в беларуси в первый день рождества ходили ряженые и водили с собой козу
В беларуси в первый день рождества ходили ряженые и водили с собой козу
Сила рода. Традиции предков запись закреплена
КОЛЯДА И КОЛЯДОВЩИКИ
Кто они такие? Корни традиции. Почему не рядились дети? Праздничный стол. Ряженые ходят только на Святки или и в другие праздники?
Конечно, мы никаких расправ с «обидчиками» никогда не учиняли (соседи ведь!), хотя в глухих деревнях ещё 30 лет назад традиция колядования была жива, а ряженые творили именно то, что обещали!
Вот подобный случай. Одна деревенская сорокалетняя женщина из глубинки Вологодской области рассказывала мне, как в своей молодости они компанией с колядками пришли к избе какой-то бабули, которая их не приветила. Так они припёрли двери её избы и двора со всех сторон палками и шестами, чтобы бабулька сильно потрудилась, пытаясь выйти утром на улицу.
Но была у деток и своя функция в колядовании: в некоторых местностях довольно долго хранилась традиция посыпания дворов зерном. Такое действо, связанное с культом плодородия, проводилось, как правило, в конце святочной недели и совершалась детьми как олицетворение изобилия, плодородия, одаривания.
Ближе к нашим временам через городскую культуру в колядки пришли европейские, христианские образы, связанные с рождением Христа. Церковь переосмыслила обряд колядования как хождение вестников, повествующих о Рождестве. И вот тогда пение песен детьми, славящих рождение бога, вполне стало логичным и гармоничным.
Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления: похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, тура (быка).
Всё это, конечно, также является аргументом в пользу того, что такую серьёзную роль, как ряженый, РЕБЁНОК в дохристианские времена играть, конечно, не мог.
Чтобы предки пришли угоститься, фигурки животных выставляли за окошко, иногда между рамами, а еду с праздничного стола не убирали, а оставляли на ночь.