введение по практике введение в специальность
Введение для отчета по практике (пример)
Введение для отчета по практике (пример)
Студент любой специализации на протяжении учебы проходил практику. Результатом этого формата обучения становится отчет по практике. Введение, пример написания отчета, его оформление – такие вопросы возникают у студентов в голове в последний момент, хотя грамотно составить документ не так просто, как кажется.
Что писать во введении отчета по практике
Введение к отчету по практике – это один из элементов работы. Если поток студентов слишком большой, педагог может не прочитать даже саму отчетность, а вот вступление просмотрит обязательно. Если оно написано грамотно и хорошо оформлено, то на этом сдача работы может закончится.
Чтобы понять, как писать отчет по практике и введение, используются примеры из Интернета. Это – действенный метод, но опираться только на шаблон нельзя. Нужно понимать, как именно пишется данный вид работы.
Выделяют три вида отчета о прохождении практики:
В зависимости от того, какую работу нужно писать, отчет имеет разную структуру, но схожие составные части. Главными элементами этого вида письменной работы являются:
Это информация отражается в вводной части.
Актуальность отчета
Актуальность отчета начинающим студентам писать сложнее всего. В этом пункте нужно изложить, зачем вообще проходить такой вид обучения. Лучше использовать общие фразы, которые являются вводными ко всей теме.
Пример. Актуальность отчета: в 2020 году вопрос компьютеризации и диджитализации пространства становится всё более актуальным. Провести глубокое исследование исключительно на теоретическом уровне невозможно, поэтому получение практических навыков необходимо для поиска ответов на поставленные вопросы.
Цели и задачи практики
Цели – это то, зачем конкретному студенту это обучение, чему он хочет научиться во время его прохождения. Задачи – то, что студенту нужно выполнить для того, чтобы достичь целей.
Пример. Цель: выработать навыки написания юридических документов.
Задачи: заниматься подготовкой бумаг и документов для официального делопроизводства; получить полезные навыки оформления официальной документации; научиться заполнять изданные профильными министерствами образцы заявлений, исков и прочих бумаг.
Дополнительные сведения
Наиболее распространенными частями введения считаются:
Фразы-клише для написания введения отчета по практике
Фразы-клише являются спасительной соломинкой для студентов, которые не умеют писать отчетности. Самыми распространенными из них считаются:
Важно: не все преподаватели любят использование таких фраз. Некоторые считают их слишком заезженными, поэтому этот вопрос стоит оговорить с педагогом на первой консультации.
Пример введения отчета по практике
Пример введения для отчетности по практике может отличаться в зависимости от университета и вида практики.
Пример введения отчета по производственной практике
В соответствии с этим стандартом для отчетности по практике на предприятии студент должен составить вступление такого рода:
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика проходилась в (название предприятия или производства, пример «В научно-исследовательском центре «Сияние»») в должности (полное название должности, такое, как записывается в трудовом договоре и должностной инструкции организации, пример «младший лаборант»).
Объект исследования: название предприятия или производства с указанием его местоположения.
Предмет исследования: то, с чем студент будет напрямую контактировать во время обучения, пример «системы проведения анализов и биохимических исследований».
Цель прохождения производственной практики заключалась в (описывается цель, которая указывалась в методичке, пример «изучение принципа работы профильной аппаратуры, систем ее обслуживания и обеспечения работы, сбор профильной информации»).
Для выполнения поставленной цели был выполнен ряд задач (описывается, какие виды работы студент выполнял в процессе обучения):
В процессе прохождения практики на производстве для успешного выполнения поставленных целей использованы учебные пособия, монографии и научно-исследовательские публикации.
Пример введения отчета по учебной практике
Введение для отчёта по учебной практике отличается от производственного отчёта. Некоторые студенты ошибочно считают, что эти два вида контроля синонимичны, но на самом деле это не так. Учебная практика – это профессиональный экзамен для определённой категории профессий, а производственная практика может быть не связана с будущей работой напрямую.
ВВЕДЕНИЕ
Вид практики: Учебная.
Название практики: Учебная в младшем (среднем, высшем) образовательном учреждении.
Сроки прохождения практики: указывается дата с учётом года, месяц нужно написать словом, а не цифрой. После указывается полный срок прохождения обучения, пример «10 недель».
Цель учебной практики: научиться коммуницировать с обучающимися, правильно подавать учебный материал. Выработать навыки планирования, ведения отчетности, проверки письменных заданий.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
Прохождение учебной практики необходимо для развития ряда полезных профессиональных навыков.
Этот раздел заполняется в соответствии с правилами ПКНМ, которые устанавливаются для каждого вида учебного заведения. Список требований ПКНМ просто копируется из соответствующей методички с подписями.
База практики: Государственное (или частное) образовательное учреждение младшего (среднего, высшего) уровня образования (полное название, пример «Московский Государственный Университет»).
Длительность пребывания на базе прохождения практики: 5 дней в неделю по 5 часов (университет может увеличивать или уменьшать часы, проведенные на обучении, если он имеет статус автономного ВУЗа).
Руководитель практики от ВУЗа: ФИО руководителя, его ученая степень и должность.
Образец введения по учебной практике.
Пример введения отчета по преддипломной практике
Теоретических знаний для защиты диплома недостаточно, его обязательно необходимо подтвердить в практической сфере. Обучение на дневной форме не предполагает, что у студента будет время на работу. Поэтому, чтобы проверить свои знания, учащийся проходит преддипломную практику. Введение для отчета по преддипломной практике – это первая страница, которую прочитает педагог, проверяющий работу.
ВВЕДЕНИЕ
Представляемая работа выполняет роль аналитического отчета о прохождении практики для написания дипломной работы в компании/фирме/на предприятии (полное название учреждения).
Время прохождения практики: указывается дата.
Цели преддипломной практики: собрать теоретическую и практическую информацию для того, чтобы написать дипломную работу. Закрепить полученные в ВУЗе знания и умения. Провести оценку своей работы, внести финальные коррективы.
Цель написания отчета: изучение материала, полученного на производственной практике (или на учебной практике) для написания диплома. Оценить, выполнены ли в полном объеме цели и задачи самой практики.
Объект исследований: деятельность компании (полное название учреждения).
Предмет исследования: формируется в зависимости от конкретной специализации студента. В качестве примера, содержание этого блока для специалиста по компьютерным системам может выглядеть следующим образом:
Вопросы, которые студент должен изучить во время прохождения преддипломной практики:
Материалы, которые были обработаны для прохождения преддипломной практики:
Введение для отчета по любой практике написать несложно, если следовать правильной структуре. Работа пишется конкретно и кратко. Следует делать основные акценты на том, что студент делал во время обучения и как это помогло в закреплении изученного в ВУЗе материала.
Отчет по учебной практике «Введение в специальность» по профессиональному модулю ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
по учебной практике
«Введение в специальность»
по профессиональному модулю ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования
«Преподавание в начальных классах»
Период прохождения учебной практики 15.11.16г. по 22.11.16г.
Учебную практику я проходила в МБОУ «Левобережненская СОШ».
Свою учебную практику я проходила под руководством учительницы начальных классов Косумовой А.З.. Проходила практику в 1-ом классе.
В классе обучается 18 человек. Из них – 8 девочек, 10 мальчиков. По внешнему виду в основном ребята опрятные, соблюдают личную гигиену, одеваются аккуратно. В классе дисциплина хорошая, дети активные, подвижные. Класс нельзя назвать пассивным. Ребята активные в учебе и я бы сказала что они быстро адаптировались в школе.. Из проведенных с ними работ, можно сказать, что они много знают, т. е. хорошо развиты. работоспособность присуще всем учащимся. Но есть учащиеся, которые недостаточно занимаются:
Дети в классе воспитанные. Умеют благодарить за помощь. Класс сплоченный, группировок нет. Но ещё не хватает вежливого отношения в разговорах и в обращении друг с другом. Надо работать над искоренением уличных и жаргонных слов, проскальзывающих в речи.
Класс отрицательно реагирует на то, что некоторые учащиеся не готовы к уроку, пришли с невыполненным домашним заданием. Учащиеся осуждают учеников за плохое поведение во время перемены, на улице.
Больше всего мне понравилось что класс любознательный. Учащиеся интересуются положением в мире. Любят рассказывать друг другу новое, неизвестное. Они участвуют во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Состояние здоровья учащихся по данным медицинского обследования удовлетворительное.
Анализ проведенной в период педагогической практики работы: В целом практика прошла удачно, поставленные задачи были выполнены и реализованы: я создала благоприятные условия для организации досуга, овладела различными формами и методами воспитательной работы; научилась устанавливать контакт с детьми, строить благоприятные отношения; научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога. Атмосфера в классе всегда была доброжелательная. Дети были очень хорошо настроены. Было приятно с ними общаться. Наиболее интересным за время работы для меня стало, конечно, общение с детьми. Мы установили с ними доверительные отношения, дружеская обстановка в нашем коллективе способствовала этому. Для меня оказалось легко установить тесный контакт с детьми и их родителями, обеспечить порядок и дисциплину в классе. На протяжении всего периода практики я старалась сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в классе, развивала интересы детей в понравившихся им видах деятельности, совершенствовала их творческие способности, а также внимательно следила за их здоровьем.
Конечно практика нужна для того чтобы полностью окунуться в школьную жизнь. Я хочу искренне сказать спасибо Учителю, под руководством которого проходила практику. Она познакомила меня с программой, учебниками и календарно-тематическим планированием. Она с первых дней доверяла мне, но уделяла повышенное внимание моей работе, подготовке всей необходимой документации. Благодаря ей я поняла что я на правильном пути.
Конечно это только учебная практика, но хочется отметить что она сыграла очень важную роль в моей учебе. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность.
Какова роль пробных уроков в подготовке к преддипломной практике?
В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.
Обеспечивает ли система проведения практики в колледже подготовку к самостоятельной работе? В чем заключаются имеющиеся проблемы?
Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия. Подготавливает студентов к самостоятельной работе.
Удалось ли Вам в процессе преддипломной практики почувствовать себя учителем в полной мере? Когда это произошло?
Конечно практика нужна для того чтобы полностью окунуться в школьную жизнь. Речь идет не только о проверке тетрадей и ведении классного журнала, но и об умении анализировать опыт работы учителей, чтобы использовать его и на своих уроках. Я хочу искренне сказать спасибо Учителю, под руководством которого проходила практику. Яха Ханапиевна познакомила меня с программой, учебниками и календарно-тематическим планированием. Она с первых дней доверяла мне, но уделяла повышенное внимание моей работе, подготовке всей необходимой документации. Благодаря ей я в какой то момент почувствовала себя учителем в полном смысле этого слова.
По каким предметам начальной школы Вы считаете себя более подготовленными, по каким менее? Почему?
Мне нравятся все предметы в начальной школы. Но предпочтение я бы отдала урокам математики и Родного языка. И именно к этим предметам я считаю себя более подготовленной.
Ваши пожелания и предложения в организации и проведении данного вида практики.
Я считаю что педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность.
Методические рекомендации практики «Введение в специальность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «БОЛОТНИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ производственной ПРАКТИКИ
«введение в специальность»
ПМ.03 Классное руководство
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Печатается по решению
Производственная практика «Введение в специальность»: методические рекомендации для студентов 2 курса
Составитель: Бурмак Т.В. –преподаватель педагогики ВКК
Данное методическое пособие предназначено для студентов 2 курса для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Представление материалы помогут реализовать цель и задачи данного вида практики и организовать самостоятельную работу студента.
Программа производственной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) классное руководство и соответствующих им общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
П.К. 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
П.К. 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Цель практики – формировать у студентов целостное представление о воспитательно – образовательном комплексе образовательной организации и об учителе как о главном субъекте образовательной деятельности.
Формирование интереса к педагогической деятельности.
Уточнение представлений студентов об особенностях воспитательно – образовательного комплекса в различных типах образовательных организаций.
Изучение специфики труда учителя: функции и профессиональные обязанности педагога.
Формирование представлений об учителе начальных классов как о главном субъекте образовательного процесса.
Формирование умений вести запись наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.
Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы производственной практики должен:
иметь практический опыт:
-анализа учебно-тематических планов, процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
-наблюдения, анализа и самоанализа уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-составления педагогической характеристики обучающегося;
-наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
-устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
-анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их.
-выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
-использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса.
1.Базой практики являются воспитательно-образовательные учреждения разных типов г. Болотного: общеобразовательная школы №2, Дом детства и юношества, спортивная школа «Темп», детский сад «Малышок», районный психологический центр «Дельфин».
2.Сроки проведения практики – 1 курс, 1 семестр, 3- неделя ноября.
3.Теоретической основой данного вида практики являются учебные дисциплины: педагогика, психология, ПМ 03. Классное руководство МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.
4.В первую половину дня студенты знакомятся с особенностями работы образовательных учреждений различных типов, во второй половине дня выполняют задания в базовых учреждениях, в которые они распределены на весь период практики.
5.Каждая группа студентов делится на подгруппы по 8-10 человек. В каждой подгруппе назначается староста, который ведет журнал посещения практикантами баз практики и выполняет поручения руководителей практики.
6. Руководство студентами осуществляют преподаватели педагогики, психологии.
7. Руководитель практики: проводит инструктивное совещание, консультирует практикантов, своевременно выявляет и устраняет недостатки в организации и проведении производственной практики; совместно с учителем начальных классов осуществляет анализ и оценку проводимых практикантами воспитательных мероприятий.
В ходе практики студенты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в базовых учреждениях работы, свои наблюдения, замечания, выводы. По результатам анализа деятельности студента в ходе практики и проверки отчетной документации ставится дифференцированный зачет.
1. Соблюдает график работы, утвержденный групповым руководителем, и присутствует на практике ежедневно, своевременно извещает группового руководителя о причинах отсутствия на практике.
2. Подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдает инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителя практики.
3. Выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно готовиться к своей работе.
4. Изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.
5.Участвует в консультациях, проводимых в процессе практики.
6.Своевременно оформляет и представляет отчетную документацию.
Высказывает предложения по организации, совершенствованию практической подготовки.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от практики.
Сочинение-эссе о педагоге-мастере.
Схема взаимодействия образовательных учреждений города.
Рекомендации по ведению дневника.
Дневник является документом учета работы студента-практиканта, в котором ведется хронологически последовательная запись, просмотренной в базовых учреждениях работы, с указанием даты каждой записи, вида, содержания, в соответствии с требованиями к ведению дневника.
Оформляя дневник, студенту нужно помнить, что качество дневника по содержанию, по оформлению будет характеризовать уровень методической грамотности практиканта. Дневник должен быть заполнен аккуратным, разборчивым почерком. В записях не только констатировать содержание просмотренной работы, но и уделять внимание критическому анализу работы специалистов образовательных учреждений. Дневник является одним из средств обучения студентов систематическим рабочим записям, которые необходимы не только в период прохождения практики, но и для самостоятельной работы после окончания колледжа.
«Болотнинский педагогический колледж»
По производственной практике «Введение в специальность»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Цель и задачи практики;
План-график прохождения практики;
4 стр. и последующие стр.
Паспорт образовательного учреждения.
Ежедневные записи о выполнении задания.
Паспорт образовательных учреждений
а\ местонахождение учреждения, материальная база;
б\ количественный и качественный состав учащихся, количество классов, групп, кружков, традиции и достижения в различных видах деятельности;
в\ проблемы и перспективы развития учреждения.
2.Организация учебного процесса:
а\ общая организационная структура учреждения:
—комплектование штата учителей, воспитателей, наличие авторских программ, работа по совершенствованию учебного процесса.
3. Организация воспитательного процесса.
а\ основные направления воспитательной работы;
б\ формы воспитательной работы в системе преподавания школьных дисциплин, традиционные для школы формы воспитательной работы.
Рекомендации по выполнению заданий производственной практики
Составление календарного плана прохождения педагогической практики.
Цель задания: обучение студентов планировать свою работу в школе на весь период педагогической практики.
Рекомендуется следующая форма плана:
прохождения производственной практики
«Введение в специальность»
Отметка о выполнении
1. Знакомство с СОШ №2. Экскурсия по школе, беседа с администрацией школы. Составление паспорта образовательного учреждения.
2. Организация наблюдения в СОШ №2 в начальном звене. Изучение психофизических условий: психологический климат в классе; организация двигательного режима учащихся в течение дня; охрана здоровья ребенка, его нервной системы; создание условий для здорового образа жизни детей.
1.Знакомство с учреждением дополнительного образования: специализированная детско-юношеская спортивная школа «Темп». Экскурсия по школе, встреча с администрацией. Оформление паспорта учреждения (по плану).
2. Организация наблюдения в школе №2 в начальном звене. Изучение организации учителем образовательного процесса в классе: организация личностно-ориентированного взаимодействия; создание условий для самостоятельного приобретения знаний учащимися; прогнозирование учителем развития и воспитания личности ребенка. Беседа с учителем.
Цель задания: изучение практикантами организации учителем образовательного процесса в классе. Формирование умения наблюдать и анализировать его педагогическую деятельность.
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения.
Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centred approach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
1.Знакомство с учреждением ПМСС (психолого-медико-социальная служба) «Дельфин». Знакомство с администрацией и коллективом центра. Оформление паспорта учреждения.
2.Организация наблюдения в школе №2 в начальном звене. Изучение диагностической и коррекционной работы учителя: владение диагностическими методами для изучения личности и коллектива учащихся; организация коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении и недостаточный уровень сформированности необходимых знаний и умений.
Для выполнения задания необходимо побеседовать с учителем по вопросам:
А) Осуществляет ли учитель изучение школьников в процессе своей педагогической деятельности?
Б) Какие методы педагогического исследования применяет для изучения учащихся?
В) Где и как фиксирует результаты изучения школьников?
Г) Учитывает ли учитель полученные результаты изучения школьников в процессе организации и проведения с ними учебно-воспитательной работы?
Д) Как выявляет учитель детей с отклонениями в развитии? Прибегает ли к помощи специалистов: психологов, логопедов?
Е) Как проводится коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии?
Ж) Чем отличается работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, с детьми, имеющими недостаточный уровень сформированности необходимых знаний и умений?
После выполнения задания необходимо сделать вывод о том, проводит ли учитель изучение школьников и какие методы педагогического исследования при этом использует.
Цель задания: расширить знания студентов о методах педагогического исследования и изучения личности школьника, формировать умение наблюдать за педагогической деятельностью учителя, определение методов педагогического исследования, используемых учителем для изучения школьников.
Изучение диагностической и коррекционной работы учителя
В педагогической науке и практике обучения и воспитания широко используются разнообразные методы исследования педагогических фактов, явлений, изучения личности младшего школьника.
Методы педагогического исследования – это способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических явлений, установления между ними связей и отношений с целью дальней шей научной разработки педагогической теории и совершенствования школьной практики. Для изучения опыта учебно-воспитательной работы, личности младшего школьника используются следующие методы: методы педагогического наблюдения и исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности учащихся, социологические методы (анкетирование, ранжирование, социометрия), метод теоретического анализа и др.
Все методы изучения коллектива учащихся и отдельных школьников можно объединить в отдельные группы:
Методы, направленные на изучение потребностей и мотивов поведения и деятельности учащихся: беседы, анкетирование, диагностические тесты.
Методы, с помощью которых выявляется уровень сформированности у школьников знаний о социальных нормах и правилах поведения: беседы, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
Методы, которые связаны с изучением опыта поведения и деятельности учащихся: наблюдение, естественный эксперимент, метод коллизийных ситуаций, методика выбора, метод независимых характеристик, социометрия.
Методы количественной и качественной обработки полученной информации о воспитанности школьников: методы математической статистики, шкалирование, ранжирование.
Результаты изучения школьников являются основой для прогнозирования (планирования) и осуществления учебно-воспитательной работы с ними, позволяет учителю сделать эту работу целенаправленной, исключить многие ошибки и случайности в ее осуществлении.
1.Знакомство с дошкольным образовательным учреждением «Малышок». Экскурсия, встреча с администрацией. Оформление паспорта учреждения.
2. Организация наблюдения в школе №2 в начальном звене. Изучение коммуникативной культуры учителя: организация педагогического общения, регулирование общения и взаимоотношения учащихся в классе; создание учителем атмосферы сотрудничества, соучастия. Изучение организации работы с родителями.
Цель задания: изучение студентами стилей общения учителя со школьниками, формирование умения наблюдать и анализировать его педагогическую деятельность, определение стилей общения.
При посещении уроков и воспитательных мероприятий необходимо обратить внимание на особенности взаимоотношений учителя и учеников, особенности его общения на переменах. В отчете о выполнении задания ответить на вопросы:
1.Какие требования и в какой форме предъявляет учитель к школьникам? Привести пример.
2.В какой форме делает замечания ученикам при нарушении дисциплины, невыполнении учебных заданий, проявлении невнимательности? Какие способы наказания применяет учитель к таким ученикам? Привести пример.
3.В какой степени учитель проявляет эмоциональную устойчивость, педагогический такт, уважение, доброжелательность? Привести пример.
4.С помощью, каких методов учитель регулирует взаимоотношения между детьми в классе?
5. Как создает атмосферу сотрудничества?
На основании результатов наблюдения необходимо сделать вывод о преобладающем стиле общения учителя с учащимися.
Изучение коммуникативной культуры учителя
Коммуникативно-организационная деятельность учителя может характеризоваться одним из следующих стилей общения со школьниками:
Авторитарный (императивный) стиль общения характеризуется тем, что учитель навязывает школьникам свою волю и не дает им возможности проявлять инициативу. Учитель использует в общении такие способы, как приказ, выговор, угроза, наказание, называет детей по фамилии, часто повышает голос.
Демократический стиль общения характеризуется необходимой требовательностью и доброжелательным отношением учителя с учениками, его стремлением к сотрудничеству, использование убеждения как метода педагогического воздействия и стимулирования их активности в учебной и других видах деятельности. Учителя отличает выдержанность, педагогический такт, высокая эмоциональная устойчивость. Он редко повышает голос, называет детей по именам.
Либеральный стиль общения отличается тем, что учитель зачастую формально относится к выполнению своих обязанностей, предоставляет школьникам полную свободу, не реагирует на нарушения ими дисциплины и таким образом старается создать доброжелательные отношения в коллективе класса.
1.Знакомство с учреждением дополнительного образования Дом детства и юношества. Экскурсия по учреждению. Оформление паспорта учреждения.
2. Организация наблюдения в школе №2 в начальном звене. Изучение структуры педагогической деятельности: диагностико-проектировочная, конструкторско-организаторская, аналитико-оценочная, научно – исследовательская деятельность. Изучение культуры педагогической деятельности: поведение учителя, внешний вид, профессиональное мастерство (образование, стаж работы, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, владение техникой речи, педагогическая интуиция).
Цель задания: изучение практикантами структуры педагогической деятельности учителя. Формирование умения наблюдать и анализировать его педагогическую деятельность.
Студенты-практиканты на основе результатов своих наблюдений за педагогической деятельностью учителя и ее анализа, а также беседы с ним должны определить структуру педагогической деятельности. В отчете о выполнении данного задания педагогической практики отразить следующие вопросы.
1.Проводит ли учитель диагностику развития и воспитанности школьников и учитывает ли ее результаты при планировании своей работы?
2.Какие виды учебно-воспитательной работы планирует учитель?
3.Какими видами деятельности школьников осуществляет учитель руководство?
4.В чем выражается коммуникативно-информационная деятельность учителя?
5. Как учитель владеет техникой речи, своим эмоциональным состоянием?
6.Умеет ли управлять собой? Привести примеры.
7.Осуществляет ли учитель самоанализ педагогической деятельности?
8.Проводит ли учитель научно-исследовательскую работу? Какие проблемы обучения и воспитания школьников ему удалось решить? Над какой проблемой он работает в настоящее время?
Изучение структуры педагогической деятельности учителя
Система теоретических знаний и сформированных на их основе педагогических умений и навыков составляет структуру педагогической деятельности учителя. В учебно-воспитательном процессе школы учитель выполняет следующие виды педагогической деятельности:
Анкета студента-практиканта по результатам практики.
1.Что нового вы узнали о своей будущей профессии?
2.Что изменилось в современной школе по сравнению с тем временем, когда учились вы?
3. В чем трудности современной школы?
4. Какие альтернативные учебные программы применяют учителя в базовой школе?
5. Понравились ли вам будущие ученики? Какие впечатления о них самые яркие?
6. Изменилось ли первоначальное представление об избранной специальности? Почему?
7. Чему вы хотели научить своих будущих учеников?
8. Что для вас самое главное в вашей будущей профессии?