валуйки монастырь новый иерусалим

Как за день посетить самый большой белгородский храм, пещерный скит и «Новый Иерусалим»

Церкви на Валуйской земле начали строить с момента основания в конце XVI века крепости Валуйка, которая стала стратегическим пунктом обороны южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар.

В условиях постоянной внешней угрозы со стороны Крымского ханства и набегов кочевников православие стало тем, что объединило местное население в борьбе с врагами.

Накануне событий 1917 года на территории Валуйского уезда насчитывалось уже более 50 храмов. Однако после революции немало святынь было утрачено, в том числе и городской собор в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Эту церковь, построенную в 1853 году, взорвали в 1932-м.

В последние годы Валуйская земля стала обретать новые храмы, не менее красивые и величественные. Посетить сразу несколько церквей, а также услышать их историю, можно, отправившись на экскурсию, которую проводит Валуйский историко-художественный музей.

Свято-Николаевский собор

Сейчас территория церкви граничит с исправительной колонией для осуждённых женщин, а когда‑то храм относился к Валуйскому Успенскому Николаевскому мужскому монастырю – одному из древнейших в Белгородской епархии – и находился на его земле.

В 1920-е годы храм закрыли, а в 1935-м на территории монастыря и в здании храма разместили детскую трудовую колонию. В 2005 году церковь начали восстанавливать, в 2011-м торжественно открыли после ремонтно-реставрационных работ и освятили к 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

Интересна подземная часть храма, в которой расположен нижний храм и музей церкви. Здесь можно увидеть ещё первую кирпичную кладку и оценить толщину стен здания.

И действительно, здание успешно пережило тяжёлые годы, в том числе Великую Отечественную войну.

Теперь здесь в витринах выставлены те крохи, которые остались от прежнего храма, например фрагменты керамического бело-голубого иконостаса.

Храм священномученика Игнатия Богоносца

Второй точкой экскурсии стал Храм священномученика Игнатия Богоносца. Здесь, в пригороде Валуек, к деревянной церкви ведёт тихая аллея. За зданием широким кругом проходит смотровая площадка, откуда открывается восхитительный вид с холма на город и место слияния рек Оскол и Валуй. Именно в этом меловом холме возникли скит и подземный храм.

Раньше при многих русских монастырях существовали скиты – места уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахи валуйского монастыря сначала построили в лесу деревянный дом, а позднее обустроили скит в меловых пещерах в 1 км от монастыря. Вырубать подземные гроты не пришлось: спелеологические исследования, проведённые в конце XX века, показали, что у них естественное происхождение.

Установить точное время основания пещерного скита не удалось. По некоторым косвенным признакам это середина XVII века. Зато известно, что в начале XX века в пещерах проводили восстановительные работы. Наиболее опасные места стен и потолка пещер укрепили, трещины и щели заделали штукатуркой.

Обустройство проходило в основном на пожертвования прихожан. Работы велись силами как самой монастырской братии, так и с привлечением доверенных людей из местных жителей. В 1910 году подземные галереи осмотрел архитектор и признал грунт крепким, а пещеры – безопасными.

«До революции над скитом построили церковь ПреображенияГосподня. К сожалению, 1917 год внёс свои коррективы. Церковь не достроили и не освятили, после революции и вовсе сожгли. Позднее входы в пещеры засыпали», – рассказала наш гид.

Расчистка пещер началась в 2005 году, одновременно с началом работ по восстановлению Свято-Николаевского собора. На месте бывшего Преображенского храма построили храм во имя священномученика Игнатия Богоносца. В 2007 году храм был освящён, и пещеры открылись для посетителей.

Через храм по крутым ступенькам можно спуститься вниз в подземную часть, а наружу выйти уже в живописном лесу.

Храмовый комплекс «Град Новый Иерусалим »

Последней точкой нашего путешествия стало село Сухарево в 30 км от Валуек. Здесь на Михеевской горе с потрясающим видом на меловые откосы возвышается колоритный комплекс храмов.

И вот мы на месте перед деревянной изгородью и большими воротами. Возле входа на территорию в специальном шкафчике можно бесплатно взять платок и юбку.

Внутри Нового Иерусалима с 2001 года идёт возведение храмового комплекса – аналога священного города. Началось всё с установки на горе обетного креста из дуба, вырезанного инициатором строительства отцом Феодором (в миру Александр Маньшин ). По его версии, в древние времена последователи апостола Андрея Первозванного основали здесь селение, так как эти места напомнили им Святую землю. Поселение назвали Сихем, или Сихарь, откуда и произошло нынешнее название села – Сухарево.

Год за годом здесь появляются всё новые сооружения. Обетных крестов теперь восемь, располагаются они на окрестных холмах, и в церковные праздники по ним проходит крестный ход. В центре комплекса стоит большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней. Рядом с ней две часовни, в одной из которых можно увидеть икону скорбящей Божьей Матери, в другой – икону святой равноапостольной Марии Магдалины. Есть тут и Камень помазания, и даже Кувуклия – небольшая часовня, которая заключает в себе Гроб Господень.

Сейчас настоятель храмов града обительного схииеромонах Феодор живёт неподалёку от «Нового Иерусалима», рядом с домом, построенным специально для паломников. Здесь же купель и пруд, где разводят форель, вольеры для косуль и белочек, а также конюшни: старец очень любит лошадей. Эта территория ничем не огорожена и доступна всем желающим.

Что ещё посмотреть в Валуйском округе

В валуйском музее можно заказать экскурсию как по всем трём храмам, так и посетить с гидом один из них на выбор. Туристам предлагают и другие выездные маршруты и экскурсии (на транспорте гостей). Например, можно посетить дом-музей генерала армии Николая Ватутина в названном в его честь селе.

В 1950-е годы родственники Николая Фёдоровича собрали личные вещи полководца, предметы сельского быта, семейные фотографии. Первая экспозиция расположилась в родовом доме, построенном в 1849 году. А сейчас дом-музей имеет два здания: дом, в котором родился генерал, и дом его матери, возведённый солдатами первого Украинского фронта в 1944–1945 годах.

Ещё один новый кольцевой маршрут позволит познакомиться с пятью самыми живописными родниками Валуйского округа, в том числе с родником в Хохловском поселении, расположенным в красивом сосновом бору, и с источником в Вериговке, который несколько лет назад занял первое место во всероссийском конкурсе по благоустройству родников.

Если своего транспорта нет, можно посмотреть Валуйки на одной из двух пеших экскурсий. Экскурсовод расскажет о старинных и интересных городских постройках, в том числе о храмах, здании МЧС, построенном на старинном фундаменте, и школе искусств, где раньше располагались «нумера».

Узнать подробнее можно по телефонам Валуйского историко-художественного музея: (47–236) 3–13–89, 3–22–11.

Источник

Воскресенский монастырь Новый Иерусалим (Сухарево)

Мiръ Россия Белгородская область село Сухарево Воскресенский монастырь Новый Иерусалим (Сухарево)

валуйки монастырь новый иерусалим

Строительство храмового комплекса обители Воскресения Христова ведется как аналог священного города Иерусалима.

Содержание

История [ править ]

Строительство храмового комплекса обители Воскресения Христова ведется как аналог священного города.

Дубовый крест распятия Иисуса Христа, Камень Помазания, Кувуклия Гроба Господня напоминает православным о Святом Иерусалиме.

На территории обители так же размещаются часовня иконы Божьей Матери «Державная», храм Святого Иоанна Предтечи с колокольней.

Вход в храмовый проходит через святые Входные врата.

Началось строительство храмового с Обетного креста, поставленного на местной горе «Голгофа», девять лет назад.

Обустраивается источник Иакова.

Храмы [ править ]

валуйки монастырь новый иерусалим

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 309972, Белгородская обл., Валуйский район, с. Сухарево, ул. Луговая д.33

Проезд: Белгородская область, Валуйский район, село Сухарево, около 1 км в гору на юг от Введенского храма

ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ (расписание Богослужений, проезд, проживание и т.д.): +7 951 130 14 62 (Валентина)

Источник

ВИДЕО

ИСТОРИЯ

валуйки монастырь новый иерусалим

ФОНД ПО СОЗДАНИЮ ГРАДА СПАСИТЕЛЬНОГО ИЕРУСАЛИМА НОВОГО В СЕЛЕНИИ СУХАРЕВО СИХЕМЪ

Спокойствие и благодать небесная

валуйки монастырь новый иерусалим

Русские и украинцы строят Спасительный град в Белгородской области

С ело Сухарево Валуйского района расположено в валуйки монастырь новый иерусалим200 км от областного центра и в 20 км — от районного.

По данным на начало 2015 года, численность населения здесь составляла 276 человек. На первый взгляд, обычное российское Богом забытое место. Но народная молва распространяет другие сведения: именно в Сухарево уже не первый год едут паломники со всей России, а теперь даже из-за рубежа, чтобы посмотреть на чудо — Спасительный град «Иерусалим Новый» и пообщаться с иеросхимонахом Феодором, приходским священником, которого многие уже почитают как старца.

Строительство «по кирпичику и по народной воле»

Н овый храмовый комплекс, целиком построенный из дерева, виднеется вдалеке на холме, а внизу, практически на самом выезде из села стоит более старая кирпичная церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом с церковью кладбище, а неподалеку — дом батюшки Феодора. Вокруг него нет даже какого-то подобия забора: такое чувство, что дом священника — это просто одно из подсобных помещений церкви. Здесь меня встречает монахиня Александра, ближайшая помощница отца Феодора. Рассказывает, что для местных детей этот двор — что-то вроде зоопарка, они приходят сюда посмотреть на клетку с белками и на конюшню. Батюшка очень любит лошадей и в свои 69 лет лихо разъезжает по селу верхом, вслед за ним наездницами стали и некоторые монахини обители.

М атушка Александра живет здесь уже три года.

С отцом Феодором она познакомилась в паломнической поездке на Святую Землю. Через год после этой встречи бросила престижную работу международного логиста в крупной транспортной компании, приняла монашеский постриг и из Москвы переехала в Сухарево.
— Когда в паломнической поездке мы встретились с отцом Феодором, у меня был непростой период в жизни, — рассказывает матушка Александра.

— Умер мой супруг, и я почти два года не могла справиться с этим горем. Не могла уже ни жить, ни умереть, ничего не помогало. И батюшка тогда сказал: «Приезжай к нам, в «Иерусалим Новый»». Едва вернувшись из паломнической поездки, я поехала сюда. Батюшка стал молиться, и для меня это было чудом — мне стало легче. Сейчас матушка Александра для отца Феодора и личный секретарь, и водитель, помогает ему в решении вопросов и материальных, и духовных.

— На самом деле моя бывшая профессия логиста мне здесь очень помогает, — поясняет монахиня. — У нашего батюшки столько дел, он ведь сам всю стройку курирует, договаривается о покупке материалов, решает вопросы с их доставкой, ищет строителей. А ведь на нем еще и каждодневные службы, совершение всех треб и таинств, и столько людей к нему отовсюду едет.

В планах отца Феодора построить на сухаревских холмах 12 обителей, 12 храмовых комплексов валуйки монастырь новый иерусалими воспроизвести в них все иерусалимские святыни. Это и будет Спасительный град «Иерусалим Новый». Сейчас на горе уже построена первая из обителей — Воскресения Христова. Место, где расположился нижний храм — Введенский, здесь тоже считают обителью, остальные должны появиться еще на десяти холмах. В каждом месте предполагаемого строительства уже стоит так называемый обетный крест. Территория, на которой должен разместиться Спасительный град, составляет 171 га! Благословение на строительство града отец Феодор получил и от старца Иоанна Крестьянкина, и от патриарха Иерусалимского Феофила III, и от схимитрополита Курского и Рыльского Ювеналия.

Но самое удивительное другое: строительство идет на пожертвования обычных людей. На бюджетные средства в селе Сухарево проложили только дорогу к храмовому комплексу, все остальное возводится, как говорит батюшка Феодор, «по кирпичику и по народной воле».

— У нас нет такого, чтобы пришел кто-то один и сразу пожертвовал много, — подтверждает монахиня Александра.

— Это все выстрадано батюшкой, намолено им. Ведь он, как только переехал в Сухарево, ходил молиться на эти горы. Теперь и мы в большие праздники совершаем по холмам крестный ход с молитвами.

Отец Феодор сам рисует эскизы будущих храмов, выступает как архитектор, сам пишет иконы или вырезает их из дерева. И многое из того, что уже есть в нашей обители Воскресения Христова, сделано руками батюшки. И сейчас он просит, чтобы жертвовали даже не деньги, а материалы — так быстрее вести строительство.

Из художников в священнослужители

О тец Феодор, в мирской жизни Александр Васильевич Маньшин, родился 18 августа 1946 года в селе Измайлово под Москвой (сейчас это столичный район Измайлово). Семья будущего священника была верующей: Сашу еще младенцем крестили в местной церкви Рождества Христова. Таинство совершал отец Иоанн Крестьянкин, впоследствии ставший одним из самых почитаемых в России старцев. Именно он, служивший в те годы в измайловском приходе, стал духовным отцом Александра Маньшина на долгие годы.

Б удущий сухаревский батюшка с детства любил рисовать, закончил одно из художественных училищ Москвы и пошел работать на Комбинат художественных работ при столичном областном отделении Художественного фонда России. Там он занимался оформлением выставок, но мечтал писать иконы и быть священником. В 26 лет, несмотря на протесты супруги, все-таки уволился из фонда и пришел в Елоховский — тогда Патриарший — собор Москвы. Работал там и сторожем, и чтецом, прислуживал в алтаре, занимался реставрацией. Позже по благословению начал писать иконы для московских церквей, создавал образы и для Псково-Печорского монастыря. В 1980-м был рукоположен в сан священника и отправлен вместе с семьей служить в село Сухарево Валуйского района Белгородской области.

валуйки монастырь новый иерусалим

П осле его приезда в село не прошло и года, как местная церковь Введения Пресвятой Богородицы сгорела дотла. Сам священник, рассказывают, чудом остался жив: в то время, когда начался пожар, он был в храме и спасал иконы и утварь, рискуя жизнью. Потом долгих шесть лет восстанавливал разрушенную церковь, ходил по городам и весям, собирая пожертвования на новую. Батюшке несколько раз предлагали уехать в другие приходы, но он упорно оставался в Сухарево. Здесь в 1993 году умерла его супруга, и он остался один с четырьмя детьми. Но продолжал, как и раньше, совершать молитву на холмах, где мечтал построить новый Иерусалим.

— Я тогда сам в Иерусалиме еще не был, — рассказывает отец Феодор, — видел тамошние святыни только на фотографиях и в видеозаписях. И вот когда только оказался в Сухарево, то понял, что здесь даже небо, как на фото со Святой Земли. Идея построить новый Иерусалим родилась у меня сразу после приезда. Это только потом, спустя годы я узнал местное предание о древнем священном городе.

О себе отец Феодор рассказывает мало и не слишком охотно. Говорит, что Господь поселил его там, где надо строить.

— В 1980-е мне и моей семье здесь по хозяйству помогала одна местная бабушка. И уже умирая, она сказала такие слова: «Меня не будет скоро, а будет благословение Божье. И вы, батюшка, будете строить Иерусалим». Я тогда был поражен этими словами, ведь я ни с кем еще этой тайной душевной не делился. И я полагаю, что слова бабушки сбылись: действительно, по благословению Божьему мы все здесь строим новую святыню.

Чудеса на древней земле

П ервую обитель «Иерусалима Нового» — обитель Воскресения Христова — возводить начали в 2001 году. Батюшка — тогда еще Александр (в 2008 году протоиерей Александр Маньшин стал отцом Феодором после того, как принял великую схиму. — РП) — сам вырезал большой дубовый крест. Его и установили на одном из холмов, который местные жители прозвали Голгофой. Отец Феодор рассказывает, что в Сухарево до сих пор из уст в уста передают легенду. Много веков назад сюда пришли ученики Андрея Первозванного, здешние холмы им напомнили Святую Землю, и они построили тут священный город. Даже название села, говорят, восходит корнями к древнему городу Сихем, упоминаемому в Библии. Правда, никаких документальных свидетельств, подтверждающих это предание, нет.

валуйки монастырь новый иерусалим

— Это место необыкновенное, — говорит и матушка Александра. — И у батюшки нашего очень сильная молитва, многие здесь получают исцеление, многим после поездок к отцу Феодору Бог наконец дарует ребенка. Даже страшно говорить, но мы уже как-то привыкли к чудесам. У нас то звезды на небе принимают форму ангелов, то солнце над храмом восходит с ликом святого. Вот, к примеру, в 2012 году я сюда приехала из Москвы на Рождество. Мы стояли в храме на службе. И вдруг с улицы стали приходить люди и говорить, что наш Камень помазания начал мироточить. Я сначала усомнилась, но когда вышла на улицу, то мозг отказывался верить глазам. Сначала я почувствовала сильнейшее благоухание, и это при том, что мне делали операцию на нос, я все запахи ощущаю очень плохо. Но этот запах я почувствовала просто до головокружения. И что я вижу? Люди сидят вокруг камня, и кто одежду себе мажет миром, кто платками собирает эти капли. А миро при этом не исчезает, проявляется со все большей силой.

О битель Воскресения Христова представляет собой храмовый комплекс, обнесенный бревенчатым забором. В центре его — большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, рядом две часовни — в одной икона Скорбящей Божьей Матери, которая, как рассказывают здешние монахини, иногда может приподнимать полузакрытые веки на молящихся; в другой — икона святой равноапостольной Марии Магдалины, привезенная из Иерусалима. Есть здесь и Камень помазания, и Голгофа, и даже Гроб Господень с Кувуклией. Местные жители приходят в эту обитель сравнительно редко. В основном едут паломники и обычные туристы.

— Кто-то приходит в нашу обитель, словно в музей, — рассказывает матушка Мария, еще одна монахиня «Иерусалима Нового», — трогает бревна, из которых все у нас тут сделано, фотографирует, слушает наши рассказы, как будто сказки какие-то. Но очень многие сразу понимают, что это место благодатное.

валуйки монастырь новый иерусалим

К ак раз во время нашего разговора в деревянный храм входит семья, непременно желающая увидеть самопроявляющуюся икону Сретения, о которой им рассказал кто-то из знакомых. Матушка Мария все терпеливо объясняет и показывает:

— Эту икону батюшка взял к себе реставрировать, она была вся темная, старая. А потом он неожиданно вернул ее обратно в храм, не доделав работу, и сказал, что она сама скоро проявится. Я здесь живу уже два года и действительно сама вижу, как образы этой иконы с каждым днем становятся все ярче, как будто выходят из тумана.

После долгого изучения иконы Сретения семья из соседнего села все же решает поставить в храме свечи, и вопрос «а сколько стоит вот эта?» сразу выдает то, что в «Иерусалиме Новом» люди впервые. Те, кто хоть раз бывал здесь, уже знают, что никаких фиксированных цен нет: повсюду стоят небольшие ларцы, в которые каждый кладет столько, сколько посчитает нужным.

С обирать церковные записки в обители Воскресения Христова помогает Наталья Бурлакова. В Сухарево она приехала из Италии, специально на неделю взяла отпуск, чтобы лично поздравить отца Феодора с днем рождения. — Я уже 15 лет живу в Италии, под Неаполем, — рассказывает Наталья.

— А с батюшкой Феодором познакомилась 3 ноября 2014 года в Греции, на острове Корфу около чудотворной иконы Божьей Матери «Неувядаемый Цвет». Сюда приезжаю уже не впервые, и вообще, хотела бы остаться навсегда. Здесь даже никакие мысли плохие, мысли о чем-то материальном в голову не приходят — какое-то спокойствие и благодать небесная.

Помощники из разных городов

С егодня в обители готовятся к таинству крещения. Люди начинают собираться у храма задолго до появления батюшки. Крестить будут 12 человек, большинство еще младенцы. Одна из молодых мам рассказывает, почему их семья выбрала именно эту церковь.

— Мы здесь впервые побывали два года назад, — говорит Наталья, мама двухмесячной малышки. — У меня старший ребенок болел астмой, задыхался сильно, и нам посоветовали съездить сюда, к батюшке. Ну и ребенку после пары поездок стало намного легче. А крестить младшую дочку решили тут, потому что у батюшки все на пожертвованиях, это располагает. Вот только добираться тяжело, никакой транспорт ведь здесь не ходит.

В ворота обители отец Феодор входит стремительно, по дороге к храму успевает дать несколько благословений и извиняется перед всеми за то, что пришлось его ждать. Таинство крещения длится более двух часов. Отец Феодор вообще все свои службы совершает по несокращенным монашеским канонам.

Пока в главном храме идет крещение, во дворе обители полным ходом кипит работа. Кто-то поливает цветы, кто-то готовит новую клумбу. У схимонахини Алексии выясняю, что делают все это обычные посетители, приехавшие в Сухарево из разных городов. Все они ждут окончания таинства крещения, чтобы пообщаться с отцом Феодором.

— Я сам из Славянска, — рассказывает один из помощников Дмитрий, не отрываясь от перекапывания клумбы, — сейчас как беженец живу и работаю в Старом Осколе. А об этом месте узнал недавно совершенно случайно, и вот приезжаю сюда просто на выходные, помогаю, чем могу. Хочу, конечно, вернуться на Украину, но если не получится, то был бы не против поселиться здесь и помогать этому удивительному месту.

Сухаревский спасительный ковчег

С ам отец Феодор, закончив таинство крещения и молебен, делится своими мыслями о том, что Спасительный град «Иерусалим Новый» строится в селе Сухарево, конечно, не случайно.

— Сейчас в Малороссии совершается братоубийство, — рассуждает батюшка. — И наша обитель, думаю, не просто так рождается именно на приграничной территории. Сюда до сих пор едут очень многие паломники с Украины, они все просят мира своей земле и понимают, что мы — братья. И этот Спасительный град строится ведь на братские — народные средства, это воля народная и Божья, а мы все здесь просто исполнители этой воли.

Из-за экономической ситуации в стране получать материалы для строительства стало сложнее. Но возведения «Иерусалима Нового» в Сухарево не останавливается ни на день. В верхней обители мастера из Курска, Архангельска, из украинских Черновцов продолжают отделывать купола, а внизу — рядом с домом батюшки — строят паломнический центр.

— Строительство этого центра, — говорит матушка Александра, — можно сказать, для нас вынужденная мера. Очень многие интересуются, как к нам можно приехать и где остановиться. Сейчас в этом недостроенном доме уже поселились первые группы паломников из Москвы. Они с собой взяли спальные мешки, мы для них окна заделали пленкой, сколотили двери, поставили на кухне кое-какое оборудование, и вот первые гости здесь живут уже неделю.

Богатых благотворителей создатели «Иерусалима Нового» не ищут, да и никогда не искали. Отец Феодор убеждает всех, что настоящая святыня строится «по копеечке» и что любое пожертвование на храм должно идти прежде всего от души.

— Святыня не может строиться быстро и легко, — резюмирует отец Феодор. — Она всем нам дается за страдания, дается всей нашей Руси для спасения, словно ковчег.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *