я насмерть поражен своим сознаньем я ранен в сердце разумом моим
«Раненый» К. Бальмонт
И понимая всю обманность чувства,
Игру теней, рожденных в мире мной,
Я, как поэт, постигнувший искусство,
Не восхищен своею глубиной.
Я сознаю, что грех и тьма во взоре,
И топь болот, и синий небосклон,
Есть только мысль, есть призрачное море,
Я чувствую, что эта жизнь есть сон.
Дата создания: 1899 г.
Анализ стихотворения Бальмонта «Раненый»
Произведение, вошедшее в сборник «Горящие здания», впервые было напечатано в журнале «Жизнь» в 1899 году под заглавием «Разрыв». Позже К. Д. Бальмонт сменит название на «Раненый», аналогично названию одного из произведений Педро Кальдерона де-ла-Барки, переводами которого Константин Дмитриевич увлекался в этот период.
Валерий Брюсов, близкий друг Бальмонта, назвал это произведение удивительным. Немудрено, что и этот поэт счел «Раненого» исключительным стихотворением. С точки зрения композиции оно представляет собой образец необычной структуры. Первая и последняя строфы состоят из пяти строк, рифму в которых можно представить в виде схемы abaab. Вторая и третья строфы рифмуются проще – abab, при этом женские окончания чередуются с мужскими.
Необыкновенно и содержание произведения. В нем поэт словно исповедуется, поверяя миру свои душевные переживания. Это происходит с Бальмонтом не впервые, но именно в цикле «Страна неволи» внутренний конфликт поэта раскрывается очень глубоко и откровенно.
Стихотворения этого раздела – «В душах есть все», «Избранный» и особенно «Раненый», повествуют о другой стороне поэтического таланта – бремени гения, его ответственности перед людьми и собой. Уже известный читателю поэт-демиург, создающий целые миры сияющих образов, оказался в ловушке: «Создатель, я созданьем не любим». Все порожденные им чувства, идеи и мысли могут обернуться жестокими химерами, пугающими и разрушающими личность.
Лирический герой стихотворения страдает от того, что мир вокруг больше не так прекрасен, как казалось прежде. Он замечает теперь только отталкивающее: «грех, и тьма во взоре, и топь болот…» При этом неясно, действительно ли окружающие поэта вещи таковы на самом деле или его затуманенный взор воспринимает их таким образом.
Раненый Бальмонт (Анализ стихотворения, стиха)
«Раненый» — одно из характерных стихотворений этого этапа. В этом произведении поэт раскрывает проблему внутреннего конфликта личности, и поэтому оно по праву относится к философской лирике. Жанр – лирическое стихотворение.
Слово «раненый» означает имеющий какое-либо ранение, однако в данном случае говорится не о механическом повреждении, а о психологической травме:
Я насмерть поражен своим сознаньем,
Я ранен в сердце разумом моим.
Основная тема стихотворения – конфликт человека с его внутренним «Я». Лирический герой Бальмонта сам загоняет себя в рамки несуществующих проблем, создает свой мир печали и страдания, он не может трезво взглянуть на мир вокруг и счастливо проживать свою жизнь, радуясь каждому дню. Об этом говорят следующие строки:
Я неразрывен с этим мирозданьем,
Я создал мир со всем его страданьем.
И, весь дрожа от нестерпимой боли,
Живя у самого себя в неволе…
Композиционно произведение делится на четыре части (построфно), причем первая и пятая части состоят из 5 сток, а вторая и третья – 4.
Это, наряду с повторением, говорит о кольцевой композиции произведения.
Я насмерть поражен своим сознаньем,
Я ранен в сердце разумом моим.
Я ранен насмерть разумом моим.
Таким образом, автор показывает, что его герой так и не нашел, и, вероятнее всего, никогда не найдет, решения своей проблемы.
Примечательно, что пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика (форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы). Традиционно лимерик имеет пять строк, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Таким образом, используя в своем стихотворении пятистишье, автор усиливает настроение безвыходного положения своего героя.
«Раненый» написано пятистопным ямбом. Рифма второй и третьей строф – перекрестная, а первой и последней – вида ABAAB. Бальмонт использует сменяющие друг друга женскую и мужскую рифмы, что добавляет мелодичности и плавности стихотворению.
В произведении широко представлены метафоры («поражен своим сознаньем», «ранен в сердце разумом моим», «я гибну сам, как дым», «игру теней, рожденных в мире мной», «жизнь есть сон»), эпитеты («призрачное море», «нестерпимой боли»). Первые четыре строки первой строфы начинаются с местоимения «Я», которое встречается постоянно на протяжении всего стихотворения, а, если быть точнее, 10 раз. Нельзя не заметить сходство между последней строкой первой строфы (Струя огонь, я гибну сам, как дым) и латинским крылатым выражением Consumor aliis inserviendo, что в переводе на русский означает «Светя другим, сгораю сам». Однако, в отличии от латинского выражения, герой стихотворения «горит» не для кого-то. Таким образом, все внимание в произведении заостряется не на взаимоотношениях человека с обществом, а на внутреннем конфликте лирического героя. Помимо этого, строка третьей строфы (Есть только мысль, есть призрачное море) заимствована из названия философской драмы XVII века Кальдерона «La vida es sue», что в переводе означает «жизнь есть сон». Скорее всего это вызвано тем, что Константин Дмитриевич занимался переводами многих произведений этого испанского драматурга.
Таким образом, в своем произведении автор раскрывает проблему одиночества, безысходности и внутреннего конфликта личности, что характерно для символистов того времени.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.