визуальные средства обучения это

ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

В процессе обучения важную роль выполняют визуальные средства, облегчая взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.

Как мы уже упоминали, в процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими «визуальными средствами обобщающего характера».

Естественные образцы можно демонстрировать в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).

Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют учащимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда учитель располагает естественными образцами или их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, т. е. модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в разрезе и т. п. (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

Расширяющий блок

Целый ряд визуальных средств обучения испытывает все большее влияние новейших достижений техники. Даже доска, этот «наиболее традиционный предмет реквизита коллективного обучения, — пишет В. Оконь, — начала подвергаться стремительным преобразованиям. Сначала появились фланелевые доски, позволяющие свободно прикреплять и и перемещать соответственно подготовленные элементы. Затем были введены магнитные доски, на которых можно свободно размещать визуальные элементы с встроенными в них плитками из стали. В последние годы начали выпускать графоскопы, называемые также световыми досками или проекторами письма, которые позволяют лектору писать или рисовать на обычной бумаге, не отходя от кафедры или стола, а учащимся все это видеть на экране с соответствующим увеличением» [Okon W. 1971. S. 253].

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Визуальные средства обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Визуальные средства обучения и условия их использования

Визуальные средства обеспечивают реализацию принципа наглядности в процессе обучения.

К визуальным средствам обучения относится различная видеопродукция (видеоуроки, видеофрагменты, видеолекции, видеофильмы и тематические слайды).

Видеопродукция, предназначенная для системы образования, должна отвечать ряду критериев: грамотное применение методических приемов речи, пауз, повторов и т.д.; достаточный уровень режиссерской техники в постановке видеорядов; оптимальная методика постановки инсценировок; достаточное качество съемок кадров и уровень дикторской речи.

К визуальным средствам относятся: карты, диаграммы, схемы, дорожные знаки, модели, наглядные пособия, математические символы; естественные объекты и предметы в искусственной и природной среде (коллекции и гербарии); диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы.

При использовании визуальных средств соблюдают определенные условия:

Требования, предъявляемые к проведению демонстраций: наглядность должна иметь необходимые размеры для хорошей видимости; для небольших визуальных объектов применяют оптическое увеличение и разные проекции, поочередный вызов обучающихся к демонстрационному столу; демонстрируемое должно хорошо просматриваться со всех сторон во избежание возможных ошибок в предоставлении материала и нарушения дисциплины; объем и количество наглядности должны быть оптимальными (при избытке наглядных средств обучения наступает быстрое утомление, рассеивается внимание, снижается познавательный интерес).

Готовые работы на аналогичную тему

Функции визуальных средств обучения

В процессе обучения основную роль занимают визуальные средства обучения – светотехнические, обеспечивающие зрительную информацию. К ним относятся телевизоры, видеомагнитофоны, кодоскопы (графопроекторы), компьютеры, мультимедийные проекторы.

Функции светотехнических средств в процессе обучения:

Классификация визуальных средств обучения

К нетехническим визуальным средствам обучения относятся: традиционные, раздаточные, демонстрационные. К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебные пособия, учебник, дидактические материалы, рабочие тетради, книги для чтения, картины и таблицы.

В процессе обучения используется визуальное учебное оборудование для формирования у обучающихся знаний, навыков и умений, для общего развития и воспитания и управления их познавательной деятельностью.

Основные группы визуального оборудования:

К натуральным объектам относятся: различные предметы и явления объективной действительности для прямого изучения (горные породы, минералы, сырьё, продукты и полупродукты производства, препараты животных и растений и т.д.); натуральные предметы и средства для воспроизведения явлений, демонстрации и последующего лабораторного изучения (приборы, реактивы и т.д.); технические и материальные средства для изобразительной, трудовой и экскурсионно-туристской деятельности обучающихся (металл, древесина, стекло, пластмассы и т.п.); контрольные приборы, измерительные приборы, отделочные и монтажные инструменты; инструменты и принадлежности для рисования и черчения; станки, машины и технические устройства; туристское, экскурсионное и экспедиционное оборудование.

К группе «изображения и отображения предметов и явлений действительности» относятся: объёмные пособия (модели, макеты, слепки, глобусы, муляжи и т.д.); плоскостные пособия (картины, таблицы, фотографии, схемы, карты, чертежи).

Группа «письменное описание» включает: справочную, научную, методическую и литературу; учебники, учебные пособия, руководства для лабораторных и трудовых занятий, наблюдений, сборники задач и упражнений, программированные и другие печатные материалы.

К особой группе визуальных средств обучения относятся некоторые информационные и технические средства обучения: используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на грампластинке и киноплёнке (магнитофоны, киноаппараты, телевизоры, электропроигрыватели); контролирующие средства обучения (перфопластинки, перфокарты, автоматы и т.д.); обучающие средства обучения (обучающие машины, лингафонные устройства, электронно-вычислительные машины, закрытые телевизионные установки).

К визуальным техническим средствам обучения относятся электронные книги и видеофайлы. Электронные книги предназначены для предоставления текстовой информации в электронном виде и на электронном носителе. Электронная книга обладает ограниченной функциональностью и относительно большим периодом автономной работы, что достигается за счет использования «электронной бумаги». Выполненный по данной технологии дисплей отражает только оттенки серого цвета, сам при этом не светится, потребляя энергию исключительно для формирования изображения. Видеофайлы содержат видеоклипы и видеоматериалы, используются с целью наглядной демонстрации материала, улучшения его понимания и усвоения.

К визуальному оборудованию предъявляют различные функционально-педагогические, эстетические, эргономические, экономические требования, требования гигиены и техники безопасности.

Источник

Визуальные средства обучения — Классификации средств обучения

Инструменты обучения являются неотъемлемой частью метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и способствуют эффективности учебного процесса, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебной познавательной и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет четкого определения термина «средства обучения».

Средствами обучения являются различные объекты, используемые учителями и учащимися в процессе обучения. Под обучением понимается целый ряд материалов и инструментов образовательного процесса, с помощью которых цели обучения могут быть достигнуты более успешно и рационально в сжатые сроки.

Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения материала. Выбор учебных пособий определяется: целями урока или класса; содержанием учебного материала; используемыми методами обучения; предпочтениями преподавателя.

Функции учебных материалов:

визуальные средства обучения это

Классификации средств обучения

НО: Учитель должен понимать, что перегрузка урока или класса визуальными представлениями, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса за счет рассеивания внимания учащихся и отвлечения их от второстепенных деталей.

Типы учебных пособий и их характеристики:

I. Вербальные средства обучения: остаются основными инструментами в арсенале: устное слово, речь учителя. Основной инструмент коммуникации, передачи знаний.

2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип яркости в обучении. Студенты воспринимают более 80% информации визуально.

Общее понятие и роль визуализации в учебном процессе

Визуализация — это общий термин для обозначения методов представления числовой информации или физического явления в форме, пригодной для визуального наблюдения и анализа.

Под визуализацией мы понимаем любой метод обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной модели — любое визуально воспринимаемое сооружение, имитирующее сущность объекта знания.

Согласно исследованиям психологов, известно, что зрение дает человеку около 90% информации. Психологи и физиологи доказали, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое — на пространственно-синтетических.

Существует серьезная необходимость структурировать обучение с позиции сбалансированной работы левого и правого полушарий, т.е. на осмысленное сочетание логического и зрительно-образного мышления. Одним из центральных положений этого подхода является широкое и целенаправленное использование когнитивной функции визуализации. Поэтому необходимо внедрить набор условий обучения, в которых особое внимание уделяется использованию ресурсов визуального мышления учащихся.

Визуализация выступает как посредник между учебным материалом и результатом обучения, как особый эпистемологический механизм, позволяющий «сгущать» когнитивный процесс, освобождая его от несущественных деталей и тем самым оптимизируя его. Визуализация позволяет синтезировать знания, косвенно и визуально представлять изучаемые явления в тех областях, где прямое зрительное восприятие затруднено или даже невозможно.

Интерес к визуализации продиктован ходом развития человеческой деятельности, практикой в самом широком смысле этого слова, увеличением потока информации, для управления которым традиционные методы и средства становятся бесполезными и громоздкими. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, обработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отображения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств. Потребность в более компактных и эффективных средствах образования становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях.

Визуальная модель является результатом определенного этапа формирования знания, в том числе теоретического, в визуальной форме выражает его результаты, показывает недостатки и противоречия, служит для поиска путей углубления понимания и дальнейших исследований. В визуализации представлены не только образы восприятия, но и идеи, мысли, теоретические построения.

Применительно к образовательному процессу решаются вопросы методической подготовки будущих специалистов с целью формирования их готовности к эффективному решению педагогических задач с использованием методов структурирования, конденсации и визуализации образовательных знаний, в том числе с использованием мультимедиа, с возможностью эффективного представления учебного материала с условием его систематического усвоения. Никакие знания не могут претендовать на статус науки без визуальных моделей. Методология визуализации должна стать неотъемлемой частью подготовки учителей.

Готовность преподавателей к визуальному представлению знаний

Далее мы хотели бы представить далеко не исчерпывающий список задач, решаемых визуализацией:

На практике используется более сотни методов визуального структурирования — от традиционных диаграмм и графиков до «стратегических» карт (дорожных карт), гистограммы (пауков) и причинно-следственных цепочек (причинно-следственных связей). Такое разнообразие объясняется существенными различиями в характере, характеристиках и свойствах знаний в различных дисциплинах. На мой взгляд, структурно-логические схемы обладают наибольшей информационной емкостью, универсальностью и интегративностью. Данный вид систематизации и визуализации образовательной информации основан на выявлении существенных связей между элементами знаний и аналитико-синтетической деятельностью по переводу вербальной информации в невербальную (образную), синтезе целостной системы элементов знаний.

Освоение вышеуказанных способов уточнения смыслов, разворачивание логической цепочки мыслей, описание образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операции с вербальными средствами обмена информацией формируют продуктивный образ мышления, столь необходимый специалистам в современных темпах развития науки, техники и технологии. Согласно достижениям нейропсихологии, «обучение эффективно, когда потенциал человеческого мозга развивается путем преодоления интеллектуальных трудностей в поиске смысла через установление закономерностей».

Визуализация учебного материала открывает возможность не только скомпилировать все теоретические выкладки, что позволяет быстро воспроизвести материал, но и применить схемы для оценки степени овладения изучаемой темой. Широко используется на практике и метод анализа определенной схемы или таблицы, который развивает навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет студентам активно участвовать в применении теоретической информации в практической работе. Особое место занимает совместный разговор, в ходе которого есть возможность получить своевременную обратную связь, лучше понять себя и других людей. Подводя итог, можно сказать, что в зависимости от места и назначения визуальных дидактических материалов в процессе формирования концепции (изучения теории, явления) к выбору конкретной структурной модели и визуальному представлению содержания обучения должны предъявляться различные психолого-педагогические требования.

В процессе разработки учебно-методических материалов необходимо контролировать степень обобщения учебного содержания, дублировать словесную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепочки могли быть полностью восстановлены обучающимися.

С дидактической точки зрения, использование инструментов визуализации может выполнять как общие, так и частные функции в обучении.

К общим функциям относятся: информационные, интегративные, инструментальные, адаптивные, компенсационные.

Частные функции могут быть стимулирующими, уточняющими, организующими, регулирующими, оперативными, объяснительными, эмпирическими, идеографическими, интерпретационными, эвристическими.

Зрительные средства обучения

При объяснении нового материала учитель часто использует заметки на доске, чтобы помочь ученикам легче усвоить материал. Например, если вы освещаете тему производственных затрат, макет платы может выглядеть так:

При объяснении нового материала пустые части диаграммы заполняются, что облегчает понимание материала через зрительное восприятие.

Задача. Добавьте недостающий термин. Деньги, выделяемые из государственного бюджета на безвозмездной основе, называются ___ (грант). Вознаграждение, полученное за выполнение функций агента — посредника в осуществлении коммерческой сделки, обычно рассчитываемое в процентах от суммы сделки, называется_______ (комиссионное вознаграждение).

Работа с концепциями в контексте дидактической игры очень важна в изучении экономики. Необходимость специальных работ по обогащению словарного запаса студентов определяется умением использовать экономический словарь, который несет в себе разнообразную смысловую информацию — концептуальную, эмоциональную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше экономических терминов имеется у студентов, тем точнее они осуществляют общение в устной и письменной форме.

Источниками пополнения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, выступления учителей и сверстников, теле- и радиопередачи, посещения бирж, банков, фирм и т.д.

Кроссвордов. Кроссворды с экономическим содержанием имеют высокую развлекательную ценность и в то же время увеличивают словарный запас студентов в области экономики.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

визуальные средства обучения это

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Визуализация как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций

Обоснования актуальности проблемы педагогического опыта

Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления. Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучающимся, чтобы в визуально обозримом виде дать им основные или необходимые сведения. Нужно подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению средствами, методами и технологиями работы с ней. Залог успеха заключается в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Что нужно современному ребенку? Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.

В практике работы школы выявляется противоречие между быстро растущим объёмом знаний, необходимостью работать с большим количеством информации и невозможностью ее усвоения без овладения учащимися учебно-познавательными компетенциями.

Данный опыт предлагает один из способов разрешения этого противоречия на практике.

Адресная направленность опыта. Данный педагогический опыт может быть использован учителями разных предметов для развития учебно-познавательных и информационных компетенции учащихся. Опыт является универсальным, соответствует требованиям государственного стандарта.

Методологическая основа опыта

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.

Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности.

Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Например, известная технология опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова.

Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Г.В.Лаврентьевым и Н.Е.Лаврентьевой.

Новизна опыта заключается в том, что в условиях цифровизации образования данная технология выходит на новый уровень применения.

Преимущества визуализации в обучении

Визуализация

Технология опыта

Цель: создать условия для развития информационных и учебно- познавательных компетенции учащихся посредствам технологии визуализации на уроках информатики.

Задачи:

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.

Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.

Считаю, что для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.

Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.

Кроссенс на уроке я применяю:

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Результативность представленного педагогического опыта

Применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

Считаю, что применение технологии визуализации не только помогает лучшему усвоению содержания материала, но и вносит творческое начало в процесс обучения.

Одним из наиболее объективных критериев успешности работы над опытом является повышение качества знаний обучающихся по предмету.

Достоинством моего опыта является его технологичность: учитель любого предмета может использовать представленные формы и приемы визуализации на своих уроках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *