В думе предложили отменить техосмотр автомобилей
Госдума отменила техосмотр: закон скоро вступит в силу
Сегодня Госдума в третьем и окончательном чтении приняла законопроект, отменяющий техосмотр для частных легковых автомобилей. Впереди еще принятие документа Советом Федерации и подписание президентом, но в целом он уже не претерпит изменений и, вероятнее всего, будет принят окончательно уже в течение месяца.
За полтора месяца, прошедших с первого чтения Госдумой, законопроект претерпел ряд небольших изменений, но его суть не изменилась. Согласно проекту, легковым автомобилям и мотоциклам старше четырех лет, которые находятся в собственности физических лиц и используются в личных целях, полагается проходить технический осмотр только при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.
Обязательным техосмотр останется для легковых автомобилей и мотоциклов в собственности юридических лиц, принадлежащих частникам такси, всех грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, прицепов и полуприцепов (кроме прицепов к легковым автомобилям в собственности физлиц).
Эти изменения станут логичным продолжением отмены необходимости диагностической карты для покупки полиса ОСАГО: предоставлять ее страховщику не требуется с 29 августа этого года. Таким образом, штраф за отсутствие диагностической карты, который появится в КоАП с 1 марта 2022 года, будет применяться только к тем машинам, для которых техосмотр остается обязательным.
Но важно помнить, что у страховщика сохраняется право регресса к виновнику ДТП, совершенного из-за технической неисправности, если техосмотр для этого автомобиля или мотоцикла необязателен. Так что смысл в добровольном прохождении ТО остается. А для автомобилей, которым обязательно необходимо прохождение техосмотра, регресс могут выставить независимо от причин ДТП, если в момент ДТП у виновника нет действующей диагностической карты. Правда, пока страховщики этим правом особо не пользуются. Если у вас есть примеры выставления регрессов за отсутствие техосмотра в течение последнего года — напишите об этом в комментариях.
Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену
Законопроект «Единой России», предусматривающий отмену обязательного техосмотра и его перевод на добровольную основу, должен вступить в силу в следующем году. Этот документ уже одобрила Госдума и Совет Федерации. В ближайшие дни законопроект должен отправиться на подпись к президенту России.
Так, процедуру обязательного техосмотра нужно будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля. Впрочем, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов в интервью «Прайм» порекомендовал автомобилистам все равно проходить техосмотр даже после его обязательной отмены.
Дело в том, что, по словам эксперта, если автомобиль не прошел процедуру техосмотра, у сотрудника ГИБДД все равно есть право осмотреть машину. Инспектор даже может потребовать заезд на стационарный пункт для тщательной проверки.
При этом водителям, которые прошли техосмотр, такие проблемы не грозят. Документ исключает практику так называемых «техосмотров на обочине» — когда при наличии действительной диагностической карты сотрудники ГИБДД ставят под сомнение техническую исправность автомобиля и подвергают его дополнительному осмотру прямо на месте остановки. Также законопроект предполагает отказ от штрафов для владельцев личного транспорта, которые продолжают ездить без диагностической карты.
«Лучше добровольно пройти техосмотр и спать спокойно», — подчеркнул Ефремов.
При этом все эти нововведения не распространяются на транспорт, который занимается коммерческими пассажирскими перевозками. Для них процедура техосмотра останется обязательной. В первую очередь это относится к такси, автобусам и грузовикам.
Сами власти прогнозируют, что отмена обязательного техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств (легковых автомобилей и мотоциклов), облегчив жизнь их владельцам.
Техосмотр 2022: вопросы и ответы, которые помогут во всем разобраться
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в законодательство об отмене обязательного технического осмотра для частных транспортных средств. Что это значит, кому диагностическая карта все-таки понадобится и будет ли штраф — во всех нюансах разобрался Autonews.ru.
Техосмотр уже отменили?
Кому теперь не точно не нужно приезжать на техосмотр?
Техосмотр не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Важно, что такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях. То есть собственники не должны предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Кому все-таки придется проходить техосмотр?
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. Как уточнили в Союзе операторов технического осмотра, речь тут может идти о ситуациях, когда инспекторы ГИБДД выявляют нарушение, например, разбитую фару. Это будет прямым нарушением ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Тогда, предположил Бурдюгов, инспекторы будут отправлять водителей на техосмотр — получить диагностическую карту без устранения недостатка официальным путем невозможно.
«Данная поправка никак не повлияет на количество посетителей пунктов техосмотра. Эта возможность у инспекторов была и ранее. Просто повторили норму из других нормативно-правовых актов», — сказал Autonews.ru председатель Союза Максим Бурдюгов.
В свою очередь председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палаты Игорь Волчек также предположил, что речь идет о нарушении норм ст. 12.5 КоАП, но пока не уверен, будут ли инспекторы в таком случае направлять водителей на «принудительный» техосмотр. Он допустил, что авторы документа дадут дополнительные разъяснения.
Что будет со штрафом за отсутствие техосмотра? Ведь в марте камеры должны начать фиксацию.
С 1 марта 2022 года заработают изменения в законодательстве, которые позволят выписывать штрафы в размере 2 тысяч рублей собственникам транспортных средств без техосмотра. Фиксировать такое нарушение смогут дорожные камеры. Однако с учетом изменений депутаты внесли поправки, которые отменяют такой штраф для собственников частных автомобилей и мотоциклов.
«Еще одна поправка — автомобилистов личного транспорта не будут штрафовать за отсутствие диагностической карты. Это очень важно, потому что, когда мы принимали законопроект в первом чтении и говорили, что техосмотр отменяется, такая норма оставалась», — объяснил вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.
Получается, что штрафовать будут только при нарушении всего нескольких обязательных пунктов, когда техосмотр необходим.
А если я захочу пройти техосмотр?
Пройти техосмотр можно по желанию в любом пункте техосмотра.
Как купить полис ОСАГО без техосмотра?
Полисы ОСАГО страховщики уже начали продавать без техосмотра.
Что будет с регрессом со стороны страховых компаний?
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения водителей со страховыми компаниями. Если у виновника ДТП-физического лица автомобиль окажется технически неисправен, ему грозит регресс со стороны страховщиков. То есть страховщик покроет ущерб по ДТП потерпевшим, но возмещать всю стоимость придется виновнику. Такую позицию Autonews.ru подтвердили в Российском союзе автостраховщиков.
Зачем техосмотр вообще отменили?
Как объяснили в Госдуме, это решение облегчит жизнь многим автовладельцам. Речь идет примерно о 50 млн транспортных средств. При этом участники отрасли признали, что большинство водителей проходили техосмотр в «серую» и фактически на станции не приезжали.
Техосмотр отменили, но не для всех. Кому придется все равно проходить
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект «Единой России», предусматривающий отмену обязательного техосмотра для владельцев частного транспорта и его перевод на добровольную основу. Об этом сообщает сайт нижней палаты парламента.
«Законом отменяется «обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих на праве собственности физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях». При этом указанные лица вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию», — отмечено в сообщении.
Ранее авторы инициативы подготовили две важные поправки в законопроект. Первая исключает практику так называемых «техосмотров на обочине» — когда при наличии действительной диагностической карты сотрудники ГИБДД ставят под сомнение техническую исправность автомобиля и подвергают его дополнительному осмотру прямо на месте остановки.
Второе нововведение предполагает отказ от штрафов для владельцев личного транспорта, которые продолжают ездить без диагностической карты. «Штрафовать тех, кто использует транспорт в личных целях и не имеет диагностической карты, — не должны», — подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Таким образом, процедуру обязательного техосмотра надо будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля.
Кому лучше оформить техосмотр, несмотря на его отмену
Автомобильные «пробки» на улицах Москвы
Что будет с ценами на ОСАГО после отмены техосмотра
НИКАКОГО БИЗНЕСА
Согласно поправкам, проходить техосмотр в обязательном порядке не нужно будет гражданам, у которых в собственности легковой автомобиль или мотоцикл.
Особое уточнение: техника должна использоваться только в личных целях, а не для оказания услуг по перевозке людей или грузов. Также нельзя использовать личный транспорт в качестве служебного.
Поправки предусматривают ряд ситуаций, когда прохождение техосмотра остается обязательным.
В частности, диагностическую карту придется получать при постановке автомобиля или мотоцикла на государственный учет, если транспорт старше четырех лет. Техосмотр понадобится при регистрации смены владельца автомобиля или мотоцикла старше четырех лет. Если у транспортного средства надо будет зарегистрировать изменение конструкции или замену основных агрегатов — это тоже придется сделать. Ну и обязательным техосмотр остается для автомобилей, которые используются в коммерческих целях, например, такси.
ПРОЙТИ ТЕХОСМОТР И СПАТЬ СПОКОЙНО
Как выгодно купить авто в период роста цен и накруток от дилеров
Однако эксперт уточнил, что, если техосмотр пройден не будет, у сотрудника ГИБДД есть право осмотреть автомобиль и даже потребовать заезда на стационарный пункт, где транспортное средство будут тщательно проверять.
«Лучше добровольно пройти техосмотр и спать спокойно», — подчеркнул Ефремов. Он добавил, что раньше техосмотр и так очень часто был «для галочки». «Люди не понимали, зачем это делать, считали это формализмом, — объяснил эксперт. — И реально многие станции не работали, а только брали деньги за выдачу диагностических карт. Конечно, если это прекратится, это будет очень хорошо».
ПО СУТИ, НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ
Все меняется. Когда ждать привычных скидок на автомобили
«Отсутствие техосмотра не отменяет обязанность автовладельца содержать автомобиль в исправном состоянии, так что ничего, по сути, не изменится. Единственное, что изменится, это отсутствие запроса на техосмотр со стороны страховщика», — заявил заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных.
По словам экспертов, в случае ДТП наличие или отсутствие добровольно пройденного техосмотра не будет иметь решающего значения.
«Здесь важна причинно-следственная связь между неисправностью и ДТП, — указал директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — Если причиной ДТП стала неисправность, то у страховой компании есть право предъявить регрессное требование (требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия — Прим ред.) виновнику».
Ефремов из РСА обратил внимание на то, что в законе об ОСАГО понятие о регрессе пока осталось. Он объяснил, что пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. «По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если докажет, что причиной происшествия явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии», — добавил он и подчеркнул, что на практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки.