в основе вальдорфской педагогики лежит учение автор
Вальдорфская педагогика Штайнера
В данной статье мы раскроем основные идеи и задачи вальдорфской педагогики, проанализируем ее образовательные практики в обучении ребенка, а также процессы и концепцию воспитания детей. Обсудим форму проведения занятий и их особенности по вальдорфу. Покажем как дошкольники достигают поставленных целей на практике. Немного поговорим о роли воспитателя и учителя в философии Штайнера.
Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Приоритет — воспитание, а не слепая передача знаний из одной головы в другую.
Коротко о программе Штайнера
Если кратко, то это альтернативная педагогическая система воспитания, которая построена на религиозно-мистических учениях доктора философии Рудольфа Штайнера, основоположника так называемой «науки о духе». Сама система имеет ярко выраженную экологическую направленность. Основная цель – это воспитание свободных, творчески мыслящих детей, в соответствии с человеческой природой.
Сам автор и продолжатели учения характеризуют систему как метод духовного познания и саморазвития с помощью мышления человека. Другими словами, обучение может влиять не только на интеллект, но и на человека в целом. Интеллект — это одна из душевных составляющих цельной личности, а нарушение равновесия влечет к одностороннему развитию ребенка.
Её главные особенности – это отсутствие оценивания, возможность построения индивидуального, комфортного для ребёнка пути обучения и возможность развития творческого потенциала, которым так пренебрегает современное образование. Максимально благожелательное отношение в учебе: не ставят оценки, не используют учебники, и не ругают за поведение, зато танцуют, играют на скрипке, мастерят игрушки и лепят из глины.
История вальдорфской педагогики
Педагогика берёт своё начало в двадцатом веке. В её основе лежит принцип «неопережения», позволяющий ребёнку развиваться в комфортном для него самого темпе.
Возникновение вальдорфской методики было спровоцировано главным образом жалобами сотрудников немецкой табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что, по их мнению, их дети не получают качественного образования в школе. По словам недовольных, образование строилось на заучивании материала по книгам. Детей не учили думать, рассуждать, строить логические цепочки, в них не развивали творческое мышление.
Владелец компании Эмиль Мольта принял во внимание слова своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную образовательную программу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей. Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру (автор, создатель и основатель вальдорфской концепции обучения, воспитания и методологических основ — прим. ред.). Тот практически сразу приступил к разработке специальной программы обучения, которая была одобрена министерством в 1919 году. Изначально по этой системе занимались только дети сотрудников вышеупомянутой фабрики, однако буквально через пару лет система благодаря очевидному успеху такого подхода получила заслуженное признание и стала применяться всё в более и более широких масштабах.
В чем суть? Философия и основные положения
Интерес для педагогов представляет не столько вложить в голову ребёнка знания, сколько раскрыть индивидуальность каждого из них. В тех школах, где образовательный процесс базируется на этой методике, особое внимание уделяется не только базовым школьным предметам, но и воспитанию в детях нравственности, гуманности, взаимоуважения и прочих положительных качеств, необходимых для гармоничного развития и успешной социализации.
Основная цель – позволить детям развивать уже заложенные в них способности без стресса и эмоционального напряжения, в комфортной для них обстановке.
Характерной особенностью в таких заведениях является то, что раннее развитие не приветствуется: приверженцы убеждены, что ребёнок сначала должен эмоционально «созреть», а уже потом следует начинать развивать его интеллектуальные способности.
Кроме того, по мнению последователей учения, ребёнок гораздо лучше усваивает информацию, получаемую в процессе комфортной для него трудовой и/или творческой деятельности, нежели от сидения на одном месте от звонка до звонка, согнувшись над учебниками.
В основе лежит учение, что каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно решать, что ему интересно. При этом никакого давления со стороны педагогов или родителей на него не оказывается. В результате сочетания приятного с полезным ребёнок вырастает не только гармонично развитым, но и знающим свои интересы, а также возможности в той или иной сфере деятельности. Такие дети понимают, что за свои поступки нужно отвечать самостоятельно, а думать нужно не только о себе, но и об окружающих людях. Основа образования – принцип гуманности.
Еще один факт — вальдорфская система не относится к образовательным теориям.
Основные принципы и концепция
Концепция воспитания и обучения основывается на том, что любая деятельность ребенку вредна, что он должен узнавать мир не за партой, а в процессе труда или творчества. Поэтому младшие школьники вместо уроков часто делали игрушки или поделки, а также занимались работой в саду или в огороде. Система опиралась на следующие принципы педагогики:
Общение преподавателя с каждым учеником строится на анализе некоторых данных: темперамента ребёнка, типа восприятия, который преобладает у данного ребёнка, и типа сигнальной системы. На основе анализа этих данных выбирается наиболее оптимальных способ подачи информации.
Преподаватель – это человек, на которого ученики будут равняться, авторитет. Это накладывает на каждого из них определённые рамки поведения, не говоря уже о том, что учитель, преподающий в такой школе, сам тоже должен постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки.
Вальдорфская педагогика — методика Штайнера
Вальдорфская методика (педагогика) или методика Штайнера, была разработана около ста лет назад в Германии создателем «духовного течения» — антропософии. Ее автор австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штайнер.
На основе чего строится вальдорфская педагогика? На основе религиозно-мистических воззрений ее автора. Если говорить кратко, то эти воззрения как минимум не научны. Эфирным и астральным телам не место в светском образовании. На периодизацию и знания о ребенке того времени, он нанизывает свою философскую концепцию. Которая не подкрепляется научными доводами, а строиться только на абстрактных рассуждениях автора. Из такого суррогата и получается вальдорфская педагогика, со своей терминологией и метафорами. Насколько сильно в реальных классах проповедуются идеи Штайнера, зависит от каждой конкретной школы.
Чтобы не быть многословными и понять, как мыслит автор методики, приведем пример объяснения Штайнером психики и способностей ребенка:
«До 10 лет ребенок не в состоянии понять реальную связь причины и следствия. Он не понимает эти слова, потому что он ощущает свой костяк только через посредство мускульной системы. После 11 лет костная система получает способность непосредственного контакта с внешним миром. Она начинает господствовать над мускульной системой и через нее вводить в душевное и духовное существа ребенка элементы, свойственные ее собственной природе. Вследствие этого он может теперь получить подлинное и живое понятие об отношениях причинности, об отношениях силы, о механике и динамике мира. Он приобретает чувство геометрических форм, горизонтали, вертикали и так далее».
Вот так, ребенок не понимает связь причины и следствия в 10 лет, потому что не ощущает свой костяк. Но в 11 лет он приобретает чувство геометрических форм и все ему становится ясно.
Возрастная периодизация Штайнера
Особенности педагогики Штайнера в школе
Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)
До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.
Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.
Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.
Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).
Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.
Модель построения уроков
Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.
Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.
Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.
Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.
Вальдорфский детский сад
Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?
Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) — фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.
Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.
Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.
Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.
Еще одна особенность данной методики — в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).
Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Вальдорфская педагогика
Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.
Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.
Привлекательны лозунги данной методики: не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа к ребенку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников и свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.
Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребенка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.
Разобраться в том, что несет в себе вальдорфская педагогика — пользу или вред, — поможет нам тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребенка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф Астория». Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом — «вальдорфская педагогика».
Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека. Но так как там отсутствовал отбор учащихся по материальному и социальному признаку, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.
Успехи первой вальдорфской школы, ее педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.
Приход в 1933 году к власти нацистов привел к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.
Рудольфа Штайнера (1861–1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причем как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 своих книгах и около 6000 лекций он затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.
Штайнер основал антропософию — разновидность учения о единстве человеческой души с божеством. Своей целью она ставит раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребенка. Рассмотрим, как именно эти задачи решаются в вальдорфской методике и что это такое — вальдорфская педагогика.
Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определенные цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.
В центре педагогического процесса ребенок с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно — задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.
Вальдорфская педагогическая система «детский сад — школа» работает по следующим основополагающим принципам:
1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.
2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3–4 недели, что позволяет ребенку «вжиться».
3. Каждый день разделен на три части: духовный, душевный, креативно-практической.
4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребенка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).
5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребенка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.
6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребенка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.
7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, до 12 лет применяют «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно — не интересно, радостно — грустно и т. п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребенка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.
8. Интерес ребенка — сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.
9. Преподается такой предмет, как эвритмия — разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребенка.
10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.
11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).
12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.
Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребенку, создает комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования — ребенок сам оценивает себя и свои достижения.
Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад — школа».
В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете — физическое и творческое развитие ребенка, воспитание, основанное на подражании и примере.
С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10–11 лет — так же, как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5–2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.
Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведет один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.
Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.
Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребенка», гуманной школой, где основа не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.
Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.
В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.
Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее ее существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.
С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг нее. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.
Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далеким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдается всему природному, натуральному.
Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.
Воспитатели, педагоги вальдорфских школ сами являются антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребенка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это все дает основание противникам вальдорфской школы называть ее «сектой».
Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребенку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.
В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.
Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов: выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе — из-за разного содержания образовательных программ, характеристик вместо оценок.
Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения: заучивание стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия — плавные движения под музыку, — становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.
На вопрос родителей о сложностях перехода для ребенка из вальдорфской школы в обычную дается ответ: «Умный ребенок везде будет учиться».
Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.
В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребенок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. Сначала социальная адаптация, а потом уже интеллектуальная нагрузка.
Другое дело, что развитием чувств у ребенка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6–7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счету, развитию абстрактного мышления. В 12–15 лет современный ребенок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.
Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперед, и наличие одного учителя, который ведет все учебные дисциплины с первого по седьмой класс, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.
Если раньше людей только с нижними векторами было больше и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».
Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития способностей ученика для его успешности в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку действительно задача такого педагога, но при этом он опирается на свой личный опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию — то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.
Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не для всех дают возможность реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врожденные особенности которых вовсе не требуют развития гибкости и грациозности.
Создание в школе и дома тепличных условий жизни для ребенка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребенок должен ставиться во главу угла только до определенной степени — важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребенок — это ребенок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.
В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно — Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.
Сегодня главным упреком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся прежде всего для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву, стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребенок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.
Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребенка, без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретенными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врожденных свойств детей, действуют наощупь.
Важнейший принцип воспитания и обучения детей — формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо — не используется. Ребенок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему дается легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребенка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.
Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживется в вальдорфской школе и уретральный ребенок — маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.
Вальдорфская школа подходит детям с анальным и мышечным векторами — послушным, любящим делать все в определенном порядке, усидчивым. Кожным детям будет импонировать дисциплина, четкий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. Звуковым детям здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.
В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе. Это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю Бороду. Не развиваются их врожденные свойства — из страха в сострадание и любовь.
Итак, родителям, прежде чем реализовать свое естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать ему необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребенок, а затем серьезно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.
Корректор: Евгения Лицкая
Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 18875 человек
Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии
Даты лекций будут
скоро назначены
На Бесплатный тренинг по психологии
Даты лекций будут
скоро назначены
меня вот очень удивило и в статье и в комментариях то, что говоря о недостатках вальдорфской педагогики никто не сказал о соотношении их с недостатками обычных школ. по сути мы ведь выбираем, пытаемся выбрать «из двух зол», что называется. Лично я не знаю идеальной школы для своего ребенка. Мне импонирует такая методика, потому что эмоциональный комфорт кажется значительнее чем «типичные» школьные успехи. А уж вспоминая свою школу, мороз по коже. И сейчас есть осознание того, что школьные успехи далеко не важное в жизни, а вот сформированные комплексы мешают радоваться жизни, хоть она и соответствует социальным нормам.
Мой ребенок ходит третий год в вальдорфский детский сад. Этот год выпускной и мы пойдем в начальную школу 1-3 класс в Вальдорфскую. Далее скорее всего мы переведм ее в иностранный лицей или другую специальную школу, где я буду уверена в подобном внимательном отношении к моему ребенку. Почему вальдорфский сад и начальные три класса:
1. Вальдорфские педагоги, с которыми я имею счастье взаимодействовать и которых видела в других садах искренне любят свою профессию и детей, видят в них индивидуальных личностей, интересуются их личным мнением. Это для меня было важно, как для мамы тк опыт нахождения в частном саду, где вроде как должно быть априори такое отношение сделали за 2 месяца в 3 года из моего ребенка замкнутого и плаксивого. А когда я увидела как там общаются с детьми, мне стало понятно, что там и речь нет о том, чтобы ПОнять ребенка и попытаться УСлышать его. В вальдорфском же саде (и подготовительных курсах перед самим садом) мой ребенок всегда хотел оставаться еще, просилась даже на выходные
2. Как разбираются конфликтные ситуации между детьми. Для меня это тоже было важно, так как это формирует многие понятия у детей. Если произошел конфликт, ОБА ребенка отводятся в сторонку и у них СПРАШИВАЮТ у каждого, как каждый из них САМ считает что произошло. После этого задаются наводящие вопросы, цель которых показать, что ссорой никому не будет хорошо и надо договариваться. Затем ОБА ребенка просят друг друга прощения и договариваются. Не им навязывается решение, а они сами к нему приходят. Благодаря такому подходу моя дочь очень четко видит разницу между созидательными действиями и разрушительными. Для меня это тоже очень важно и проявляется положительно в семье.
4. Праздники. Праздники урожая, праздник гномиков, рыцарей, адвент и многое другое. Готовясь к праздникам дети САМИ выпекают булочки (возятся с тестом и украшают), сажают лук и наблюдают как он растет, варят варенье. А когда им показывали как делается мука (привезли жернова, колосья и доставали зерно), я сама пожалела, что мне 34 года и я ни разу не видела как на самом деле это происходит. А какие они делают рисунки различными техниками! А какой красивый праздник фонариков-гномиков. Они сами валяют из шерсти (кто как может, воспитатели помогают) колпачки, делают необыкновенной красоты фонарики (очень простая технология бумага+подс масло, но какая красота!). А потом воспитатели для них сооружают гномичный городок (типа как мы в детстве стоили под столами себе домики) и украшают их подсвеченными кристаллами и фигурками свяленными из шерсти гномиков. В общем я могу долго рассказывать, но это надо один раз увидеть, чтобы все понять без слов.