введенский храм село пет рязанская область

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Пет)

Мiръ Россия Рязанская область село Пёт Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Пет)

введенский храм село пет рязанская область

Церковь Введения Богородицы во храм — православная церковь в селе Пёт Рязанской области. Церковь была построена в 1912-1913 годах на средства местного промышленника Портного. Строительство церкви было приурочено к трёхсотлетию дома Романовых.

Содержание

История [ править ]

Cело Пёт расположено в северо-восточной части Рязанской области, в 12 километрах от районного центра Пителино.

В начале 20 века здесь был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые творения архитектора Щусева А. В., навеянные древнерусскими образами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Недавно он был выдвинут на конкурс семи самых выдающихся мест Рязанской области.

введенский храм село пет рязанская область

Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх.

Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма.

Имя искусного зодчего в истории не сохранилось, а вот имя заказчика – известно: когда праздновали 300 лет дома Романовых, купец Портнов обещал построить невиданную доселе церковь и в 1913 году он обещание исполнил…

После революции Введенский храм долгие годы стоял в запустении. За это время он утратил большую часть росписи. Единственная полностью сохранившаяся до наших дней фреска с изображением преподобного Ефрема Сирина.

Сегодня со всей округи едут посмотреть на архитектурное чудо. Здесь часто бывают туристы из столицы. Но храм разрушается с каждым годом. Несколько лет местные жители собирали копейки по дворам и пытались найти спонсоров.

За это время провалилась крыша и еще больше покосились купола. На незащищенных от осадков стенах развивается грибок. Людям все же удалось накопить 9 тысяч рублей. Эта огромная по сельским меркам сумма целиком ушла на проект.

Описание [ править ]

Церковь отличается необычной архитектурой. Общий план и компоновка церкви — четыре столпа, три апсиды, пять глав — типичны для русско-православной храмовой архитектуры, в то время как некоторые архитектурные элементы напоминают европейскую готическую или неоготическую архитектуру. Необычна форма четырёх боковых глав. Их завершение напоминает застывшее пламя свечи.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 391632, Рязанская обл., Пителинский район, с. Пёт

Представитель в Москве: 8-901-518-26-01, Сергей Карапетян.

Паломнику [ править ]

Вы можете принять участие в восстановлении святыни.

Приветствуется любая помощь. Можно приехать и поработать. (400 км от Москвы, строительные и хоз. работы). Можно пожертовать любую сумму денег (от 1 коп).

Нужны: вино, мука (для просфор), стройматериалы, краска, оргтехника, посудомоечная машина (для семьи о.Олега), детские вещи, автомобиль.

Источник

Введенский храм в селе ПЁТ, Рязанская область, Пителинский район

Ушедший 2016 год порадовал нас началом возрождения многих храмов. Это Казанский храм в Яропольце, Аксиньино в Тульской области, Курба в Ярославской и другие.

В селе Пёт Пителинского района Рязанской области находится удивительная церковь во имя Введения Богородицы во храм. Даже неопытный путешественник с первого взгляда отметит, что архитектурный облик этого храма отличается от большинства церковных построек нашей страны. Введенская церковь была возведена в начале XX века в характерном для того времени стиле эклектики: в грандиозном строении без труда угадываются элементы модерна и неорусского стиля. К сожалению, духовный центр села Пёт недолго радовал его жителей налаженной приходской жизнью и звоном колоколов. После революции храм стали использовать в качестве подсобного помещения: в нем хранили и сельскохозяйственные орудия, и зерно, и даже – мясо. Так продолжалось многие годы, однако современные жители Рязанской области были не согласны мириться с подобным положением вещей.

Сейчас храм и духовная жизнь в его стенах встали на курс возрождения. Десятки активистов, прихожан и краеведов «всем миром» собирают средства на восстановление уникальной церкви – архитектурной жемчужины Рязанской области. Ведутся работы над воссозданием кровли всех частей храма и куполов, собираются деньги на проектную документацию. Внести свою лепту в восстановление Введенской церкви можете и вы. Но сперва я предлагаю вам насладиться фотографиями этого храма, посмотреть интерьеры и виды с дрона, совершить экскурс в его историю. По чьей инициативе в селе Пёт появилось столь масштабное сооружение? В чем символизм архитектурных форм куполов храма? Что сейчас находится в стенах Введенской церкви? И кто же архитектор храма?

Дата фотографий: 2016 год, 31 августа.

Впервые село Пёт (Пят) упоминается в окладной книге по Рязанской епархии в 1676 году. В селе была церковь, находилось 78 дворов, из них один боярский и два поповых. Храм был освящен в честь Святого Георгия Победоносца.

В 1850 году помещик М. Кашкаров на свои средства, выстроил тёплую деревянную церковь с тремя престолами: главный – в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святого Николая Чудотворца, левый – великомученика Георгия Победоносца. Выстроил церковь, как искупление за свои тяжкие грехи, он был прозван современниками «второй Салтычихой» и прославился жестокостью и изуверствами.

Новый храм построили рядом с деревянным. Церковь Введения Богородицы во храм была возведена в селе Пёт в 1912-1913 годах. Историки и краеведы по сей день спорят о том, почему столь масштабное строение появилось вовсе не в губернском центре или при крупном имении, а в небольшом селе Рязанской области (бывшая Тамбовская губерния).

Достоверно известно, что храм был построен по инициативе богатого промышленника, купца по фамилии Портной. Он приурочил строительство церкви к празднованию 300-летия дома Романовых, и, учитывая важность данного события, не скупился на финансирование грандиозного проекта.

Имя архитектора, создавшего проект храма, до последнего времени оставалось неизвестным.

В серии книг «Дороги к прекрасному» Георгий Вагнер и Сергей Чугунов сравнивают Введенскую церковь в Пете с величественным храмом во имя Святой Троицы в Гусь-Железной. Кроме того, исследователи проводят параллель между выдающимися размерами этих храмов и амбициями тех, по чьей инициативе они были построены. Но если в случае с храмом в Гусе и тщеславием братьев Баташевым прямые взаимосвязи доказаны, то с мотивами купца Портного все обстоит сложнее, и, как и многие факты вокруг храма в Пёте, они являются тайной. Среди возможных архитекторов приводили имя архитектора Щусева, но его проекты все известны и опубликованы.

Имя архитектора Молокина стало известно в 2012 году. Его проект в Тамбовском архиве была найден И. Поздняковой, написавшей диссертацию про Тамбовские храмы.

Строил храм в 1912-1913 годах местный житель Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина.

«Монументальная церковь, родственная по облику храмовым постройкам в стиле модерн петербургских архитекторов, была построена в селе Пёт Елатомского уезда (ныне Рязанская область) в 1913 году. Проект гражданского инженера А. Молокина не лишен самобытности, однако воспринимается как удачная компиляция чертежей журнала «Зодчий». Вольно трактованные формы древнего новгородского и псковского церковного зодчества сочетаются со строгой правильной планировкой храма. К четырёхстолпному кубовитому объёму храма с восточной стороны примыкают более низкие апсиды и галерея обхода, каскадно поставленные друг за другом. С запада пристроена колокольня с двумя лестницами. Чередование скатных кровель и разновысоких пристроек создаёт сложный ритмичный силуэт, нарастающий снизу вверх – от восточной галереи – к шатру колокольни (Рис. 9).»

А компиляции мы можем найти в проектах архитектора А.П. Аплаксина. В Петербурге в то время сложилась замечательная школа русского модерна. Его проекты Успенской церкви на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге и церковь Георгия Победоносца Моцкого погоста, удивительно похожи на Введенскую церковь в с. Пёт.

Архитектор Пёта Александр Георгиевич Молокин родился 24 августа 1880 г. в Вильнюсе в семье выходца из крестьян с. Упирвичи Тверской губернии художника-живописца Г.А. Молокина. Успешно окончив Вильнюсское Реальное училище, А.Г. Молокин поступил в 1898 г. в Петербургский институт Путей Сообщения, но через два года, разочаровавшись в профессии железнодорожника, вновь по конкурсу был принят на первый курс Института Гражданских Инженеров.

Обучение А.Г. Молокин сочетал с работой помощника архитектора, а также выполнял самостоятельные проекты, в числе которых было построенное под его руководством здание Земской Управы в г. Зарайске. В 1911-1912 гг. были построены здания Крестьянского поземельного банка в Пензе и Тамбове, а в 1913 – начато строительство такого банка в Харькове, в связи с чем А.Г. Молокин с семьей переехал в наш город на постоянное жительство.

Величественная церковь имеет интересные особенности в планировке: пять ее куполов имеют художественно вытянутые формы, принимая удивительную схожесть с пламенем церковных свеч. Шатровая колокольня тоже имеет характерное сужение вверх, а четверик храма плавно и почти незаметно переходит в шатер.

введенский храм село пет рязанская область

Работа Введенского храма прекратилась после Революции. Старожилы села Пет вспоминают, что с приходом советской власти уникальную церковь стали использовать в качестве складского помещения при местных хозяйствах.

Атеистически настроенные сельчане использовали подвалы храма в качестве своеобразного «холодильника» для скоропортящихся продуктов, а в основных помещениях церкви хранили зерно. Однако, большинство жителей села с трепетом и благоговением продолжали относиться к храму.

Источник

Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

введенский храм село пет рязанская область

Статьи

Впервые упоминания о церкви в этом селе имеются в окладных книгах 1676 года. В 1850 году на средства помещика Каликарова была построена тёплая деревянная церковь с тремя престолами: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святителя Николая Чудотворца, левый – великомученика и победоносца Георгия. В 1889 году на средства сельских обществ была построена церковно-приходская школа. В 1912-1913 годах на средства купца Портнова была построена каменная церковь с тем же наименованием. Дата закрытия церкви после революции 1917 года неизвестна.

После революции Введенский храм долгие годы стоял в запустении. За это время он был сильно разорен и утратил большую часть росписи. Никаких икон и самого иконостаса не осталось. С каждым годом храм всё больше разрушается. За долгие годы запустения провалилась крыша и еще больше покосились купола.

По материалам сайта www.pitelino.ru

На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района, приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Здесь часто бывают туристы из столицы. Своими впечатлениями от увиденного они активно делятся в сети Интернет. Все в один голос восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается.

По рассказам местных жителей, ещё лет пятнадцать назад храм стоял ровно и крыша была целой, замки висели. Потом лестницу на колокольню сломали, чтоб дети не залезали. В первозданном виде она сохранилась только на картинах местного живописца. Он рисовал её перед войной.

Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году. Из книги мы узнаём, что «в селе Пёт в 1912-1913 годах по заказу купца Портнова был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А. В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более чем скромным окружением. Что это? Тщеславие купца (такое ведь бывало нередко) или желание увековечить памятное событие? Этот вопрос пока остаётся без ответа, но не исключено первое, так как заказчик постройки изображён на одном из столбов». К слову, сейчас этого изображения уже не видно, так как храм утратил большую часть росписи. Единственная полностью сохранившаяся до наших дней фреска — с изображением преподобного Ефрема Сирина.

Вот как дальше описывают этот храм исследователи: «Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. Не следует ли видеть здесь некий символ? Но и на этот вопрос мы не находим ответа».

Ответа на поставленный вопрос нет и сейчас. Как нет достоверного ответа и на вопрос, что за купец его построил. В «Рязанских достопамятностях» и в «Рязанской энциклопедии» написано, что её строил Портнов, а местные старожилы уверяют, что это не так, что фамилия купца была Гавриков. К сожалению, вопросов здесь больше, чем ответов. Одно бесспорно: и заказчик, и архитектор были талантливыми, внутренне свободными людьми, не побоявшимися реализовать столь масштабный, неординарный проект.

До постройки этого архитектурного чуда в селе Пёт был храм. В окладной книге 1676 года указано, что в селе была церковь, а также 78 дворов, из них поповых— 2, боярский — 1. В 1850 году помещик Кашкаров построил тёплую деревянную церковь с тремя престолами: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; правый — святителя Николая Чудотворца; левый — великомученика Георгия Победоносца. В 1862 году в селе было 126 домов и 1309 жителей.

В 1889 году построили церковно-приходскую школу. В 1900-м имелся конный завод Кондрашова. К слову, в это время село Пёт относилось к Тамбовской губернии. Конеторговля тогда для тамбовского купечества и дворянства была одним из самых важных источников дохода. Сто лет назад исследователи-иппологи писали: «Первое место по количеству находящихся в них рысистых конных заводов занимает у нас Тамбовская губерния, где, кроме того, сосредоточено наибольшее число лучших из них».

На рубеже ХIХ-ХХ веков начала складываться крупная российская пищевая промышленность, в том числе в разных местах стали возникать и бурно развиваться крахмало-паточные фабрики. Одно из таких предприятий было в селе Пёт (оно и сейчас действует). Возможно, размеры строящегося храма были задуманы в расчёте на развитие крупного производства с большим количеством работников?

Из истории храма мы видим, что он строился накануне революционных событий. И, по воспоминаниям старожилов, службы в нём совершались только лет десять. Потом храм закрыли. Всех служителей отправили в ссылку, кого-то расстреляли, все иконы сожгли. Во время войны в храме сделали склад. Долгие годы храм стоял в запустении. Несколько лет местные жители собирали копейки по дворам для восстановления храма, но без поддержки крупных благотворителей здесь, конечно, не обойтись.

Наталия Бочкова. Газета «Панорама города», №48 (705) 2009 г. http://www.history-ryazan.ru/node/11592

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы господствует среди окружающего равнинного ландшафта. Здание церкви кирпичное, цоколь облицован белокаменными блоками. Информации об этом удивительном храме крайне мало. Впервые село Пёт (Пят) упоминается в окладной книге по Рязанской епархии в 1676 году. В окладной книге указано, что в селе была церковь, находилось 78 дворов, из них один боярский и два поповых. Храм был освящен в честь Святого Георгия Победоносца.

В 1850 году помещик М. Кашкаров на свои средства, выстроил тёплую деревянную церковь с тремя престолами: главный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святого Николая Чудотворца, левый – великомученика Георгия Победоносца. Выстроил церковь как искупление за свои тяжкие грехи, как дань народу.

В 1912-1913 годах неподалеку от деревянной церкви была возведена новая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на средства купца Портнова, предположительно к 300-летию Дома Романовых. Строил храм местный житель Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина. Храм был построен добротно, с использованием новаторского железобетона и калориферного отопления, и может служить примером, характеризующим высокую архитектурную культуру.

История села показывает, что храм строился накануне революционных событий. И, по воспоминаниям старожилов, службы в нём совершались только лет десять. Потом в советские времена в храме сделали склад зерна, овощей и мяса. Долгие годы храм эксплуатировался не по назначению, а потом стоял в запустении, прельщая вандалов молодой России.

Впечатляет, что храм несоразмерно большой даже для самого большого числа жителей, когда-либо живших в этом селе. Удивительно, но в церкви нет ни одного тёмного места – окна расположены таким образом, что здание, несмотря на разруху и заброшенность, полностью освещено пересекающимися лучами света. Этот огромный храм был тёплым. Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. В храме находится удивительная фреска преподобного Ефрема Сирина. Наличие фрески этого святого еще одна отличительная особенность этого провинциального храма.

По материалам: http://nasledie-iris.org/nashi-proekty/v-rabote-2/hram-bogoroditsy-s-pyot/

Cело Пёт расположено в северо-восточной части Рязанской области, в 12 километрах от районного центра Пителино. В начале ХХ в. здесь был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые творения архитектора Щусева А. В., навеянные древнерусскими образами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Недавно он был выдвинут на конкурс семи самых выдающихся мест Рязанской области. Храм разрушается с каждым годом. На незащищенных от осадков стенах развивается грибок. Несколько лет местные жители собирали копейки по дворам и пытались найти спонсоров. Людям все же удалось накопить 9 000 рублей. Эта огромная по сельским меркам сумма целиком ушла на проект. Смета на восстановление храма (в ценах начала 2007 г.) составляет около 10 000 000 рублей.

Комментарии и обсуждение

Посетили Пет в феврале 2015. Храм на замке, ключи отыскались в соседнем доме. По словам хозяйки, буквально на днях местный батюшка вернулся из Москвы с очередного обсуждения вопроса о восстановлении храма. Вроде бы наметился сдвиг. Может быть, еще удастся спасти это чудо.

Храм активно восстанавливается. Расчищен от мусора. Частично удалось сделать новую кровлю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *