владимирская икона храм николая в толмачах
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах
Оригинал иконы находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:
МОЛИТВЫ
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4
Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8
К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Владимирская икона храм николая в толмачах
Храм-музей святителя Николая в Толмачах – место удивительное. Здесь, в тишине, всем доступные, для всех открытые, находятся великие святыни русской земли: икона Божией Матери «Владимирская», Дмитровский Животворящий Крест, на праздник Троицы в храм на несколько дней приносят из Третьяковской галереи «Троицу» Андрея Рублева.
Для того лежит в храме книга. В ней чистые листы – на них прихожанами, случайными(случайными ли?) туристами были записаны слова, сказать которые по посещении храма показалось им важным, необходимым. Эти возгласы восхищения, умиления, любви не затеряны бесследно в прошлом, короткие и длинные, прихотливые и простые, они звучат в вечности каждую секунду хвалой Господу. Каждое из них – чудо, сотворенное по молитвам Богородицы в чьей-то душе. Пусть теперь любовь, исходящая теплом от этой книги, наполнит и ваши сердца.
Просите у Господа того, чего очень хочется, и он ОБЯЗАТЕЛЬНО вам поможет! Это правда! Я поверяла!
07 июля 2001 г. Б. Сергей
Спасибо за возможность поклониться иконе Владимирской Божией Матери. 5 лет назад я получила просимое, молясь у этой иконы(еще в галерее) Храни Господь всех и прости нас слабых и грешных.
Я, М. Светлана Владимировна, хочу засвидетельствовать о чудесах, исходящих от иконы Владимирской Божией Матери. В прошлом году, помолившись перед иконой, я и моя мама в течение недели(!) решили свой жилищный вопрос самым чудесным образом. В марте этого года после молитвы перед Чудотворным образом я в этот же день(!) нашла работу, о которой раньше могла только мечтать! Слава Богу за все! Спасибо тебе, Пресвятая Владычица Богородица, за твою скорую и чудесную помощь, за все твое ходатайство о нас, грешных. Люди, молитесь и верьте, что Матерь Божья нас не оставит!
Спасибо Владимирской Божьей Матери! 12 лет назад по молитвам ей родилась моя дочь Анастасия, а сейчас я сдала очень сложный «упрощенный» аудиторский экзамен. До этого было 5 попыток и только молитва к Владимирской иконе Божией Матери помогла мне – совершенно неожиданно я получила балл, значительно выше проходного. Спасибо большое!
Посетив Храм, хочется жизнь отдать за Богородицу и Господа Иисуса Христа. Боже будь милостив. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.
Многогрешный Александр. 30 мая 2009 г.
Не в первый раз прихожу к иконе Владимирской Божией Матери, и каждый раз волнуется душа и текут слезы.
Слава Богу за все! Хочу рассказать о чуде, произошедшем со мной и моим двухлетним сыном. Мы жили тогда в Нижегородской области. Сын регулярно болел воспалением легких и однажды был настолько «тяжел», что врачи говорили, дожил бы до утра. В эту ночь я уснула, даже не раздеваясь, можно сказать, что забылась сном. И вот во сне я иду по коридору и откуда-то спереди кричат: «Люди, смотрите! Чудо, Чудо!» я побежала и очутилась в светлой квадратной комнате без окон, и на одной из стен появилась Икона сначала рифелем, но потом становилась все ярче и ярче. Она светилась как будто изнутри. Горел огнем ее золотой оклад. Богородица была облачена в ярко-пурпурный палантин. Все стоящие дивились чуду. вдруг из нее вышел луч света и направился вперед. Я стояла ровно напротив нее и этот Луч коснулся меня. В этот момент я потеряла возможность двигаться и говорить. Луч сначала поднял меня над людьми, а потом поставил перед иконой на колени. И в этот момент я услышала в голове(подчеркнуто у автора) голос Величественный, Добрый и Всемогущий: «ЧТО ТЕБЕ НУЖНО»? Я рассказала о болезнях сына, о том, что не могу себе позволить потерять его, что сын этот у меня будет единственный… она не ответила, помолчала, а потом задала второй вопрос: «А ТЕБЕ ЧТО НУЖНО?» Я склонилась до земли и сказала, что «ничего»… постеснялась еще что-то просить…Через мгновение икона исчезла и я стояла на коленях перед пустой стеной… Люди, видевшие меня, подходили и просили разрешения до меня дотронуться … Наутро мой сын был здоров! Сейчас ему 15 лет и с того времени он ни разу не болел! А икона та была – Владимирская. Спасибо за все Господу и Богородице, а также этому храму за сохранность православных реликвий.
Владимирская икона храм николая в толмачах
Икона Божией Матери Владимирская
Лидия Ивановна Иовлева. Помощник генерального директора по науке Государственной Третьяковской галереи.
Некоторые подробности из жизни Владимирской иконы в XX столетии.
Всем хорошо известны события 1993 года. Чтобы успокоить страну, внести мир в тот ад, который был и в обществе, и на верхах, Святейший Патриарх Алексий обратился в Министерство культуры, чтобы оно позволило вывезти икону Владимирской Божией Матери из Третьяковской галереи, которая тогда еще была закрыта на реконструкцию, в Елоховский храм.
Я тогда исполняла обязанности директора Третьяковской галереи. Это был год между смертью Юрия Константиновича Королева и началом деятельности Валентина Алексеевича Родионова. Не скрою, мне тогда предлагали возглавлять галерею дальше, но я отлично понимала, что это не мое дело – заниматься стройкой и прочими хозяйственными делами. Это не мой путь.
Была суббота. Нас повезли в Данилов монастырь, где происходило это тягостное совещание между представителями власти – Совета депутатов, и Святейшим. Мы пошли вместе с покойным Алексеем Петровичем Ковалевым, нашим реставратором, потому что я сказала, что без определения реставраторов я не могу отдать распоряжение вывезти великую святыню.
Мы не должны забывать, что с иконы Владимирской Божией Матери началось развитие русской православной культуры, русское искусство. Не знаем мы другого, более древнего и более совершенного, произведения искусства, чем икона Владимирской Божией Матери.
В общем, мы пошли в Данилов монастырь. Нас ввели в небольшой зал заседаний. Святейший вышел нам навстречу. Вид у него был чрезвычайно утомленный. За большим овальным столом сидели 6 или 8 человек, сейчас я уже не помню. Должна сказать, что атмосфера там была ужасающая. Представители власти не произнесли ни слова.
Я не могла отказать Святейшему в его просьбе. И тогда утвердилось все как-то по-другому. Представитель Министерства культуры сказал: «Да, мы издадим приказ». Реставратор сказал, что они сделают все, что нужно, только нужна специальная витрина.
Я объяснила, что у нас пока нет хорошей выносной витрины. Там еще присутствовал хорошо всем известный отец Матфей. Тогда Святейший сказал: «Отец Матфей, Алексей Петрович, вот вам машина с шофером. Поезжайте по любым приходам. Если найдете подходящий киот, витрину, пожалуйста, берите ее». Они тотчас же уехали. Я еще осталась там, даже обедала. Замминистра культуры отправил Веру Лебедеву, она тогда работала в министерстве, готовить приказ, а меня отвезли домой.
Лидия Ивановна Иовлева Отец Матфей с Алексеем Петровичем нашли в одном из приходов подходящий киот, взяли его и привезли в наш депозитарий к реставраторам. Это было в субботу, 3 октября. Погода была дивная, такая же, как сейчас. Реставраторы всю ночь подгоняли этот киот под икону.
Вы знаете, что она двухсторонняя. Нужно было выложить киот бархатом, чтобы не пострадала не только лицевая, но и оборотная сторона. Даже если она и поздняя, как говорят реставраторы, все равно она ценна. И они подготовили киот.
Я вообще редко имела дело с милицией, но тут были бесконечные звонки начальника ГУВД Москвы с вопросами, какой нужен транспорт, какое нужно сопровождение. Все это я уже знала. Нужен был микроавтобус на особых рессорах. Было сказано, что икону будут сопровождать со стороны Патриархии крепкие молодые семинаристы, а с другой стороны милицейская охрана. На следующее утро за мной приехал этот микроавтобус с молодцами вооруженными автоматами. Они повезли меня сюда, в Толмачи.
Представьте себе воскресенье, 8 часов утра. Яркое солнце, голубое небо. Народу на улице почти не было. И вдруг наши реставраторы выносят на улицу икону.
Должна сказать, я долго живу на свете, но ничего более сильного в эмоциональном или каком угодно другом смысле я никогда не испытывала. Я не могу забыть этого сияния в лучах солнца. Икона казалась очень большой, просто огромной. Она ведь не так велика в размерах, но даже сейчас в храме она кажется монументальной, а тогда это было нечто грандиозное. Немногие прохожие, по-моему, готовы были пасть ниц перед иконой, потому что это было словно чудо. Это было незабываемое зрелище.
Когда я бываю на праздниках иконы Владимирской Божией Матери, я всегда вспоминаю это самое сильное эмоциональное, духовное впечатление в моей жизни.
В чем ценность иконы Владимирской Богоматери
Владимирская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее, в музейном храме св. Николая в Толмачах
Ценность как произведение искусства
Икона Богоматери, позже получившая прозвание Владимирской, была создана в Византии, в первой трети 12 века. Она является выдающимся произведением эпохи Комниновского возрождения (взлета византийского искусства в правление династии Комнинов). Искусство этой эпохи считается одной из вершин византийского искусствa, оно отличается особой тонкостью и изысканностью. Это хорошо видно, если вглядываться в изображение черт лица: изящные носы, печальные глаза, тонкая проработка скул.
Мозаика со стен Святой Софии
Почему Владимирская икона — выдающееся произведение этого периода? Во-первых, от этой эпохи попросту осталось очень-очень мало произведений, в особенности таких хрупких штук, как иконы (краска на деревянной доске).
Во-вторых, Владимирская сама по себе — шедевр живописи. Её анонимный автор был весьма талантливым мастером: обратите внимание, как тонко и эмоционально написаны лики Богоматери и Младенца, в особенности печальные глаза Марии.
Обратите внимание на хрупкость красочного слоя, трещины и отслоения
Гармоничны пропорции фигур, плавно перетекают линии тканей, в композиции использовано золотое сечение — здесь использованы многие секреты мастерства.
Ценность как исторический памятник
Кроме того, как любой другой предмет, уцелевший с 12 века, икона является важной исторической реликвией. К ней прикладывался Андрей Боголюбский, Иван Великий, с нее делал копию («делал список») Андрей Рублев, она была свидетельницей пожаров Владимира и осад Москвы.
Картина «Сретение (встреча) Владимирской Божьей матери в 1395 году». Худ. Светлана Ивлева. 2009 г. (Картина не очень исторически достоверна: наверняка к этому времени живопись уже была закрыта окладом).
Например, драгоценный оклад из золота, с бриллиантами, жемчугом и изумрудами, изготовленный для Владимирской иконы в XVII веке, после революции был с нее снят. И ныне он хранится в Оружейной палате не только как виртуозное произведение ювелирного искусства, но и как вещь, заказанная патриархом Никоном.
Экспонат Оружейной палаты
Ценность как религиозный объект
Наконец, то, что на протяжении многих столетий было для этой иконы единственно главным — это священная реликвия (и как здорово все-таки, что в 21 веке наши горизонты настолько расширились, что мы научились воспринимать такие вещи вдобавок и как произведения искусства, и как исторические реликвии).
Владимирская Богоматерь — это древнейшая чудотворная икона на Руси, вдобавок, считалось, что она написана самим апостолом Лукой. За века она совершила такое количество чудес и была объектом поклонения стольких верующих, что она будто сияет от этой вложенной в нее веры. А может, и наоборот.
В музейном храме св. Николая в Толмачах старинная икона находится внутри безопасной стеклянной капсулы с особенным климатическим балансом. Для красоты этот климатический ковчег отделан резьбой.
Увидеть Владимирскую Богоматерь очень легко, достаточно лишь найти, где в комплексе зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке притаился храм. Жаль, что многие посетители музея не знают об этой возможности.