ярославская икона 18 века
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Характер ярославского искусства определялся жизненным укладом города. Несмотря на перемещение торговых путей на северо-запад и сосредоточение их вокруг Петербурга, Ярославлю удалось сохранить свое значение важного торгового центра на Волге. Развитие мануфактурного производства упрочило его экономическое положение в этот исторический период. Новшества не сразу получили признание, преобразования сложившегося столетиями быта происходили медленно. В соответствии с этим иконопись на протяжении долгого периода соседствовала с появившимся светским искусством. Художественное ремесло приходило в упадок постепенно, отличаясь поразительной жизнестойкостью и способностью осваивать новое.
На протяжении XVIII – XIX веков можно выделить несколько периодов характеризующихся чертами своеобразия. В первой трети XVIII века ритм художественной деятельности мало отличался от последних десятилетий предшествующего столетия, было создано большое количество монументальных росписей и икон. В дальнейшем церковное строительство практически замерло, достраивались уже существующие храмы, их внутреннее убранство лишь дополнялось и совершенствовалось. Во второй половине XVIII века, поскольку потребность в художественных работах в городе уменьшилась, ярославские артели работали за пределами Ярославля, в городах Верхнего Поволжья, средней полосы России, создавали иконное убранство и стенописи в сельских церквах. Некоторый подъем культурной жизни, активизация художественных работ отмечались в последней четверти XVIII века в связи с открытием Ярославского наместничества (1777 г.) и переносом архиерейской кафедры (1789 г.) из древнего Ростова в Ярославль. В XIX веке опыт и высокий профессионализм местных иконописцев были устремлены, главным образом, на поддержание имеющегося наследия, на подновление икон и стенописей, занимались они и светской живописью.
Иконопись XVIII веке отличало нарастание декоративной выразительности и углубление семантики образов.
Степень переработки новшеств была различной, но основная тенденция заключалась в том, что иконографический образец с помощью традиционных методов построения многопланового пространства, «переводился» на язык иконописи. Копирование иконографических образцов не было для ярославцев самоцелью.
Церковное искусство стремилось своим содержанием соответствовать духу времени. В иконописи XVIII веке широко привлекались новые литературные источники, которые становились основой для сочинения не существовавших ранее иконографий. В живописи, говорившей на языке, сложившемся в средневековье, происходило переосмысление стилевых форм барокко, рококо, классицизма, приходивших из современного светского искусства. Сохраняя структуру иконы в целом, мастерам приходилось порой идти на отступления в деталях. Расшатывался принцип средневекового творчества, заключавшийся в единосущности целого и составляющих его частей.
Одной из самых распространенных форм ярославского искусства конца XVII века, а затем и XVIII века была живописная рама. Своими истоками связанная с развитием жанра житийной и бытийной иконы, она привлекала многообразием своих выразительных возможностей. Рама с клеймами собирала внимание на идейно значимой центральной части произведения и углубляла образное содержание средника. В духе барокко мотив рамы был осознан как эффектный декоративный элемент. Тесная связь обрамления с форматом произведения, позволяла передать эмоциональный тон образа. В конце XVIII века особенно ценилась способность живописной рамы связывать в одно целое различные зоны изображения, сохраняя их самоценность. Это качество позволяло не только объединять разнородные по стилю средник и обрамление, но и вводить в произведение клейма с трехмерной организацией пространства, как миниатюрные религиозные картины.
Вероятно, именно в иконописи середины XVIII века, для которой был свойствен пафос открытий, широта и разнообразие художественных поисков, связанных с мощным влиянием барочного искусства, появилось «двуязычие», то есть мастерское владение приемами церковной и светской живописи, выработалось сознательное стремление к размежеванию этих сфер. Так, для подписной датированной иконы братьев Шустовых «Ты еси Иерей» 1747 года характерен энергичный абрис фигуры, активные градации света и тени, акцентирующие объем, пространственный прорыв, напоминающий плафонную роспись. Но приемы, свойственные традиционной живописи (перекрытие одного предмета другим, усиление линейных ритмов, образующих узорные плоскости, использование таких декоративных элементов как орнаменты, картуши) нивелировали эффект религиозной картины. В середине века работали выдающиеся ярославские иконописцы Алексей Сопляков и его сын Михаил Алексеев, братья Афанасий и Иван Шустовы, Иван Горин и др.
Страшный суд и реки золотых нимбов. Что еще оставили нам ярославские иконописцы
XVII век – время расцвета ярославской иконописной школы. В отличие от других культурных центров, традиции древнерусской иконописи здесь продолжали развиваться и в Новое время.
Ярославль сыграл важную роль в эпоху Смуты. Многие ярославские купцы оказались в числе привилегированного купечества Российского государства, именно потому, что участвовали в ополчении Минина и Пожарского, а затем – в выборе царя Михаила Федоровича Романова, оказались государевыми гостями. Благодаря активной купеческой деятельности город быстро поднялся после Смуты, местные купцы торговали по всей России и за рубежом, в нем находилось 22 иностранных купеческих подворья, активная деятельность по производству кож, изразцов, кирпича, тканей, книжное дело.
После пожара 1658 года за 50 лет было построено и освящено 50 каменных храмов, при этом строили их только в летнее время. Причем большая часть храмов строилась на пожертвования многих прихожан, а не на средства одного богатого жертвователя, что говорит о высоком уровне самоорганизации ярославских посадских людей.
Храм Федоровской иконы Божией Матери в Ярославле. Фото: tourprom.ru
Эти обстоятельства во многом определяли особенности ярославской иконописной школы.
Большие размеры икон
Ярославль был многонаселенным городом – второй после Москвы по количеству посадов и третий после Москвы и Казани по объему торгового оборота. Отсюда приходские храмы соборного типа, пятиглавые, могущие вместить тысячу человек. Поэтому иконы Ярославля – монументального размера.
Иконы в залах отдела дневнерусского искусства в Ярославском художественном музее. Фото: yarwiki.ru
Подробность в изображении сюжета
Это вообще специфика культуры XVII века, когда в икону привносится момент эмоционального сопереживания. Отсюда – появление большого количества Страстных циклов или появление иконографии Рождества Христова, где подробно описано избиение младенцев. Иконография Рождества Христова именно в таком изводе очень любима ярославскими художниками.
Вот икона XVII века «Рождество Христово», которую некоторые исследователи приписывают Иосифу Владимирову. В иконах Рождества и в традиционных изводах одномоментно показывается множество действий – Рождество Христово, отправившиеся в путь волхвы, благовестие ангелов пастухам. В этой иконе – и бегство в Египет, и убийство Захарии в храме, и избиение вифлеемских младенцев.
Икона Рождества Христова. Середина XVII в.
В иконе не действуют законы времени нашего мира, и все события происходят как бы одномоментно, в одной точке Вечности. Спаситель приходит на землю беззащитным Младенцем, приходит туда, где есть боль и страдания, где убивают невинных, где матери оплакивают детей, и Его Самого ожидают крестные муки.
Распространение литургических сюжетов
Любимый сюжет – «Похвала Богоматери», «О Тебе радуется», «Хвалите Господа с небес». Это сюжеты, которые радостно прославляют мир тварный и мир небесный.
Икона «Хвалите Господа с небес». Весь мир славит своего Создателя: и те, кто находятся сейчас в Вышних чертогах – Божья Матерь, святые (например, Иоанн Креститель), люди, животные, в том числе экзотические для мастера того времени (слоны и жирафы).
Хвалите Господа с небес
Наверное, для жителя того времени слон был так же загадочен, как и сказочный единорог, все, до последнего подземного обитателя, дракона с собачьей головой и так далее. Это иллюстрация 148-го псалма – «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»
Композиционное построение
Очень часто в ярославских иконах сюжеты разделяются не геометрическими вертикальными и горизонтальными рамками. Разделителем служит архитектурный и пейзажный фон, рассказ перетекает из одного события в другое. Причем не по прямым линиям, а всегда экспрессивно, динамично. Экспрессия, динамика композиции часто передается и образами, их активными жестами, выразительными позами.
Ярославские иконописцы были монументалистами – умели и понимали, как надо работать с крупными монументальными формами, поэтому их постоянно вызывали к государевым работам в Московский Кремль. Например, они поновляли или что-то писали заново в Успенском соборе. Ярославцы чувствовали монументальную форму даже в небольших иконах. Если увеличить даже небольшое изображение, его запросто можно было бы перенести на стену.
Обилие охры
Краски делались из местных пигментов, и колорит ярославских икон отличается от колорита других культурных центров. Цвета в иконах ярославских мастеров – от желтого до темно-коричневого; очень горячего оттенка красные; мягкие, не очищенные, а полные оттенков белые; очень характерный изумрудно-зеленый.
Редкие сюжеты
Еще одна особенность ярославской иконописной школы. Например, икона преподобного Сергия Радонежского со сказанием о Мамаевом побоище – это единственная икона, где изображена Куликовская битва. Изображая события Куликовской битвы, для победы в которой Русь объединилась, иконописец наверняка вспоминал недавние события Смуты, преодолеть которую получилось только с помощью единения, напряжения духовных сил народа.
В иконах Ярославля нашли отражение сказания о местных чудотворных иконах. Например, чудотворная икона Божьей Матери «Толгская», чудотворная икона Божьей Матери «Казанская». Надо сказать, что ярославские художники были образованными людьми и эта грамотность позволяла им глубоко и очень серьезно осмыслять самые разные литературные источники – от библейских и евангельских до текстов житий и святоотеческих поучений, которые сложно иллюстрировать.
Богоматерь Толгская со Сказанием
Вот Богоматерь Толгская с клеймами «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» (1655). Икона Божьей Матери «Толгская», связанная с ярославскими землями, по преданию, явилась в 1314 году ростовскому архиепископу Трифону на берегу реки Толги, протекающей недалеко от Ярославля. Иконописец XVII века знаком не только с иконографией этой иконы, но и с литературным источником – «Сказанием о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». И, изображая в клеймах сюжеты чудес от иконы, он представил в том числе чествование иконы в Ярославском кремле.
Расширение образцов
Ярославские мастера XVII века пользовались не только художественными образцами прошлого, не только прорисями русских иконописцев, но и активно использовали западноевропейские образцы. Кроме известных западноевропейских гравированных Библий Пискатора, они обращались к Библии Борхта, Библии Мериана, Библии Схюта, причем использовали эти образцы не только во фресках, но и в иконах. Обращаясь к западным образцам, иконописцы все-таки перерабатывали их, переводили их на язык иконы, не утрачивая того главного, что в ней есть.
Все перечисленное создавало очень яркую, самобытную ярославскую иконописную школу.
Что мы знаем об авторах
При этом ярославцы были очень хорошими учениками. Во второй половине XVII века было востребовано искусство миниатюрного, тщательного, тонкого письма, которое культивировали костромич Гурий Никитин, Семен Спиридонов из Холмогор. Ярославцы, умея работать с монументальной формой, быстро постигли эти традиции и позже стали также писать миниатюрно, изменился даже колорит икон.
Поэтому у нас такой парадокс ярославской школы – имена приезжих художников, работавших в Ярославле, сохранились на иконах, созданных ими: это придворный мастер Федор Зубов, Семен Спиридонов Холмогорец, Гурий Никитин. А иконы ярославских мастеров не подписаны, притом, что ярославских иконописцев было много, их ценили – Дмитрий Григорьев Плеханов, Семен Иванов, Севастьян Дмитриев, Федор Игнатьев.
Иконы ярославской иконописной школы
«Воскресение – Сошествие во ад» – одна из любимых композиций ярославских мастеров. В иконе мы видим не только события, связанные с Воскресением и Сошествием во ад, но и события Страстной недели, и те, что были после Воскресения Христа. Причем композиция построена так, что события идут не в строчку, не слева направо, а разбросаны: рядом с уверением Фомы – Распятие, а Положение во гроб ниже, чем Распятие.
Воскресение с Сошествием во ад
Художник строил композицию, как ему удобно. Для молящегося человека хронологическая последовательность была не важна – он и так ее знал, зато он видел два прекрасных потока золотых нимбов ангелов, которые вместе с Христом спускаются в ад, и потом уже поток золотых нимбов, в котором ангелы вместе с праведниками поднимаются в рай, к жизни уже вечной.
Традиционно в православной иконографии Воскресения Христова сам сокровенно-таинственный момент Воскресения иконописцы не изображали, в русских иконах он появился с конца XVI века как раз под влиянием западноевропейского искусства.
«Страшный суд» конца XVII века – монументальная по размерам, почти двухметровая икона. Это удивительное воплощение популярнейшей, важнейшей композиции, потому что фактически это образ не конца света и Страшного суда, а торжества конечной справедливости, истины и радости. То есть художник живет не в ожидании Страшного суда, а в ожидании Пришествия Христова. Икону характеризует яркий, торжественный, радостный колорит, почти все внимание иконописец уделяет той радости, в которой пребывают верные, изображению мучений грешников в аду выделено совсем мало места в пространстве огромной радостной иконы.
Страшный Суд. Середина XVI в.
Кстати, в этой иконе, в соответствии с каноном, среди грешников изображаются архиереи и монахи, видимо, чтобы напомнить верующим о том, что «кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).
Страшный Суд. Вторая четверть XVII в.
Большая храмовая икона «Евангелист Матфей со сценами жития» конца XVII – начала XVIII века – редкий по сюжету образ. Житие евангелиста Матфея мало иллюстрировалось. В нашей иконе житийные сюжеты написаны с использованием Пролога – древнерусского сборника житий святых. Там подробно рассказывается, как Христос призывает Матфея, как затем Матфей начинает распространять христианство в неких землях нечестивого царя Фульвана и крестит многих людей. Царь Фульван все время пытается его схватить, арестовать, заключить в темницу, но у него не получается. В конечном итоге, при попытке схватить Матфея он слепнет, и Матфей его исцеляет. Фульван тут же приказывает бросить евангелиста Матфея в горящую печь. Этот огонь изображен в нижней части иконы, и пламя представлено очень выразительно. По житию, огонь был такой силы, что идолы, которые были сделаны из металла, расплавились, а евангелисту Матфею огонь никакого зла не причинил. Он тихо, по молитве, уходит из жизни. Потрясенный царь Фульван хоронит евангелиста Матфея с почестями, а сам принимает крещение с именем Матфей.
Евангелист Матфей с житием
Икона написана на рубеже XVII-XVIII веков, в петровское время. Нужно сказать, что особенность средневекового мышления – это проецирование сюжетов Священного Писания на события современности. Вероятно, современники Петра I увидели в «Житии евангелиста Матфея» параллели с их эпохой. Идея противостояния истинного христианина и нечестивого царя была созвучна представлениям времени петровского царствования. Привычные, понятные иконописные образы в данном случае приобретали дополнительный контекст.
Ярославская иконописная школа сконцентрировала в себе то лучшее, что было накоплено в предыдущие эпохи. А выдающегося потенциала этой школы хватило и на эпоху Нового времени, когда иконопись Ярославля продолжала сохранять глубокое содержание и высокое мастерство художников-иконописцев.
101 икона из Ярославля
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.
Правительство Москвы.
Комитет общественных и межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.
Государственная Третьяковская галерея.
Департамент культуры и туризма Ярославской области.
Ярославский художественный музей.
представляют 29-ю выставку проекта «ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ»
101 ИКОНА ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ
Пресс-конференция состоится 28 сентября 2007 года в 14.00
Вернисаж – 28 сентября в 16.00
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
Выставка открыта с 29 сентября по 28 октября 2007 года
Очередная, двадцать девятая, выставка федерального проекта «Золотая карта России» продолжает знакомить столичную публику с лучшими музейными собраниями российской провинции. На этот раз она представляет Ярославский художественный музей – один из крупнейших региональных художественных музеев России.
Фонды музея, образованного в 1919 году, насчитывают свыше 60 тысяч произведений русского искусства XIII–XXI веков. Предмет его особой гордости – коллекция иконописи XIII – начала XX века, насчитывающая более 2000 экспонатов. Наиболее значительная ее часть – иконы XVII–XVIII веков. Произведения этого периода, времени наивысшего экономического и культурного подъема Ярославля, представлены на выставке в Третьяковской галерее.
Город, основанный князем Ярославом Мудрым на реке Волге в 1010 году, к XVII веку стал крупнейшим торговым центром, одним из богатейших городов государства, вторым по численности населения после Москвы. С 1620-х годов в Ярославле началось строительство каменных приходских храмов на пожертвования местных купцов, соревновавшихся в изобилии и роскошестве убранства церквей, а также вскладчину, на средства разбогатевших ремесленников и торговцев посада. К началу XVIII века в Ярославле было выстроено около 40 каменных храмов, беспрецедентное количество по меркам той эпохи. Это потребовало значительных усилий по выполнению большого объема храмовых росписей и иконописных работ. Иконы писали как местные мастера, так и приглашаемые из других городов. В это время в Ярославле сложилась своя иконописная школа, работало несколько иконописных артелей. Мастеров этих артелей, как лучших в своем деле, нередко приглашали в Москву для выполнения «скорых государевых заказов».
В XVIII веке интенсивность строительства в Ярославле снизилась, однако по-прежнему создавалось большое количество икон, шла большая работа по реконструкции и обновлению иконостасов. Иконописные традиции ярославских мастеров XVII столетия бережно сохранялись и постепенно дополнялись элементами стиля барокко. Характерно, что в местной школе иконописи процесс интегрирования европейского искусства шел плавно, без присущего столичному иконописанию насильственного насаждения новых приемов.
К началу XX века Ярославль приобрел славу «русской Флоренции» за обилие построенных на средства местного купечества зданий и храмов, отличающихся богатством убранства.
С 1917 года началась эпоха разорения ярославских церквей. Спасением памятников иконописи в городе занялись сотрудники Ярославского отделения Центральных реставрационных мастерских и музейные работники. Они создали первое в городе собрание иконописи, наследником которого и является Ярославский художественный музей. В 1970-е годы в музее были образованы отделы древнерусского искусства и реставрации, в 1977 году – открыта отдельная экспозиция иконописи в Митрополичьих палатах, памятнике гражданской архитектуры XVII века.
Выставку в Третьяковской галерее, построенную по хронологическому принципу, открывают иконы первой половины – середины XVII столетия, относящиеся к классическим образцам искусства Ярославля: иконы «Богоматерь Корсунская», «Вознесение», «О тебе радуется», «Похвала Богоматери с клеймами акафиста». Монументальность образов сочетается в них с внимательным отношениям к деталям, с подробным повествовательным рассказом об изображаемых событиях. Среди произведений этого времени – икона «Рождество Христово», приписываемая кисти ярославского мастера Иосифа Владимирова, работавшего впоследствии в Москве в Оружейной палате. Известно, что он создал первый отечественный теоретический трактат об иконописании. К первой половине XVII века относится икона «Святитель Иоанн Златоуст с житием в 52 клеймах» из ростовского Троице-Варницкого монастыря – пример наиболее полного изложения жития этого святого в древнерусском искусстве.
Значительную часть экспозиции занимают произведения второй половины – конца XVII столетия, выполненные местными мастерами или приглашенными в Ярославль иконописцами. К наиболее интересным работам местных мастеров относится икона «Богоматерь Хлыновская», написанная в 1684 году Семеном Ивановым. Икона «Илья пророк в пустыне» (1672) создана мастером Оружейной палаты Федором Евтихиевым Зубовым, праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка – костромской артелью во главе со знаменитым иконописцем Гурием Никитиным. Полный праздничный чин экспонируется за пределами музея впервые.
В экспозиции представлено около 40 произведений XVIII столетия. Искусство Ярославля этого времени менее исследовано специалистами и мало знакомо широкой публике. Некоторые из экспонатов ранее демонстрировалась только за пределами страны, а шестнадцать икон были специально отреставрированы для проекта «Золотая карта России». Среди недавно атрибутированных работ – «Спас Великий Архиерей» Афанасия и Ивана Шустовых 1747 года и «Спас Нерукотворный» 1757 года.
Завершают экспозицию экспонаты из разрушенного кафедрального Успенского собора Ярославля, выполненные в конце XVIII века. Перед уничтожением храма в 1937 году большая часть его убранства была вывезена и поделена между музеями Ярославля, Москвы (ГТГ) и Ленинграда (ГРМ). На выставке представлены три иконы из пристолпных иконостасов собора. Из Успенского собора происходит и уникальный памятник, раскрывающий особенности мировоззрения местных иконописцев. Это икона-рама с изображением святых, ярославских князей Василия и Константина, созданная для списка иконы Богоматери Ярославской, одной из главных святынь города. На ней над образом Богоматери Ярославской изображена полусфера, на вершине которой стоит Успенский собор, осеняемый Божественным светом. Такого рода оформление древних почитаемых икон богато декорированными живописными рамами, размером во много раз превышающими обрамляемую икону, с обилием ярких клейм, со сценами чудес и праздников, стало еще одной особенностью ярославской школы этого времени.
Выставка «101 икона из Ярославля» представляет уникальный феномен ярославской иконописной школы эпохи ее расцвета, по значимости, по интенсивности творческой мысли, по обилию высококачественных памятников сравнимой только с московской. Она демонстрирует ее яркое и полнокровное бытование в XVII–XVIII веках, с характерной живописной избыточностью, «нарядностью», повествовательностью. Пышность и великолепие храмовых росписей и икон воспринимались как указание на красоту «горнего мира». Таким образом, экспозиция развенчивает до сих пор существующее мнение об упадке иконописания в XVII веке.
К выставке издан иллюстрированный каталог со статьями сотрудников Ярославского художественного музея.