возле «дырочки», будут наклонены в сторону переноса. При выполнении сложных ажуров, можно пользоваться любым, из предложенных способов переноса петель, только в случае переноса с перемещением, сначала надо сделать перенос с перемещением одной петли в намеченном месте, а затем переместить на одну (освободившуюся иглу) следующие по узору петли.
Ажурное полотно, выполняемое деккерной кареткой
На машинах, имеющие специальные деккерные (ажурные) каретки, можно выполнять различные виды ажурного полотна. Хотя принцип выполнения ажура деккерной кареткой одинаковый на разных машинах, существуют некоторые дополнительные возможности, присущие той или иной марке.
Например:
Toyota-858 – деккерная каретка выполняет простой перенос петель «на себя».
При движении каретки слева направо – переноситься петля налево, а при движении каретки справа налево – петля переноситься направо. Перенос производится с игл, выдвинутых по узору в ПРП (переднее рабочее положение – С, пятки игл в маркированном на фонтуре насечкой месте), которые затем возвращаются в РП (рабочее положение). Кромочные иглы (1-2) возвращаем рукой в РП перед началом переноса, чтобы петли не сбросились.
Для простых ажурных узоров достаточно 1-2 движений каретки. В сложных – перебрасывается только одна петля узора за один ход в соответствующую сторону, поэтому, если в узоре необходимо переместить три петли вправо и три влево, кареткой придется сделать 6 проходов, в процессе которых будут переноситься по одной петле то влево, то вправо. (А тройным деккером можно сделать это за два приема: одно движение вправо, одно влево. )) )
Перенос петель можно выполнять деккерной кареткой:
При выполнении ажурного полотна, работаем двумя каретками – деккерной делаем перенос, а основной – кулирную гладь.
Toyota-901 – деккерная каретка выполняет простой перенос петли «от себя» в сторону движения, то есть при движении каретки слева направо – петля переносится направо, а при движении справа налево – влево. Переноситься петля с выдвинутой в ПРП (переднее рабочее положение – С) иглы, которая затем возвращается в РП (рабочее положение). Кромочные иглы (1-2) возвращаем в РП перед началом переноса, чтобы петли не сбросились.
Для простых ажуров необходимо сделать 1-2 прохода кареткой, для сложных столько, сколько петель перемещается в ту и другую сторону (3 вправо и 3 влево – 6 проходов).
Перенос петель выполняется:
При выполнении ажурного полотна, работаем двумя каретками – деккерной делаем перенос, а основной – кулирную гладь.
Brother (Simac) – деккерная каретка делает два вариант переплетений: ажурное и ажурно-рельефное (фасонное).
После переноса иглы возвращаются в РП.
Фасоный ажур выполняются по перфокартам некоторых простых ажуров, узоров именно этого вида переплетения и комбинированных узоров, где используется оба варианта переплетений.
При выполнении ажурного полотна, работаем двумя каретками – деккерной делаем перенос, а основной – кулирную гладь. Кромочные иглы (1-2) возвращаем в РП перед началом переноса рукой, чтобы петли не сбросились.
Silver – усовершенствованная деккерная каретка выполняет два варианта ажурного полотна: простой ажур и сложный ажур, а также вяжет кулирную гладь, поэтому работаем одной кареткой.
Сложный ажур – переключаем рычаг, вынимаем нитку из каретки и делаем необходимое количество проходов, чтобы переносить петли по узору (минимум 2 раза), затем возвращаем нитку в каретку и вяжем кулирной гладь.
Узоры выполняются по перфокартам, иглы выдвигаются и задвигаются непосредственно в области каретки, поэтому мы их видим только в позиции РП. Чтобы кромочные петли не сбросились, на крайние две иглы устанавливаются специальные маленькие «запоры»-ограничители.
Комбинированные переплетения с ажуром
Пресс с ажуром
Для ручных вязальных машин существует большое количество различных узоров, сочетающих в себе и пресс (накиды), и ажур (дырочки); при этом и то, и другое можно делать в одной плоскости (в одном ряду), так как узор выполняется ручным способом.
В машинах с автоматическим отбором игл по рисунку, ажур и пресс выполняют раздельно – отдельными каретками (деккерной – ажур, основной – пресс), а перфокарта имеет зону для выполнения пресса и зону для ажура.
К сожалению, все это не приемлемо для такой машины, как Silver, так как деккерная каретка не может вязать прессовые узоры. Но если мы очень хотим выполнить пресс с ажуром, то поступаем следующим образом: перфокарту делаем для пресса, а ажурные элементы будем выполнять вручную (при этом работаем только основной кареткой).
«Уток» с ажуром
«Уток» (SLIP/SKIP) образуется на изнаночной стороне полотна за счет протяжек рабочей нитки, которая не провязала петлю по узору.
Обычно такие узоры применяются для машин с автоматическим отбором игл, но можно выполнять также и на ручных машинах. В любом случае, как правило, ажур и «уток» находятся в разных уровнях узора и выполняются попеременно. Соответственно, перфокарта имеет отдельную зону для «утка» и отдельную для ажура.
На Silver выбираем одно переплетение и делаем для него перфокарту, а другое делаем вручную. Лучше всего ажур выполнять ручным переносом петель.
«Вивинг» с ажуром
Ажур очень хорошо сочетается с этим видом трикотажного переплетения, как на ручных машинах, так и на машинах с автоматическим отбором игл, при этом перфокарта имеет две отдельные зоны (для ажура и для «вивинга»).
Для Silver делаем перфокарту на то переплетение, которое покажется наиболее сложным, а другое можно сделать вручную (лучше всего ажур).
«Жаккард» с ажуром
Очень интересные изделия, в которых применяют ажур в сочетании с «жаккардом», при этом узоры располагаются на разных уровнях (полосками).
Для машин с автоматическим отбором игл делаем единую перфокарту с зоной для ажура и зоной жаккарда. Для Silver лучше сделать карту на жаккард, а ажур выполнить ручным переносом петель.
Конечно, это не все варианты сочетания ажура с другими переплетениями. Можно сочетать не только два вида, но и более, главное чтобы они подходили друг к другу и смотрелись гармонично.
Ажур можно выполнять и с более сложными элементами, например, со скрещенными петлями – «косами».
Ажур с «косами»
Некоторые ажурные узоры дополняются такими элементами, как «косы», то есть скрещенные петли.
В любом случае вязание происходит в одной плоскости, то есть на одной фонтуре, что позволяет применять деккерную каретку для выполнения ажур. А вот если в узор необходимо включить дорожки из изнаночных петель, например для окантовки «кос»?
Для электронный моделей Brother есть автоматическая каретка KG-93 (95), которая замещает основную каретку на задней (основной) игольнице и для данного вида переплетений, выполняет некоторую функцию нижней фонтуры. Ажур выполняется деккерной кареткой, а автоматическая каретка провязывает последовательно лицевые и изнаночные петли по узору.
Есть еще некоторые виды переплетений с ажуром, применяемы на конкретных машинах, например у Passap и Singer есть переплетения, в которых сочетают ажурные «дырочки» и петли (или накиды), которые образует дополнительная игольница, а затем переносятся на основное полотно. Кое-что из этих узоров можно применить и на другие моделях двухфонтурных машин.
«Крупная» сетка
Последнее время часто применяется такой ажурный узор, как «крупная» сетка.
Отличительная особенность этого узора состоит в том, что петли переносятся с двух, рядом стоящих игл, при этом после провязывания двух (или более) рядов кулирной глади, на свободных иглах образуется одна большая петля. В следствие чего, если надо после выполнения сетки перейти на другой вид переплетения или гладь, то это окажется крайне затруднительно. Как поступить в этом случае?
«Пресс» (Tuck, фанг и полуфанг)
Прессовые переплетения (фанг и полуфанг) получается тогда, когда рабочая нить набрасывается на иглу (образуется накид или набросы) один или несколько раз подряд, а затем все накиды провязываются вместе одной петлей. В этом месте получается «жучок», полотно стянулось по вертикали, т.е. «спрессовалось». В основном, лицевой стороной считается изнаночная сторона полотна, повернутая к нам, но может использоваться и обратная (лицевая) сторона полотна.
Прессовые переплетения универсальны и применяются на всех видах и моделях вязальных машин от самых простых, до самых сложных. Кроме того, что даными узорами вяжем все полотно полностью, фрагменты узоров можно использовать при оформлении планок и беек.
Такие переплетения можно разделить на три группы:
Рельефные прессовые переплетения
Это обычные прессовые переплетения, когда на иглах, отбираемых по узору, образуются от 1 до 4-6 накидов. Как лицевой стороной изделия, может быть любая сторона полотна, т.к. одни узоры хорошо смотрятся только на изнаночной стороне, а другие можно использовать с обеих сторон.
Такие преплетения можно делать на всех видах вязальных машин, только на одних машинах мы будем выдвигать иглы в ПНП рукой, а в других машинах это будет делать сама каретка. Когда узор образуется 1-2 накидами на игле, получаем просто рельефный узор, а когда в процессе узорообразования, на игле накапливается 3-6 накидов, то полотно получается с полуажурным эффектом.
Возьмем для примера, вот какой узор:
После трех рядов прессового узора, один ряд кулирной глади.
Схема узора будет выглядить следующим образом, т.к. мы «опускаем» повторяющиеся ряды (получаем 12п. х 12р.) и прописываем справа количество рядов (повтор данной строчке). Нам достаточно указать только прессовые иглы, а гладьевые ряды можно не заполнять.
Для машин типа Брайзер (Сильвер), п/карта будет выглядить подобным образом. На неё нанесен узор дважды по ширине и необходимое количество раз по высоте. При этом, те иглы, на которых будут образовываться накиды, на карте оставлены нетронутыми, а «выбивается» все пространство (фон) карты (то, что будет выдвигаться в ПРП). На карту нанесены все повторяющиеся по узору ряды и все ряды кулирной глади.
Для электронных машин необходимо внести в программу соотвествующую диаграмму узора. Для это достаточно взять один полный раппорт с бланка п/карты (12 п. х 24 р.).
Brother
Silver
На Тойоте-858 можно вязать такой узор тремя способами:
«Уток» или слип-вязание (Slip/Skip)
Почему это переплетение так называется?
Такие узоры хорошо выполнять в одну нитку с хорошей круткой. Если вязать мягкими тонкими нитками в несколько сложений, сам эффект узора будет мало заметен. Хотя узор образуется на изнаночной стороне полотна, но не редко и лицевая сторона может стать основной.
Слип-вязание достаточно универсально и может быть не только однотонным, но и цветным (со сменой цветов), а также хорошо сочетается с другими вязками. Кроме того, слип-вязание лежит в основе двухфонтурных жаккардов и узоров в виде «складочек», которые тоже выполняются на двух фонтурах (объемные узоры).
Объемные узоры на двух фонтурах
Практически на любой двухфонтурной машине можно связать множество узоров, основанных на принципе вязания «валиков». Т.е. временно часть игл на одной игольницы не участвует в работе, в то время, как на на других иглах вяжем полотно. При этом образуется небольшой «напуск» из провязанного полотна.
Такие узоры вяжем, как с ручным отбором игл по рисунку, так и по перфокартам (программе). Так как основой этого преплетения является слип-вязание, то и карты (диаграмма) рисунков выполнены в этой технике.
Узоры с использование п/карт
На бланке п/карты выбивается весь фон и остаются нетронутыми места узора.
Сдвиг фонтуры «Н-5» (ластик). Каретки настраиваются следующим образом:
Brother
Silver
Toyota
Нижняя игольница вяжет постоянно, на верхней игольнице иглы выдвигаются по узору, а т.к. каретка настроена на слип-вязание, то выдвигаются и провязываются иглы фона. Иглы по рисунку не выдвигаются и не провязываются, таким образом, в этом месте вяжет только нижней игольница (напуск, складочка).
Узоры с ручным отбором игл по рисунку
На машинах с ручным отбором игл по узору (2-х фонтурные: Украинка, Веритас, Нева-11 и т.п.), так же можно вязать различные переплетения используя тот же принцип вязания. Т.е. по рисунку часть игл вводятся в работу, в то время, как другая часть игл остается на месте, при этом на одной игольнице вяжем постоянно.
Иногда нам приходится в ручную отбирать иглы по рисунку и на машинах с программой. Например, узор имеет раппорт, который не подходит для бланка п/карты или узор нужно выполнить на небольшом участке полотна. В этом случае, нужно нарисовать схему узора на листочке в клеточку, пронумеровать петли и ряды. Далее вяжем, настроив каретки соотв.образом, а иглы по рисунку будем выдвигать перед каждым ходом каретки.
В машинном вязание под названием жаккард подразумевают цветной узор, который повторяется несколько раз. Хотя по принципу выполнения, к жаккардам относят и отдельные мотивы, которые выполняют цветными нитками, но при этом остаются свободные протяжки на изнаночной стороне полотна.
Все жаккардовые узоры делятся на две большие группы:
Двухцветный жаккард
Это самые распространенные жаккардовые переплетения. В узоре участвует только два цвет: цвет фона и отделочный, при этом они могут меняться местами, давая возможность разнообразить даже совсем простенький рисунок.
В эту группу входит еще более разнообразная категория жаккардовых узоров.
Жаккард со сменой цветов
Все жаккарды в 2 цвета можно вязать, как на одной фонтуре, так и двух.
Многоцветный жаккард
В многоцветном жаккарде используется до 4-х цветов, которые провязываются именно в одном рабочем ряду.
Мы можем разделить жаккардовые переплетения на две большие категории:
При этом, в категории однофонтурного вязания, существует несколько способов выполнения жаккардов, а в двухфонтурном вязание, как правило, используется только один способ, но у него есть варианты, в зависимости от возможности машины. Так же нужно учесть, что жаккард хорошо сочетается с другими переплетениями и может использоваться, как отделка изделия.
Жаккард на одной фонтуре
Цветное вязание на машине можно выполнить несколькими способами, все зависит от возможностей самой машины. Начнем с самого простого.
Двухцветный жаккард
В первом случае, в зависимости от машины, прокладка нитей происходит одновременно или попеременно.
Машины с ручной прокладкой нити
Способ 1
За один ход кареткой, провязываем один ряд узора.
Способ 2
Первая строка схемы:
Вторая строка схемы:
В этом способе, рабочая и отделочная нить находятся на разных концах машины, каждый раз мы провязываем по два ряда одним цветом, а за четыре хода кареткой получаем 2 ряда узора.
Способ 3
Таким образом, за три хода каретки получаем один ряд узора.
Машины с автоматической прокладкой нити
У большинства машин, как с ручным отбором игл по рисунку, так и с полуавтоматическим или автоматическим отбором, каретка усовершенствована таким образом, что при выполнении жаккарда в два цвета, обе нити провязывают одновременно. При выполнении таких переплетений, выбираем плотность вязания на 1-3 ед. реже, чем